Использование произведений народного фальклора как возможность развития речи детей, сделать их жизнь интересной и содержательной, наполнить яркими впечатлениями, радостью творчества, способность познать себя, окружающий мир. Показать красоту русского языка через Устное народное творчество. Сформировать у детей интерес к детскому фальклору, обогатить словарный запас детейПрезентация
            
        
        
        
                    
                                    
                        
                        
                            ХМАО – ЮГРА, Сургутский район, г.п. Белый 
МБДОУ ЦРР – д/с «Соловушка»
Яр
Устное народное творчество 
в воспитании дошкольников
 Подготовила 
Воспитатель Магомедова Л.М.
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Программное 
содержание:
фольклора 
  Использование 
произведений 
как 
народного 
возможность  развития  речи  детей, 
сделать  их  жизнь  интересной  и 
содержательной, 
наполнить 
яркими  впечатлениями,  радостью 
творчества,  способностью  познать 
себя, окружающий мир.
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Задачи:
Определить  основные  методы,  формы  использования 
различных форм фольклора в процессе речевого развития 
детей и разработать методы их комплексного применения;
Проследить динамику изменения уровня речевого 
развития в процессе работы;
Показать красоту русского языка через устное 
народное творчество. Сформировать у детей 
интерес к детскому фольклору, обогатить 
словарный запас детей.
                        
                     
                                    
                        
                        
                            В работе использовались 
различные методы :
Наглядные  методы  позволяли  формировать  яркие  представления  о 
фольклоре,  давали  возможность  ребёнку  всматриваться  в  явления 
окружающего  мира,  выделять  в  них  существенное,  основное,  замечать 
происходящие изменения, устанавливать причины, делать выводы;
Практические  методы  позволяли  уточнять  и  углублять 
представления 
способствовали 
возникновению атмосферы заинтересованности;
о  фольклоре, 
детей 
Словесные  методы  помогали  формировать  у  детей 
эмоциональноположительное  отношение  к  жанрам 
устного  народного 
в 
творчества,  позволяли 
кратчайший срок передать детям информацию.
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Приёмы:
картинок, 
показ 
 
 
  рассказ  воспитателя  с  использованием 
слайдов, 
-приём  инсценирования    с  помощью  специально 
отобранных средств;
- 
иллюстрации, 
видеофильмов;
- 
  приём  действенного  соучастия  рассчитан  на 
активное  вхождение  детей  в  развёртывающееся 
перед их глазами действие;
-приём  речевого  образца  –  правильная  речевая 
деятельность воспитателя;
-    хоровые и индивидуальные повторения, которые 
обеспечивают 
речедвигательного 
аппарата детей;
-   заучивание наизусть по ролям, сочинение загадок, 
сказок;
-приём оценки ответа или действия и исправление;
    показ способов действий.
тренировку
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Работа с детьми
 Игры драматизации
 Развивающие игры
 Чтение художественных произведений
 Рассказ детей и рассказ педагога
Выучивание наизусть
Использование устного народного 
творчества в режимных моментах
Сочинение историй
Свободное и тематическое рисование
Лепка 
Сюжетноролевые игры
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Работа с 
родителями
Консультация 
для родителей: 
«Народные игры  
как средство  
духовно-
нравственного 
воспитания» 
Беседа с 
родителями: 
«Роль устного 
народного 
творчества в 
жизни 
дошкольников»
Совместное 
разучивание 
произведений 
устного 
народного 
творчества
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Работа с 
педагогами
Консультация 
для педагогов : 
«Фольклор и его 
значение в 
воспитании 
дошкольников
«Устное 
народное 
творчество как 
Анкетирование 
для педагогов: 
средство 
развития речи 
дошкольников»
                        
                     
                                    
                        
                        
                            сравнений, 
метких 
Сказки  являются  прекрасным  материалом 
для  обучения  детей  дошкольного  возраста 
развитию речи. 
Язык  сказок  очень  красив:  певуч  и 
поэтичен, 
содержит  много  метафор, 
образных 
и 
поучительных  пословиц  и  поговорок.  Все 
эти 
сказку 
незаменимым  средством  речевого  развития 
и воспитания детей разных возрастов.
  Путешествие  в  мир  сказки  развивает 
воображение,  фантазию  детей,  побуждает 
их  самих  к  желанию  пересказывать  ее, 
инсценировать  и  даже  попробовать  свои 
силы в сочинительстве сказок. 
особенности 
делают
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, 
в  которой  в  предельно  сжатой,  образной  форме  даются 
наиболее  яркие,  характерные  признаки  предметов  или 
явлений. 
увидеть 
значения 
вторичные 
Загадки  обогащают  словарь  детей  за  счет  многозначности  слов, 
помогают 
слов,  формируют 
представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить 
звуковой и грамматический строй русской речи. Применение загадок 
в  работе  с  детьми  способствует  развитию  у  них  навыков  речи  – 
доказательства и речи – описания. Уметь доказывать – это не только 
уметь  правильно,  логически  мыслить,  но  и  правильно  выражать 
свою мысль, облекая ее в точную словесную форму.
При работе с загадкой использовались 
такие формы:
   * нарисуй отгадку;
    *придумай свою загадку;
   * придумай загадку по картинке.
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Пословицы и поговорки– особый вид 
устного  народного творчества.   
Через  особую  организацию,  интонационную 
окраску, 
специфических 
языковых средств выразительности (сравнений, 
эпитетов)  они  передают  отношение  народа  к 
тому или иному предмету или явлению. 
использование 
Используя в своей речи пословицы и 
поговорки, дети учатся ясно, 
лаконично, выразительно выражать 
свои мысли и чувства, интонационно 
окрашивая свою речь, развивается 
умение творчески использовать слово, 
умение образно описать предмет, дать 
ему яркую характеристику.
                        
                     
                                    
                        
                        
                            возможности 
восприятия, 
особая 
как 
форма 
народного 
Колыбельная, 
поэтического  творчества,  содержит  в  себе 
большие 
в  формировании 
фонематического 
чему 
интонационная 
способствует 
голосом 
организация 
гласных  звуков,  медленный  темп  и  т.п.), 
наличие 
фонем, 
звукосочетаний, 
звукоподражаний. 
Колыбельные  песни  позволяют  запоминать 
слова и формы слов, словосочетания, осваивать 
лексическую сторону речи. 
(напевное  выделение 
повторяющихся
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Хороводные игры – любимые забавы 
малышей. Легко устанавливается
эмоциональный  контакт  взрослого  с 
ребёнком. Это облегчает малышу
понимание  речи  и  побуждает  его 
подражать речевым действиям.
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Игры – инсценировки, 
способствуют развёртыванию 
диалога, обогащению словарного 
запаса, интонационного и 
грамматического
строя речи.
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Разнообразные виды красочных театров в сочетании 
с  медленными,  но  колоритными 
в  речевом 
отношении фольклорными текстами, побуждает
детей 
свои 
эмоциональные качества, дети
утверждаются в высказываниях.
проявлять 
речевые 
знания,
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Использованная литература:
 Ушакова О.С. «Развитие дошкольников», 
М., 2001г.
  «Детский  сад  и  семья»,  Дошкольное 
воспитание№6, 2000г.
  «Детский  сад  и  семья»,  Дошкольное 
воспитание,№4, 2000г.
Бондаренко  А.К.  «Словесные  игры  в 
детском саду», М., 1997г.
Павлова 
маленьких»ДВ. №4, 1990г.
«Фольклор 
Л. 
для