Презентация предназначена для психолога образовательных учреждений с целью просвещения педагогов по вопросу неуспеваемости учащихся младшего школьного возраста. Указаны причины неуспеваемости и способы преодоления трудностей в обучении школьников. Данную презентацию можно использовать на методических объединениях психологов образовательных учреждений по данной теме.
НЕУСПЕВАЕМОСТЬ УЧАЩИХСЯ
МЛАДШИХ КЛАССОВ, ПРИЧИНЫ И
ПУТИ ЕЁ ПРЕОДОЛЕНИЯ
Понятие неуспеваемости
• Под неуспеваемостью
понимается ситуация, в
которой поведение и
результаты обучения не
соответствуют
воспитательным и
дидактическим требованиям
школы. Неуспеваемость
выражается в том, что ученик
имеет слабые навыки чтения,
счета, слабо владеет
интеллектуальными умениями
анализа, обобщения и др.
Неуспеваемость - сложное и
многогранное явление
школьной действительности,
требующее разносторонних
подходов при ее изучении
• Неуспеваемость трактуется
как несоответствие
подготовки учащихся
обязательным требованиям
школы в усвоении знаний,
развитии умений и навыков,
формировании опыта
творческой деятельности и
воспитанности
познавательных отношений.
Предупреждение
неуспеваемости
предполагает
своевременное
обнаружение и устранение
всех ее элементов.
Понятие неуспеваемости
• М.А. Данилов связывает
неуспеваемость с
движущими силами
процесса обучения, а
именно его
противоречиями. Он
считает, что
неуспеваемость
возникает в тех случаях,
когда противоречивое
единство возможностей
учащихся и того, что от
них требуется,
нарушаются.
• “Под неуспеваемостью
понимается
несоответствие
подготовки учащихся
требованиям содержания
образования,
фиксируемое по
истечению какого-либо
значительного отрезка
процесса обучения -
изучение темы, конец
четверти, полугодия,
года”
В.С. Цетлин
Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного
возраста
• Ведущий вид деятельности –учение
• Познавательная деятельность младшего школьника:
• Восприятие отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в
то же время остротой и свежестью, «созерцательной
любознательностью».
• Внимание младших школьников недостаточно устойчиво, ограничено
по объему.
• Мышление у детей начальной школы развивается от эмоционально-
образного к абстрактно-логическому
• Мышление детей развивается во взаимосвязи с речью. В начальной
школе активный словарный запас увеличивается до 7 тысяч слов.
• совершенствуется смысловая, развиваются все виды памяти:
долговременная, кратковременная, и оперативная.
• ВЫВОД: Развитие младшего школьника – очень сложный и
противоречивый процесс. В этом возрасте растущий человек должен
очень многое понять, а поэтому нужно максимально использовать
каждый день его жизни.
Причины школьной
неуспеваемости
• причины
• Причины
непсихологического
характера
• семейно-бытовые
условия,
педагогическая
запущенность,
уровень образования
родителей
•
психологического
характера
: недостатки в
познавательной,
потребностно –
мотивационной
сферах,
индивидуально –
психологические
особенности
учащихся.
Неуспеваемость – вечная
«головная боль»
педагогов, одна из
основных школьных
проблем, которую
пытаются разрешить
самыми разными
способами, на
протяжении всего
педагогического
процесса
Трудности в обучении младшего
школьника
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
Примерно 20% детей из всего класса могут пропускать буквы в письменных
работах
19% ребят постоянно допускают орфографические ошибки
Около 17% класса страдают невнимательностью и рассеянностью
14,8% детей испытывают трудности при решении математических задач
Примерно 13,5% ребят испытывают затруднения при пересказывании текста
13,1% детей неусидчивы
12,7% детей испытывают трудности в понимании объяснения учителя с
первого раза.
У 11,5% детей постоянная грязь в тетради
10,2% ребят плохо знают таблицу сложения (умножения).
9,6% детей часто не справляются с заданиями для самостоятельной работы
9,5% детей постоянно забывают дома учебные предметы
Ребенок плохо списывает с доски - 8,7% - не научился работать по образцу.
8,5% детей домашнюю работу выполняют отлично, а с работой в классе
справляются плохо
6,9% - любое задание приходится повторять несколько раз, прежде чем ученик
начнет его выполнять.
6,4% детей постоянно переспрашивают
5,5% ребят плохо ориентируются в тетради
4,9% - часто поднимают руку, а при ответе молчат
0,97% - комментируют оценки и поведение учителя своими замечаниями
0,7% детей долгое время не могут найти свою парту
Другие причины неуспеваемости
учащихся
• «Ребенок ленится».
• «Ребенок рассеян».
• «Ребенок неуправляем».
• Леворукие дети
• Особенности темперамента.