Презентация "Ненормативная лексика"

  • Мероприятия
  • Научно-исследовательская работа
  • Презентации учебные
  • pptx
  • 13.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная презентация является результатом исследовательской работы ученицы 9 класса. Она содержит материал, который может использовать любой классный руководитель 6-11 классов для проведения классного часа на очень актуальную тему, затрагивающую культуру речи и тему воспитанности современной молодёжи. В основе лежит материал конкретной школы, конкретного класса, но данное явление, приобретшее вид эпидемии, касается практически любой общеобразовательной школы.
Иконка файла материала Презентация Ненормативная лексика.pptx
НЕНОРМАТИВНАЯ ЛЕКСИКА –  ВСЕ АРГУМЕНТЫ ПРОТИВ Выполнила Ученица класса 9 «а» Подопрелова Полина Руководитель Учитель русского языка Куракина Светлана Яковлевна
ВСТУПЛЕНИЕ В последнее время  все чаще  наблюдаются  ситуации,  свидетельствующие  о падении уровня  культуры речи, в  основном – среди  молодёжи.
АКТУАЛЬНОСТЬ Исследование  заключается в том, что в  современной России  активно используют  ненормативную лексику и  старые, и молодые, и  неучи, и образованные  люди, и в семье, и на  работе, и среди друзей, и  среди маленьких детей.
ГИПОТЕЗА: Является ли  нецензурная  лексика тем  инструментом речи,  без которого не  может обойтись  современный  человек?
ЦЕЛЬ: Изучение  причин  использования  школьниками  ненормативной  лексики.
ЗАДАЧИ: Изучить освещение вопроса  нецензурной лексики в научной  литературе, публицистических статьях,  Интернет­ ресурсах. Составить анкету и провести опрос. Создать лекцию о культуре речи. Выступить с лекцией о культуре речи в  9­х классах школы №11. Разработать правила речевого  поведения в школе («Манифест»).
ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА.  ПРОИСХОЖДЕНИЕ НЕНОРМАТИВНОЙ  ЛЕКСИКИ. Издавна нецензурное  слово в русском народе  именуется  сквернословием, от  слова «скверна». В  древней Руси считалось  неприличным  уподобляться скоту и  орать благим «матом».
ПРОИСХОЖДЕНИЕ НЕНОРМАТИВНОЙ ЛЕКСИКИ При Петре I была выпущена книга «Юности Честное Зерцало», где писалось,  что неприличное поведение людей может быть признано лишь с полным  воздержанием от бранной ругани.
НАУКА – О СКВЕРНОСЛОВИИ Самым важным и научно подтверждённым является то, что матерные слова опасны для здоровья: они не только способствуют снижению интеллекта, но и , впитывая в себя словесную грязь, приводят к раннему старению и преждевременной смерти.
РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ Проведя анализ,  мы увидели, что  совсем немногие  видят проблему в  употреблении  учениками брани.
В ДАННОЙ ТАБЛИЦЕ СИСТЕМАТИЗИРОВАНЫ ВСЕ ОТВЕТЫ НА  ВОПРОСЫ АНКЕТЫ Ученики Родители Учителя № вопроса   3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 Да Нет 24% 76% 60% 40% 27% 73% 35% 65% 57% 43% 89% 11% 89% 11% 76% 24% 78% 22% 41% 59% 30% 70% 14-20 лет (90%) Рабочие- 50%,подростки-50% 78% 35% 46% 22% 65% 54% Нет Да 33% 67% 80% 20% 42% 58% 42% 58% 25% 75% 42% 58% 33% 67% 17% 83% 25% 75% 25% 75% 58% 42% 14-20 лет (90%) Рабочие-25%, подростки-75% Нет Да 44% 56% 70% 30% 19% 81% 31% 69% 63% 37% 87% 13% 81% 19% 37% 63% 56% 44% 6% 94% 50% 50% 14-20 лет (90%) Рабочие-25%, подростки-75% 67% 67% 92% 33% 33% 8% 75% 81% 56% 25% 19% 44%
КОММЕНТАРИИ К НЕКОТОРЫМ ОТВЕТАМ 9­й вопрос. «Кто повлиял  на то, что Вы начали  использовать  нецензурную лексику?»  В основном на  использование бранных слов  влияют друзья и знакомые.  У учителей таких друзей  33%, у родителей – 81%,  у учеников – 89%.
КОММЕНТАРИИ К НЕКОТОРЫМ ОТВЕТАМ 13­й вопрос. «Мат стал  неотъемлимой  частью  жизни людей?»  70% учеников  затрудняются ответить,  42% учителей абсолютно  не согласны,  также 50% родителей не  соглашаются с этим  утверждением.
КОММЕНТАРИИ К НЕКОТОРЫМ ОТВЕТАМ 17­й вопрос.  «Раздражает ли Вас  использование мата в  телепередачах?» 65% учеников, 67% учителей,  81% родителей  раздражает использование  мата в телепередачах.
В целом можно сказать, что больше всех заражены  нецензурными словами подростки, меньше всех  учителя. Родители занимают пограничную позицю.
19-Й ВОПРОС АНКЕТЫ ПРЕДЛАГАЛ ВЫРАЗИТЬ СВОЁ ОТНОШЕНИЕ К ФРАЗАМ, КОТОРЫЕ ИМЕЮТ МЕСТО В НАШЕЙ ЖИЗНИ. «Маты придают  остроту, колорит  языку».  Родители и учителя  абсолютно не согласны. А ученики  и соглашаются, и затрудняются, и не принимают это  высказывание.
МАТЫ ПРИДАЮТ ОСТРОТУ, КОЛОРИТ ЯЗЫКУ. Родители Ученики 1 2 3 4 5 Учителя 1 2 3 4 5 1-полностью согласен 2-согласен 3-затрудняюсь ответить 4-не согласен 5-абсолютно не согласен 1 2 3 4 5
19-Й ВОПРОС АНКЕТЫ ПРЕДЛАГАЛ ВЫРАЗИТЬ СВОЁ ОТНОШЕНИЕ К ФРАЗАМ, КОТОРЫЕ ИМЕЮТ МЕСТО В НАШЕЙ ЖИЗНИ. «Дети демонстрируют  самостоятельность,  используя мат в своей  речи».  В данном случае ответы  всех трёх групп  респондентов совпадают.  Они полностью  соглашаются с этим  высказыванием.
ДЕТИ ДЕМОНСТРИРУЮТ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ, ИСПОЛЬЗУЯ МАТ В СВОЕЙ РЕЧИ. Родители Ученики 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 Учителя 1-полностью согласен 2-согласен 3-затрудняюсь ответить 4-не согласен 5-абсолютно не согласен 1 2 3 4 5
УЧЕНИКИ О НЕНОРМАТИВНОЙ ЛЕКСИКЕ «Я считаю, что каждый  сам для себя решает,  употреблять ли мат.  Конечно, в общественных  местах, в школе этого  делать не стоит, но если  собеседники это  принимают, если это  никому не вредит, если  никто не возражает,  почему бы и нет?»
УЧИТЕЛЯ О НЕНОРМАТИВНОЙ ЛЕКСИКЕ Вопрос: Как бороться с  матом, и кто должен  бороться? Учитель:  «Все, кого мат  оскорбляет, кто  понимает, что мат не  делает нас лучше, умнее.  Надо всем лечиться от  этой болезни».
РОДИТЕЛИ О НЕНОРМАТИВНОЙ ЛЕКСИКЕ «Самое важное, как к  этому относиться, но  воспитывать надо с  детства. И виной  матюгательства не  подростки, а их родители».
ВЫВОДЫ Если человек заинтересован в  повышении своего рейтинга,  имиджа, в уважении  окружающих, ему необходимо  повышать свою культуру речи,  совершенствовать навыки  владения литературным языком,  стремиться в целом к  совершенствованию себя как  личности, и при этом вполн  уверенно обходиться без  ненормативной лексики.
Было опрошено 77  человек.  Результаты исследования  позволяют установить, что,  по мнению  девятиклассников,  применение  ненормативной лексики  допустимо в кругу друзей,  так считают 60%  респондентов.
ПОСТАВЛЕННЫЕ ЗАДАЧИ ВЫПОЛНЕНЫ: ­ Изучена литература о  нецензурной лексике. ­ Составлена анкета и  проведён опрос учащихся,  учителей, родителей. ­ Создана лекция о  культуре речи. ­ Разработаны правила  речевого поведения в  школе.
СОКРАТ ГОВОРИЛ: «Каков человек, такова и его речь»