«Чтение как универсальное учебное действие, роль и место чтения среди
планируемых результатов освоения образовательной программы»
Учитель: Храбрунова Л.В.
Актуальной междисциплинарной учебной программой, предусмотренной новыми
образовательными стандартами, является программа «Основы смыслового чтения и работа
с текстом». Программа направлена на формирование и развитие основ читательской
компетенции, необходимой учащимся для осуществления своих дальнейших планов, в том
числе, продолжения образования и самообразования, подготовки к трудовой и социальной
деятельности. Сегодня чтение, наряду с письмом и владением компьютером, относится к
базовым умениям, которые позволяют продуктивно работать и свободно общаться с
разными людьми. Чтение является универсальным навыком: это то, чему учат, и то,
посредством чего учатся.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования наряду с другими ставит задачу формирования навыков чтения и работы с
текстом. Как мы уже знаем в последнее время наблюдается снижение уровня читательской
компетенции, снижается интерес к чтению. Вместе с тем в современном мире
увеличивается количество потоков информации и объем самой информации. Все это
создает объективные трудности в отборе, понимании, хранении и передаче информации.
Именно поэтому реализуется Междисциплинарная программа
"Стратегии смыслового чтения и работа с текстом" формирования навыков чтения и
работы с текстом. Реализация программы осуществляется комплексно через учебно
воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную деятельность, преемственность от
начального к основному общему образованию. Хорошо развитые умения смыслового
чтения необходимы, так как используются при выполнении самых разных заданий: дети
читают параграфы учебника, условия задач, инструкции и рецепты, алгоритмы действий во
время лабораторных и практических работ, подбирают материал для написания реферата и
т. д. Поэтому любому учителю очень важно обеспечить учащимся развитие основ
читательской компетенции. Связующим звеном всех учебных предметов является текст,
работа с которым позволяет добиваться оптимального результата. Исходя из этого, в
нашей школе для реализации междисциплинарной программы "Стратегии смыслового
чтения и работа с текстом" были отобраны те образовательные технологии, которые
отвечают требованиям системно деятельностного подхода:
1. Развитие критического мышления через чтение и письмо
2. Эвристическое обучение
3. Технология проектного обучения
4. Технологии развивающего обучения
5. Технология сотрудничества
Формирование у учащихся навыка осмысленного чтения и работы с текстом требует
от учителей использования специальных методов и приемов. Приведу пример: на своих
уроках ОБЖ с одиннадцатиклассники мы рассуждали об обязательной подготовке к
воинской службе. Тему урока помогают сформулировать ответы на загадки. Для
постановки цели урока использую прием "мозгового штурма", перед прочтением текстов
использую прием "Предвосхищения". В конце урока учащиеся составляют синквейн, взяв
ключевое слово "армия". 1.Прием Синквейн
развивает умение учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи,
синтезировать полученные знания и проявлять творческие способности. Структура
синквейна:
Существительное (тема).
Два прилагательных (описание).
Три глагола (действие).
Фраза из четырех слов (описание).
Существительное (перефразировка темы).
2.Приём «Тонкие» и « толстые» вопросы
Тонкие» вопросы – вопросы, требующие простого, односложного ответа; «толстые»
вопросы – вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа. Стратегия позволяет
формировать умение формулировать вопросы и умение соотносить понятия. После
изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых»
вопроса, связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга,
используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.
«Толстые» вопросы
«Тонкие» вопросы
вы
почему….?
Объясните
Почему
думаете….?
Предположите, что будет если…?
В
различие…?
Почему вы считаете….?
чём
Что…?
Кто..?
Когда…?
Может…? Мог ли…?
Было ли…? Будет…?
Согласны ли вы…?
Верно ли…?
3.Приём «Учимся задавать вопросы разных типов» –
« Ромашка Блума»
Шесть лепестков – шесть типов вопросов.
Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какието факты, вспомнить,
воспроизвести некую информацию. Применяю на традиционных формах контроля: на
зачетах, при использовании терминологических диктантов и т.д.
Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что...?», «Если
я правильно поняла, то...?», «Я могу ошибаться, но, помоему, вы сказали о...?».
Целью этих вопросов является предоставление обратной связи ученику относительно того,
что он только что сказал. Очень важно эти вопросы задавать без негативной мимики. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». В
некоторых ситуациях могут восприниматься негативно – как принуждение к оправданию.
В других случаях – направлены на установление причинноследственных связей. Данный
тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе на него присутствует элемент
самостоятельности.
Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть
элементы условности, предположения, фантазии прогноза. «Что бы изменилось в …., если
бы
….?».
Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или
фактов. «Чем …… отличается от ……?» и т.д.
….?»,
думаете,
вы
«Как
как
будет
Практические вопросы. Это вопросы, направленные на установление взаимосвязи между
теорией и практикой.
4. Приём «Кластер»
Кластеры использую для структуризации и систематизации материала. Кластер – способ
графической организации учебного материала, суть которой заключается в том, что в
середине листа записывается или зарисовывается основное слово (идея, тема), а по
сторонам от него фиксируются идеи (слова, рисунки), с ним связанные.
Предлагаю ребятам прочитать изучаемый материал и вокруг основного слова (тема урока)
выписать ключевые, по их мнению понятия, выражения, определения. А затем вместе в
ходе беседы или ребята работая в парах, группах наполняют эти ключевые понятия,
выражения, необходимой информацией.
5. Приём «Составление краткой записи ситуационной задачи, пункта параграфа»
Приём «Составление вопросов к ситуационной задаче или к параграфу.»
Формируется умение целенаправленно читать учебный текст, задавать проблемные
вопросы, вести обсуждение в группе.
Заключение:
Учитывая стратегии современных подходов к чтению, можно порекомендовать учителям
предметникам следующее:
Продолжить работу по формированию навыков смыслового чтения и использование
данных технологий систематически.
выбирать наиболее рациональные виды чтения для усвоения учащимися нового
материала;
формировать у учащихся интерес к чтению путем внедрения нестандартных форм и
методов работы с текстом;
определять характер деятельности различных групп учащихся при работе с учебником;
предвидеть возможные затруднения учащихся в тех или иных видах учебной
деятельности;
повышать уровень самостоятельности учащихся в чтении по мере их продвижения
вперед;
организовывать различные виды деятельности учащихся с целью развития у них
творческого мышления;
обучать самоконтролю и самоорганизации в различных видах деятельности.
Презентация на тему:"Использование приёмов смыслового чтения на уроках ОБЖ"
Презентация на тему:"Использование приёмов смыслового чтения на уроках ОБЖ"
Презентация на тему:"Использование приёмов смыслового чтения на уроках ОБЖ"
Презентация на тему:"Использование приёмов смыслового чтения на уроках ОБЖ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.