ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА В ПСИХОЛОГИИ

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 15.12.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Проблема соотношения биологического и социального в психике человека имеет давнюю историю поиска своего решения, на разных этапах которого идеологические, нравственные приоритеты общества и господствующие научно-познавательные парадигмы играли не последнюю роль в склонении чаши весов в ту или иную сторону. С древнейших времен, времен античности, эпохи Возрождения и до наших дней не утихают научные споры о преобладающих факторах формирования личности человека, его психики и поведения. Сторонники той или иной точки зрения склонны то видеть в человеке продолжение «дикой природы», находя аналоги поведения в животном мире, то возносить сущность человека до высших проявлений духовности. Содержание дискуссии о соотношении биологических и социальных факторов в детерминации психики человека отражает различные варианты решения психосоциальной проблемы.
Иконка файла материала 01.pptx
ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА В ПСИХОЛОГИИ
и социального в психике человека ■ Проблема соотношения биологического имеет давнюю историю поиска своего решения, на разных этапах которого идеологические, нравственные приоритеты общества и господствующие научно- познавательные парадигмы играли не последнюю роль в склонении чаши весов в ту или иную сторону. ■ С древнейших времен, времен античности, эпохи Возрождения и до наших дней не утихают научные споры о преобладающих факторах формирования личности человека, его психики и поведения. Сторонники той или иной точки зрения склонны то видеть в человеке продолжение «дикой природы», находя аналоги поведения в животном мире, то возносить сущность человека до высших проявлений духовности. ■ Содержание дискуссии о соотношении биологических и социальных факторов в детерминации психики человека отражает различные варианты решения психосоциальной проблемы.
При решении этой проблемы в зарубежной психологии используется несколько подходов: ■ человек появляется на свет с врожденными идеями, которые являются источником подлинного знания (Р.Декарт); ■ душа ребенка подобна «чистой доске», следовательно, в развитии человека решающую роль играет воспитание; (Дж. Локк) ■ признание решающей роли за наследственными факторами (английская антропологическая или эволюционная школы) - Э. Тейлор, Джеймс Фрейзер; ■ признание решающей роли социальных факторов - Э.Дюргейм, Люсьен Леви-Брюль и др. ■ теория конвергенции (пересечения) обоих факторов, согласно которой они пересекаются и одновременно влияют на психику и поведение человека - В.Штерн; ■ теория конфронтации обоих факторов З.Фрейда, согласно которой биологическое в человеке вступает в конфликт с социальными условиями. И это столкновение формирует психику человека. ■ теория взаимодействия 2 факторов Ж.Пиаже, согласно которой, взаимодействия психика наследственных и социальных факторов; результате развивается в
Участвовали в решении психосоциальной проблемы и наши отечественные ученые, ставшие авторами таких концепций как: ■ концепция единства наследственных и социальных факторов в процессе развития психики (Л.С. Выготский), согласно которой оба фактора присутствуют в развитии человека, но удельный вес их постепенно меняется. Чем сложнее психическая функция, тем большую роль в ее формировании играют социальные факторы и наоборот; ■ развитие человека есть результат взаимодействия таких деятельность в данный период, основные новообразования факторов, как: социальная ситуация развития, ведущая развития и переживаемые человеком кризисы развития (Д.Б.Эльконин);
■ развитие человека есть результат системной, т.е. взаимосвязанной и взаимодополняющей детерминации трех групп факторов: индивидуальных свойств человека как предпосылок  развития личности, социально- исторического образа жизни как источника развития личности и совместной деятельности как основания осуществления жизни личности в системе общественных отношений (А.Г.Асмолов). ■ единичный человек как индивидуальность может быть понят лишь как единство и взаимосвязь его свойств как личности и субъекта  деятельности, в структуре которых функционируют природные свойства человека как индивида
Спасибо за внимание