Презентацию можно использовать для работы с родителями дошкольников и для обучающихся школы. В презентации дается подробная информация о роде фабрикантов Акчуриных, которые построили в нашем поселке фабрику. Акчурины были меценатами, построили мечети, помогали бедным. До сих пор в нашем поселке имеются 2 мечети, построенные Акчуринами.
Страницы жизни и
деятельности рода
Акчуриных.
Работу выполнила: Ханова Г.Ш.,
воспитатель МОУ СОШ р.п.Старотимошкино
МО «Барышский район»
Родословная семейства Акчуриных
Их род ведет свое начало из глубины веков.
Корни доходят до князя Адаша, жившего в 15
веке.
В 1796 г. в семье крестьянина Абдуллы Сафовича
Акчурина родился сын –Курамша.В это время
отец занимался торговлей шерстью и галантереей.
1802 г. появился на свет Сулейман.
Ильяс и Яхья сыновья Абдуллы Акчурина.
Курамша Акчурин.
Курамша приобщился к отцовскому делу. И параллельно с торговлей
обычной шерсти начали продавать мытую шерсть, в которой нуждались
суконные мануфактуры края.
Понимая важность этого дела построили несколько шерстомоек на берегу
реки Малая Свияга.Всего 18 было предприятий на территории
д.Старотимошкино.
1839 год узаконил свою деятельность и вошел со своим семейством в
симбирское мещанство
Его дети:Мухаммед, Тимербулат,Асфандиар, Магберус, Мадина, Ибрагим и
Исмаил(от второго брака)
В середине 19 столетия Курамша становится симбирским купцом первой
гильдии.
В 1862 году приобрел у помещицы Е.В.Кротковой Гурьевскую суконную
фабрику.
Скончался 17 июля 1868 года и был похоронен на кладбище д. Старое
Тимошкино.
Сулейман Акчурин.
Сулейман первым из рода Акчуриных приступил к производству сукна.в 1849 г.
основал суконную мануфактуру в д.Старое тимошкино Сенгилеевского уезда
Симбирской губернии.
В основном на ней работали « отставные и безсрочно отпускные солдаты».применение
наемного труда позволило повысить эффективность производства по сравнению с
помещичьими фабриками.
На фабрике функционировала и большая шерстомойка, обеспечивающая сырьем не
только себя, но и другие суконные предприятия.
Большую прибыль получал от поставки солдатского сукна государству в годы
Крымской войны.
В последний год жизни на фабрике было 19 аппаратов. По показателям детище
С.Акчурина занимала 2 место среди 22 фабрик губернии.
В1864 г. с.Акчурин совершил поломничество в священные места мусульман.Там он
заболел.
Скончался 30 ноября 1864 г., был похоронен на кладбище в д. Старое тиомшкино.
Кроме особняка в д. Старое Тимошкино имел дом в Симбирске, в котором после
смерти жили вдова и дети.
Дети Сулеймана.
После смерти Сулеймана его жена и потомки
выполняют завет отца и создают торговый дом «
Вдова Акчурина с сыновьями».Управляющим был
сын Хасан.
1870 г.в ночь на 29 января на
Старотимошкинской фабрике произошел
пожар.Который привел к человеческим жертвам:
сгорели 36 рабочих и 2 сторожа.
Фабрика перешла на многосменную работу, к
более полному и еффективному использованию
оставшихся после пожара корпусов.
Абдрашит Сулейманович Акчурин.
Старший сын в 1880 г. купил у дворян Войковых
суконную фабрику и 250 десятин земли в с.
Самайкино.но эффективно использовать новое
приобретение не смог.
Женился на представительнице рода касимовских
татар Сеит Шакуловых. Его избранницей стала
Бадигель Джемал.
Скончался в начале 20 века.Остались сыновья и
дочери, которые продолжили
предпринимательскую деятельность.
Хасан Сулейманович Акчурин.
Был женат на дочери Абдрашита Юнусова,
представителя известного рода казанских купцов
Фахри Бану.Дети от брака:Юсуф и Фатима.
Был очень деятельным человеком. В 70 годах
избирался гласным Симбирской думы.
Во владении потомков Хасана осталась суконная
фабрика при с. Ляховка.
Скончался в 1878 году изза быстро
прогрессирующей болезни.
Юсуф Акчура до 20 годов 20 века не порывал
связи с «Малой родиной».
Юсуп Сулейманович Акчурин.
Родился в 1852 году. Имел собственную фабрику.и владел землей
при д. Старое Тимошкино и Калда.
Занялся разработкой и освоением месторождений торфа между д.
Калда и Бутырки.Управлял процессом Алим Юсупов.
В предреволюционные годы Ю.Акчурин сдавал свою фабрику в
аренду.
Последние годы жизни на родине полны драматизма. После октября
1917 лишился всего.Его приютили у себя родственники
Козловы.Часто ходил старик на другой конец деревни, чтобы
посмотреть на свой дом. Приходилось в поисках пищи ходить по 14
км в день, к мельнику Батраеву.
В с. Калда стоит мечеть, построенная на его деньги.
После революции особняк стал детским домом.в анстоящее время
здесь проживают семьи. Дом в ужасном состоянии, а от прекрасного
сада не осталось и следа.
Якуб Сулейманович Акчурин.
Родился в 1854 году.
К руководству фабрикой пришел во второй половине 70 годов 19 века.
В 1892 г. купил моечное заведение с землей при д. Старое Тимошкино.
Владел жилым домом в Симбирске по Покровскому переулку. В Жарковском переулке
ему принадлежал дом с флигелем.
Для Якуба было характерно сопереживание чужому горю, в1899 голодном году им
была открыта столовая вд. Старое Тимошкино, и вней кормились 55 голодающих
детей.Сюда же был командирован студент медик для лечения больных.
Занимался благотворительностью, был избран пожизненно действительным
членомавторитетного Мусульманского благотворительного общества.
Скончался 13 декабря 1903 года, похоронен на кладбище в д. Старое Тимошкино.
В р.п. Старотимошкино и в настоящее время сохранился дом Якуба, построенный
Сулейманом.
После смерти Якуба, его сын Али принимает посильное участие в руководстве
фабрикой и всего хозяйства.
Н а средства Юсупа и Якуба были построены 2 мечети в д.Калда.
Дом Хасана БатырГиреевича Сеит
Шакулова.
Дочь Сулеймана бахрель Хаят
была замужем за представителем
рода касимовских татар Сеит
шакуловых Батыр Гиреем
Дом Сеит Шакуловых.
В первые послереволюц. годы в
этом доме находился пункт
бесплатного питания детй.
Позднее разместилась
общеобразовательная школа.
Служила школой до70 годов 20
столетия.
Потом школа по подготовке
шоферов районного оборонного
общества.
Ныне разрушен.
Дом Юсупа Сулеймановича
Акчурина
В свое время дом окружал прекрасный
фруктовый сад и парк. На территории
парка был искусственный водоем.
Интересно, что данный дом считал
своим и племянник хозяина Юсуф
Акчура. Во время кратковременных
поездок на малую родину он
останавливался , гостил и работал
здесь. « Париж Юсуф абзый»
называли его дети родных.
После1917 г. стал детским домом.
Часто приходил к нему немощный
старик Юсуп и, опираясь на палку,
подолгу смотрел на свое имение, в
глазах его стояли слезы.
Ныне там находятся квартиры, но
верхняя часть дома разрушена
Родовое имение знаменитых купцов
и фабрикантов.
Дом Якуба Сулеймановича Акчурина,
построенного Сулейманом Абдулловичом.
Здесь родился Юсуф Акчура.
При Акчуриных во дворе было много
построек. Дом окружал лесопарк.
Последним владельцем прекрасного
особняка стал Али Якубович.
15 ноября 1918 г. фабрика была
национализирована, вскоре и дом перешел в
руки местных властей.али иего семья
остались без средств к существованию.
В народе здание больницы попрежнему
назыают « домом Якуба Бая».
С первых лет советской власти в этом
историческом здании разместились
медицинские учреждения.
Ныне МУЗ Старотимошкинская участковая
больница.
Мечеть в р.п. Старотимошкино.
Мечеть, построенная Акчуриным и
Сеит Шакуловым.
До 1917 г.находилась соборная
мечеть.Во 2 половине 19 века в ней
служил ахун Бурханетдин
Насретдинов, совершивший обряд
никаха Зухры Акчуриной и Исмаила
Гаспринского.
В анчале 20 века в мечети,
лишившийся минарета, был склад
местного колхоза.
Потом там разместились курсанты
автомобильной школы.Здесь было
общежитие.
И, наконец, верующие поселка во главе
с Урмеевым А.А.восстановили
минарет.1 июля 1994 года состоялось
торжественное открытие храма.
Мечеть в р.п. Старотимошкино
Мечеть, построенная
на деньги Акчуриных
и прихожан.
Дом Касимхана Абдрашитовича
Акчурина.
В 1903 году внуки Сулеймана
основали ватную фабрику или
предприятие по выпуску
искусственной шерсти.
В центре поселка находился
дом Касимхана. Особняк имел
большой сад и парк. Они
сохранялись до ВОВ.
Впоследствие сад был
заброшен.Но и сегодня это
место называется «
Касимовским»
После 1917года здание
неоднократно переделывалось.
В первые послереволюц. годы
здесь размещалась школа.
Вклад Акчуриных в просвещение.
Обладая крупным состоянием, Акчурины вносили вклад в просвещение народа.И делали это по
нескольким направлениям.
На свои средства они содержали немало школ и медресе.
В Старом Тимошкино работало 2 медресе.1 при Ак мечети.Руководители и педагоги этого
заведения были:Зыятдин Джаффарович Мустакимов и его сын Абдурахман.Называлось это уч.
заведение «Мустакамия»
2 находилось при 2 соборной мечети деревни, которая называлась Шакуловская.Имамом мечети и
руководителем медресе был Юсуф Альмяшев.
Акчурины оказывали финансовую помощь русско татарским школам Симбирской губернии.
Без поддержки Акчуриных не остались и дети татр г. симбирска.в конце 1907 г. усилиями Хасана
Тимербулатовича и Ибрагима Курамшевича была открыта первая в истории Симбирска школа для
мусульманских девочек. В первые годы существования содержалась за счет Акчуриных.
Акчурины открывали и домашние школы. Первая школа Мяргубы Джемал, дочери Тимербулата
была открыта в начале 20 века в д. Старое Тимошкино.
Акчурины уделяли внимание обучению детей, работающих на предприятие.
Акчурины поддерживали направление, связанное с именем Исмаила Гаспринского.В их школах в
числе первых начали использовать прогрессивный метод обучения.
Сын Тимербулата Хасан не ограничивался финансовой помощью школам. Он сам детально изучал
непрстые проблемы преподавания и внедрял их в жизньАкчурины финансировали издание книг и
выпуск газет.
На средства Акчуриных среднее и высшее образование получили немало людей.
Акчурины в поисках вечных
ценностей.
Акчурины были верующими людьми. Для всех поколений их было характерно бережное
отношение к могилам предков и их памяти.
Они принимали активное участие в организации и проведение мусульманских
праздников.
Организовывали паломничества в священные места.
На деньги Акчуриных были построены 10 –ки мечетей в Симбирской губернии.
На средства Юсупа и Якуба были построены 2 мечети в д. Калда.
В д.Старое Тимошкино на средства акчуриных были построены 2 мечети:Шакуловская
и Ак мечеть.
Небольшую мечеть построили в Гурьевке.
Участвовали в строительстве мечетей России.
В 1893 году Т.К.Акчурин построил на свои средства мечеть с помещениями для
медресе в Самаре.
Жертвовали средства на строительство мечетей и мектебе в Нижнем Новгороде, Киеве
Акчурины с уважением относились к представителям мусульманского духовенства.
Акчурины были последователями ислама. Они прославились своей щедрой
благотворительностью.
Храм Аллаха.
В Калде многое напоминало
Юсупу Сулеймановичу о
прошлом. На главной улице
стоит мечеть, построенная на
его деньги.
Храм Аллаха еще работал,
когда в поисках пищи Юсупу
приходилось добираться
пешком до Калды, где его
помнили многие и
сочувствовали горю. И
прихожане молились за
здоровье и благополучие
представителей рода
Акчуриных.
Церковь в селе Заречное.
В 70х годах 19 века на
средства потомственного
почетного гражданина
Х.С.Акчурина была сооружена
церковь в с. Бештановка.
В 30х годах храм пержил
закрытие и использование не
по назначению.
В 90х годах сгорел.
Благодаря усилиям местных
жителей и искусному
мастерству Н. Бабынькина
церковь восстанавливается и
сейчас имеет такой
прекрасный вид.
Юсуф Акчура.
Юсуф Акчурин писатель, журналист, политик.
После похорон Хасана его жена Камярбан, забрав с собой сына,
уехала в гости к главе Бахчисарая Гаспринскому. Там она
познакомилась с одним из турецких гостей и вышла замуж.
В Стамбуле Юсуф учился в мектебе, затем в военном училище, и
военной академии.
После учебы он решил заняться политической деятельностью, и стал
бороться за уравнение прав мусульман. В это же время вел
журналистскую деятельность.
В 1906 году попал в тюрьму за ведение пропаганды.
В России оставаться было опасно, и он уехал в Париж.Там поступил
Сорбонн на исторический факультет.
Известно, что Юсуф состоял советником в высших эшелонах власти
Турции.
Прожил до 1937 года.
Асфандиар Курамшевич Акчурин.
Родился в 1830 году, в 1871г. Вступил во владение
недвижимостью в Коромысловке и в Старотимошкине.
Дочь Зухра училась в Симбирской женской гимназии, в
1883 году вышла замуж за Исмаила Гаспренского. Вместе
с мужем они выпускали газету « Тартеман».Зухра и
Исмаил похоронены в
Турции.Дети:Рафат,Айдар,Мансур,Шафека,Ниар.
Вторая дочь Зулейха, была известным археологом и
библиографом. Похоронена в Казани. В 1982 году, когда
она умерла, оборвалась династия фабрикантов
Акчуриных.
Исследовательская работа «
Из истории образования сел
Старотимошкинского
городского поселения»
Работу выполнили: учащиеся 7а класса
МОУ СОШ р.п.Старотимошкино.
Классный руководитель: Ханова А.Ш.
2009 год
История образования Сел Заречное,
Калда, Тимошкино, Смольково.
История края с древнейших времен.
Природные зоны нашего края отличаются чередованием лесных и степных массивов. Эти природные
условия способствовали историческому развитию края. Так как степные просторы издревле были
использованы для кочевого скотоводства и кочевому образу жизни. А леса способствовали оседлому
образу жизни с охотой и рыболовством и земледелием.
Древнейшая история края начинается с бронзового века (21 тыс.до н.э.).
Недалеко от Смольково находится древний могильник. Это было поселение срубной культуры 1613
веков до н.э., покровский период в археологии.. Здесь 3,5 тыс.лет назад жили скотоводы
земледельцы. Подобных поселений вокруг было много. Это было сообщество волжско свияжская
группа.
Срубное население испытало влияние других культур бронзового века. В нашем крае на окраине села
Старое Тимошкино под Шакуловской горой близ родника Тимай археологи обнаружили следы
поселения абашевской культуры.
Спустя несколько столетий, с приходом из восточных степей финноугорских племен, на основе
срубной культуры в нашем крае сформировались племена мордвы и буртасов. К середине 1 века у
них сложились 2 пламенных союза: эрзя и мокша.
К 78 векам мордовские племена достигли высокого уровня развития. Они стали развиваться
пашенным земледелием, помимо скотоводства развивалось ремесло. Шла торговля с соседними
племенами. Внутри племен происходило расслоение, появилась знать и военные дружины, начались
столкновения с другими племенами и грабительские набеги на соседей.
К 12 веку в наших местах основными обитателями все это время были мордва мокша, а южнее
буртасы.
К концу 10 века булгары объединились в единое государство. Наш край оказался в югозападной
части Булгарии.
Развитие народов во время монгола
татарского нашествия.
В 1223 году относительно мирную жизнь нашего края нарушило монгола татарское
нашествие. Чингисхан имел виды на наш край и отправил сюда двух своих
полководцев, Джебе и Субудая со своими ордами. Но не справившись с нападением,
ушли назад.
Вернулись ордынцы в 1236 году под знамением хана Батыя. Огромные полчища
завоевателей прошлись по правобережью Волги и опустошили цветущий край. Весной
1237 года монгола татары перешли на правобережье и начали уничтожать население.
Оставшиеся в живых обитатели края, спасаясь от гибели и плена, бежали в леса и
непроходимые болота, куда степняки предпочитали не забираться. Это были
Поливановский и Измайловский лесные массивы.
В 1242 году после кровавых походов по Восточной и Центральной Европе монголо –
татары вернулись на территорию нашего края с намерениями поселиться здесь, но в
1247 году ушли в Прикаспийские степи. Там они создали свое государство Золотую
Орду.
Остатки населения стали возвращаться к родным пепелищам и восстанавливать их,
Ордынцы не препятствовали этому, так как им было выгодно получать с них дань.
В конце 14 века Золотая Орда ослабла. От смешения буртасов и мордвы
сформировалась общность татары мишаре.
История сел в правление Василия
Темного.
«…Бештановка как село организовалось после татарского нашествия, при
Василии Темном. На месте Бештановки стояло пять татарских станов. Их
предводитель принял православие, крестил поданных и получил от царя
разрешение на оседлость.»
«…Акшуат возник как татарское поселение .После свержения монголо
татарского ига здесь с разрешения русского царя осталось пять дворов с
жителями. Царь разрешил остаться тем татарским семьям, которые
согласились не чинить царю неприятностей. А помогать…»
Считается , что на месте Старотимошкино до прихода предков нынешних
татар жили новокрещенные мордва во главе с предводителем Тимофеем. От
его имени и пошло название села.
Предположительно, предводитель русско мордовской рати Тимофей изгнал
непокорных « бессерман», а подчинившихся ему принудительно крестил и
оставил на жительство по 5 семей на местах становий степняков. Сами
покорители поселились посреди степного массива в районе нынешней улицы
Пролетарской в Старотимошкино Появилось мордовское село Тимошкино.
Основным занятием было скотоводство.
Зия Баши
Низовые сельские сообщества кочевников
назывались станами. На Малую Свиягу со
стороны Волынщины и Кузоватова приходит
один из таких станов татр мишарей..В
начале 1440х годов они обосновались на
левобережье Малой Свияги напротив
мордовского села и называют свое селение
Зия Баши, по татарски, исток Свияги.
Татры и мордва долго жили вместе и
занимались скотоводством. Саамой
уудобной и богатой пастбищами была степь
севернее Зия Баше. Посреди нее татары так
же основали становье с загонами для скота.
Его назвали Калдой от татарского
«Калдык» остаток, часть села или с
мордовского «калда» загон для скота.
Татры назвали все на свой лад:Бишстан(пять
станов), Якшеат(Хороший источник),
Тимошкино (Тимошкина деревня).
У тимошкинской мордвы была священная
роща, где осуществлялись богослужения и
жертвоприношения.
Храм ротонда. Село Смольково.
Памятник архитектуры конца 19
века в стиле классицизма.
Церковь построена в 1895 году на
средства местного помещика
П.Д.Самана.
Круглая в плане с большим
куполом и единственной главой,
снаружи выглядит приземисто, без
декоративных украшений фасада,
без колокольни.
Внутри круглое помещение по
периметру украшено сдвоенными
колоннами коринфского ордера.
Благодаря этому храм выглядит
изнутри стройным и высоким.
Церковь была закрыта в 20е годы
20 века.