СТРОГИЙ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ И ОБЪЯСНЕНИЮ ПСИХИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ В ПСИХОЛОГИИ ПОВЕДЕНИЯКЛАССИЧЕСКИЙ БИХЕВИОРИЗМ
Оценка 4.7
Презентации учебные
pptx
психологическая работа +1
Взрослым
12.12.2018
СТРОГИЙ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ И ОБЪЯСНЕНИЮ ПСИХИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ В ПСИХОЛОГИИ ПОВЕДЕНИЯ КЛАССИЧЕСКИЙ БИХЕВИОРИЗМ. Как образец предельно объективного и строгого естественно-научного подхода к исследованию психических явлений представляют интерес объяснительные принципы, сформулированные в рамках классического бихевиоризма в США. Отметим, что в качестве одного из основателей объективной психологии поведения называют российского физиолога И. П. Павлова.
3.pptx
СТРОГИЙ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ И ОБЪЯСНЕНИЮ ПСИХИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ В ПСИХОЛОГИИ ПОВЕДЕНИЯКЛАССИЧЕСКИЙ БИХЕВИОРИЗМ
СТРОГИЙ ЕСТЕСТВЕННО
НАУЧНЫЙ ПОДХОД К
АНАЛИЗУ И ОБЪЯСНЕНИЮ
ПСИХИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ В
ПСИХОЛОГИИ ПОВЕДЕНИЯ
КЛАССИЧЕСКИЙ
БИХЕВИОРИЗМ
Выполнила: студентка 106 гр. ОПССиО Голомоз М.В.
СТРОГИЙ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ И ОБЪЯСНЕНИЮ ПСИХИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ В ПСИХОЛОГИИ ПОВЕДЕНИЯКЛАССИЧЕСКИЙ БИХЕВИОРИЗМ
Как образец предельно объективного и строгого
естественнонаучного подхода к исследованию
психических явлений представляют интерес
объяснительные принципы, сформулированные в
рамках классического бихевиоризма в США.
Отметим, что в качестве одного из основателей
объективной психологии поведения называют
российского физиолога И. П. Павлова.
В настоящее время основные положения
бихевиористических теорий разделяет
незначительное число психологов, т. к. стремление
к максимальной объективности получаемых
данных ведет к «исчезновению» предмета
психологии. Вместе с тем это направление имеет
множество научных достижений, которые
составляют «золотой фонд» мировой психологии.
Исследована эффективность различных типов
подкрепления (поощрения и наказания) в
процессах научения. Разработано множество
тонких методов, позволяющих регистрировать
различные формы поведения животных.
Установлено большое количество эмпирических
закономерностей, которым подчиняется поведение
животных в экспериментальных условиях, а
также некоторые формы научения –
приобретения новых элементов поведения.
СТРОГИЙ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ И ОБЪЯСНЕНИЮ ПСИХИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ В ПСИХОЛОГИИ ПОВЕДЕНИЯКЛАССИЧЕСКИЙ БИХЕВИОРИЗМ
Логика теоретического развития бихевиоризма привела к
формированию концепций необихевиоризма, которые допускали
предположения (гипотезы) о наличии ненаблюдаемых психических
механизмов организации поведения, опосредствующих отношения
между воспринимаемыми животным стимулами и ответными
двигательными реакциями.
В настоящее время в рамках когнитивной американоевропейской
психологии такие «промежуточные переменные» приобрели
разнообразные формы гипотетических функциональных механизмов
и семантических репрезентативных структур, обеспечивающих
обработку информации.
СТРОГИЙ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ И ОБЪЯСНЕНИЮ ПСИХИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ В ПСИХОЛОГИИ ПОВЕДЕНИЯКЛАССИЧЕСКИЙ БИХЕВИОРИЗМ
Джон Бродус Уотсон (1878 1958) Бихевиоризм
1. Научная психология должна изучать объективные явления. Предметом
психологии должно быть только наблюдаемое поведение и объективно регистрируемые
двигательные и физиологические реакции организма на разнообразные стимулы из
внешней среды.
2. Основные задачи психологии:
выявление и описание различных типов реакций на внешние стимулы;
исследование процессов (законов) образования новых реакций и их комбинаций.
3. Реакции организма на различные раздражители могут быть:
врожденными и приобретаемыми;
явными — внешними, непосредственно наблюдаемыми;
неявными — происходящими внутри организма, скрытыми от непосредственного
наблюдения, но регистрируемые с помощью различных приборов.
4. Решающее значение в развитии человека играют процессы научения и воспитания.
Развитие человека полностью основано на процессах обусловливания.
Формирование поведения человека может быть полностью контролируемо путем
организации внешних условий и факторов обусловливания.
5. Эмоции человека есть специфические реакции организма на раздражители,
которые проявляются в вегетативных изменениях, изменении частоты сердечных
сокращений, показателей кровяного давления, кожных и мимических реакций, тонуса
мышц.
Имеется три врожденные эмоциональные реакции: гнев, страх, удовольствие.
6. Мышление человека представляет собой неявные, редуцированные речевые и
мышечные (преимущественно мануальные) реакции, а также висцеральные реакции.
СТРОГИЙ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ И ОБЪЯСНЕНИЮ ПСИХИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ В ПСИХОЛОГИИ ПОВЕДЕНИЯКЛАССИЧЕСКИЙ БИХЕВИОРИЗМ
Б. Ф. Скиннер (1904 1990) Радикальный бихевиоризм
1. Психология должна отказаться как от ментализма, так и от физиологизма.
Воспринимать предмет или мыслить о нем – значит вести себя по
отношению к нему определенным способом. При этом поведение
контролируется свойствами предметов – различительными стимулами.
Знания представляют собой либо действия, либо правила для выполнения
действий.
2. Связь «стимул – реакция» в поведении нельзя трактовать только как
причинноследственную; причины формирования поведения могут
заключаться и в обратной связи «реакция – стимул». Следует различать
респондентное и оперантное поведение.
Оперантное поведение: может быть не
с какимлибо
наблюдаемым раздражителем; осуществляется как активное спонтанное
воздействие на среду; подкреплением выступает обнаружение стимула –
стимульный контингент подкрепления.
связанным
Респондентное поведение: всегда запускается определенным стимулом;
стимул; подкреплением
осуществляется как ответная реакция на
выступает «контингент подкрепления реакций».
3. Поведение организма в процессе научения преимущественно носит
характер и подчиняется закону подкрепления: сила
оперантный
оперантного поведения возрастает, если поведение сопровождается
подкрепляющим стимулом.
Поведение организма в значительной степени определяется его прошлым
поведением.
Сложный акт поведения не сводится к последовательноститопределенных
реакций; одно и то же подкрепление может быть добыто животным за счет
последовательности различных реакций, объединенных в разные
структуры – паттерны.
Паттерны поведения детерминируются условиями среды.
СТРОГИЙ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ И ОБЪЯСНЕНИЮ ПСИХИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ В ПСИХОЛОГИИ ПОВЕДЕНИЯКЛАССИЧЕСКИЙ БИХЕВИОРИЗМ
4. Существуют разные схемы (режимы) подкрепления:
а) подкрепление с фиксированным интервалом времени;
б) подкрепление с фиксированной частотой реакций.
5. Для формирования определенных форм поведения
наиболее
является
модификация
использование
положительного подкрепления в момент, когда живой
организм совершает нужные движения в нужном
направлении. Процедура научения обеспечивается
рядом факторов:
эффективным
поведения
способом
–
наличие достаточно сильного для данного животного
подкрепляющего стимула;
наличие
у животного
актуализации потребности (депривации);
определенного
уровня
время между желательным поведением животного и
подкреплением должно быть минимальным;
наиболее эффективно положительное подкрепление;
подкрепляться должно малейшее движение животного,
направленное к цели;
нежелательное поведение должно угашаться путем
отсутствия подкрепления;
после обусловливания части сложного поведения
движение,
подкрепляться
следующее за обусловленной частью.
требуемое
должно
6. Вербальное поведение (речь) у человека формируется и
развивается путем оперантного научения.
СТРОГИЙ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ И ОБЪЯСНЕНИЮ ПСИХИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ В ПСИХОЛОГИИ ПОВЕДЕНИЯКЛАССИЧЕСКИЙ БИХЕВИОРИЗМ
СПАСИБО ЗА
ВНИМАНИЕ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.