Презентация "Обеспечение единства образовательной, развивающей и воспитательной среды - основная задача педагога".

  • Педсоветы
  • pptx
  • 04.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В основе Федеральных государственных образовательных стандартов лежит ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ПАРАДИГМА ОБРАЗОВАНИЯ, в соответствии с которой процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений, навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс воспитания развития личности, обретения духовно-нравственного опыта и социальной компетентности.
Иконка файла материала обеспечение единства.pptx

Обеспечение единс­тва об­ра­зова­тель­ной, раз­ви­ва­ющей и вос­пи­татель­ной среды ― основная задача педагога

Автор: Ширко Галина Леонидовна

В основе Федеральных государственных образовательных стандартов лежит 
ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ПАРАДИГМА ОБРАЗОВАНИЯ,
в соответствии с которой процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений, навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс воспитания развития личности, обретения духовно-нравственного опыта и социальной компетентности.

Стратегическая задача российского образования

Реализация Федеральных государственных образовательных стандартах основного общего образования направлена на создание условий, позволяющих решить стратегическую задачу российского образования:

повышение качества образования;
достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства.

Приоритетное направление ФГОС :
РЕАЛИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО ПОТЕНЦИАЛА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Актуальная задача:

ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ
УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
как психологической составляющей фундаментального ядра образования

Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит осуществлять в процессе профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.

Цель:

ЕДИНСТВО
ОБ­РА­ЗОВА­ТЕЛЬ­НОЙ,
РАЗ­ВИ­ВА­ЮЩЕЙ И
ВОС­ПИ­ТАТЕЛЬ­НОЙ
ФУН­КЦИЙ

Для того чтобы достичь намеченной цели
в школе должен
быть правильно организован
образовательный процесс

Целостность как особенность образовательного процесса

Необходимость сохранения всех важнейших составных частей. Если что-то из про­цесса выпадает, изымается, то он уже не будет целостным и не сможет обеспечивать решение задач на должном уровне.

Обеспечение единства обучения, воспитания и развития на основе целостности.

ЦЕЛОСТНЫЙ,
НЕРАЗДЕЛЬНЫЙ
процесс

ОБРАЗОВАНИЕ

РАЗВИТИЕ

ВОСПИТАНИЕ

Образовательная функция

Взаимосвязь
основных функций обучения

СУЩНОСТЬ: освоение учащимися системы научных знаний, умений, навыков и ее использовании на практике.

Научные знания должны стать достоянием личности, войти в структуру ее опыта.

Обеспечить полноту, систематичность и осознанность знаний, их прочность и действенность.

Образовательная функция

НАУЧНЫЕ ЗАНИЯ: факты, понятия, законы, закономерности, теории, обобщенная картина мира.

УМЕНИЯ образуются в результате упражнений, которые варьируют условия учебной деятельности и предусматривают ее постепенное усложнение.

Для выработки НАВЫКОВ необходимы многократные упражнения в одних и тех же условиях.

Взаимосвязь
основных функций обучения

Обеспечить овладение учащимися знаниями
с учетом их основных характеристик: полнота, глубина, осознанность, системность, гибкость, оперативность, прочность

Познавательный аспект триединой образовательной цели

Формировать навыки –точные, безошибочно выполняемые действия, доведенные в силу многократного повторения до автоматизма

Формировать умения – сочетание знаний и опыта их применения, которое обеспечивает успешное выполнение отдельных действий и деятельности в целом

В соответствии с ФГОС познавательный аспект триединой образовательной цели можно рассматривать как планируемые результаты обучения в предметной области или предметные учебные действия.

Воспитательная функция

Взаимосвязь
основных функций обучения


Связана с содержанием, формой и методами обучения.
Осуществляется и посредством специальной организации общения учителя с учащимися.
Обучение не может не воспитывать определенных взглядов, убеждений, отношений, качеств личности; формировани личности невозможно без усвоения системы нравственных и других понятий, норм и требований.

ВОСПИТЫВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ – это такое обучение, в процессе которого организуется целенаправленное формирование запланированных педагогом отношений учащихся к различным явлениям окружающей жизни, с которыми ученик сталкивается на уроке

В соответствии с ФГОС воспитательный аспект триединой образовательной цели может быть представлен как личностные универсальные учебные действия, связанные с процессом самоопределения школьника в учебной деятельности с учетом специфики содержания обучения и способов его организации.

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ – определение человеком своего места в обществе и жизни в целом, выбор ценностных ориентиров, определение своего способа жизни.
ЗАДАЧИ:
построение индивидуальных жизненных смыслов:
построение индивидуальных жизненных планов во временной перспективе.

Самоопределение в контексте личностно ориентированного обучения

1) Действие смыслообразования: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

2) Действие нравственно-этической ориентации, исходя из социальных и личностных ценностей.

Развивающая функция

Взаимосвязь
основных функций обучения


Выступает не только как процесс передачи знаний, но и как средство развития мышления учащихся.
Осуществляется более эффективно при специальной направленности взаимодействия педагогов и обучающихся на всестороннее развитие личности, т.е. посредством развивающего обучения.

Концепции развивающего обучения в российской педагогике

1) Концепции, ориентированные
на психическое развитие

концепция общего психологического развития по Л. В. Занкову;
концепция развития творческого мышления по З. И. Калмыковой;
концепция формирования операций мышления по Е. Н. Кабановой-Меллер.

Концепции развивающего обучения в российской педагогике

1) Концепции, учитывающие личностное развитие

концепция развивающего обучения по В. В. Давыдову и Б. Д. Эльконину;
концепция развивающего обучения через совместное творчество по С. А. Смирнову;
концепция развивающего обучения по Г. А. Цукерману.

регулятивные универсальные учебные действия –действия, обеспечивающие организацию учебной деятельности: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, элементы волевой саморегуляции;

познавательные универсальные учебные действия – общеучебные действия, включая знаково-символические, логические и действия постановки и решения проблем;

БЛОКИ РАЗВИВАЮЩЕГО АСПЕКТА ТРИЕДИНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЦЕЛИ

коммуникативные универсальные учебные действия – действия, обеспечивающие социальную компетентность как компетентность в общении;

личностные универсальные учебные действия – жизненное, личностное, профессиональное самоопределение; действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания, реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации.

Задачи учебного процесса нельзя сводить лишь к формированию знаний, умений и на­выков. Процесс обучения призван комплексно влиять на личность, несмотря на то, что образовательная функция является особенно специфичной для этого процесса.

ОБРАЗОВАНИЕ

ВОСПИТАНИЕ

РАЗВИТИЕ

Понятие «ОБРАЗОВАНИЕ» предполагает уже не только формирование знаний и умений, но и формирование личност­ных качеств, мировоззрения, идейности, нравственности личности и др.

Условное выделение образовательной, воспитательной и развивающей функций полезно для практической деятель­ности педагогов, особенно при планировании задач обучения на учебных занятиях.

ТРИ ФУНКЦИИ ОБУЧЕНИЯ
нельзя представлять себе,
как три параллельно осуществляемые и неперекрещивающиеся линии в учебном процессе

НАХО­ДЯТСЯ В СЛОЖНО ПЕРЕПЛЕТАЮЩИХСЯ СВЯЗЯХ:

одна предшествует другой,
является ее причиной,
другая яв­ляется ее следствием,
но и одновременно условием активации

Есть единый и неделимый образовательный процесс, который усилиями педагогов должен постоянно приближаться к уровню целостности через разрешение противоречия между целостностью личности школьника и специально организуемыми влияниями на него в процессе жизнедеятельности.
.

Реализация взаимосвязи обучения, развития и воспитания педагогом

Аспекты целостности:
содержательно-целевой,
организационно-процессуальный,
операционально-технологический.

ЦЕЛОСТНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Реализация взаимосвязи обучения, развития и воспитания педагогом

ЦЕЛОСТНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Содержательно-целевой аспект

Обеспечивается отражением в цели и содержании образования опыта, накопленного человечеством во взаимосвязи элементов:
знаний, в том числе о способах выполнения действий;
умений и навыков;
опыта творческой деятельности;
опыта эмоционально-ценностного и волевого отношения к окружающему миру.

Реализация взаимосвязи обучения, развития и воспитания педагогом

ЦЕЛОСТНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Организационный аспект

Обеспечение единства компонентов:
1) освоение и конструирование дидактического содержания образования и материальной базы;
2) деловое взаимодействие педагогов и учащихся по поводу содержания образования (как цели взаимодействия);
3) взаимодействие педагогов и учащихся на уровне личных отношений;
4) освоение обучающимися содержания образования без непосредственного участия педагога (самообразование и самовоспитание).

Обеспечение гармоничного соотношения учения, общественно полезного труда и всех видов творческой деятельности детей, направленных на решение в комплексе задач обучения, воспитания и развития, приводит к формированию гармоничной личности ученика, её интеллектуальному нравственно-эстетическому и физическому развитию.

Реализация в единстве всех компонентов содержания образования
(при условии целостности деятельности педагога и целостности деятельности обучающегося)
и есть СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА педагогического процесса как целостного явления.

комплексное планирование образовательных, развивающих и воспитательных задач на основе анализа педагогической ситуации

Условия целостности конструирования педагогического процесса

прогнозирование развития коллектива и отдельных воспитанников
(материализуется в планах работы, т.е. педагогический процесс постоянно регулируется и корригируется, что является признаком его пластичности)

Эффективные действия педагога для достижения поставленных целей

метод планирования комплекса задач урока

задачи образования, воспитания и развития учащихся

метод подбора содержания деятельности

обеспечение реализации всех трех видов задач

метод подбора форм и средств обучения

эффективное сочетание приемов, форм и средств обучения

метод контроля
и самоконтроля

анализ результатов обучения, оценивание реализации всех функций

обучение - это и есть хорошо организованное воспитание, целью которого является воспитание гармоничной личности

Педагогическое проектирование как технология обеспечения единства образовательной, развивающей и воспитательной функций

развивающее обучение - условие и результат воспитывающего обучения

активность учащегося в обучении основывается на активности в его собственном воспитании

Задачи, решаемые с помощью технологий обучения

1) избыточность и вариативность содержания образования в зоне актуальных ценностных ориентаций педагогов;

2) преемственность в усложнении требований путем расширения границ выбора возможностей выхода за его пределы;

3) свободный, но ответственный выбор образовательного «маршрута» в рамках обучения отдельной учебной дисциплине.

ТЕОРИЯ и
ПРАКТИКА

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

ОГРОМНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫМ ПОТОК
+
НЕОБХОДИМОСТЬ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОТБОРА ИНФОРМАЦИИ

Компетенции педагога

владение преподаваемыми дисциплинами

теоретические знания, основы теории смежных предметов

владение общенаучным знаниям

педагогические и методические компетенции

Компетенции педагога

владение преподаваемыми дисциплинами

владение общенаучным знаниям

педагогические и методические компетенции

А) философские, экономические, социально-правовые, этические знания (определяют методологическую основу предметных знаний и углубляют их)

Б) физиологические и психологические знания (возрастных особенностях развития организма, закономерности развития детей школьного возраста, критических периодов возрастного развития, особенности воспитания и обучения, психологические особенностей педагогической деятельности)

Компетенции педагога

владение преподаваемыми дисциплинами

владение общенаучным знаниям

педагогические и методические компетенции

владение вопросами истории педагогики, особенностями теории воспитания и обучения, знание сущности учебно-воспитательного процесса, основных категорий педагогической науки, закономерностей и принципов деятельности учителя

познавательные умения;
организаторские умения;
информационные умения;
конструктивные умения;
коммуникативные умения;
исследовательские умения.

Познавательные умения

воспринимать и понимать психическое состояние ребенка в данный момент;
осуществлять контроль за своим психическим состоянием;
ориентироваться в содержании обучения и воспитания;
расширять свои знания и умения, анализировать педагогический опыт. 

Организаторские умения

ВКЛЮЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ
в различные виды деятельности;
в создание коллектива и организацию совместной деятельности.

К этим умениям, как общепедагогическим, относят мобилизационные, развивающие и ориентационные умения.

Информационные умения

умения и навыки работы с печатными источниками и библиографирования,
умения добывать информацию из других источников и дидактически ее преобразовывать,

т.е. умения интерпретировать и адаптировать информацию к задачам обучения и воспитания.

Конструктивные и коммуникативные умения

КОНСТРУКТИВНЫЕ УМЕНИЯ представляют собой взаимосвязанные аналитические, прогностические и проективные умения.

КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ - это взаимосвязанные группы умений общения (вербального) и умений и навыков педагогической техники.
.

Исследовательские умения

ПРЕДПОЛАГАЮТ
ОСМЫСЛЕНИЕ И ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

научных теорий;
педагогических и методических идей;
решение типичных и нестандартных учебно-воспитательных ситуаций.

Педагогическое проектирование как технология обеспечения единс­тва об­ра­зова­тель­ной, раз­ви­ва­ющей и вос­пи­татель­ной фун­кций в образовательном учреждении является обязательной деятельностью любого педагога. Проектирование образовательной, раз­ви­ва­ющей и вос­пи­татель­ной фун­кций - это сложная многоступенчатая деятельность, которая совершается как ряд последовательно следующих друг за другом этапов: разработка предстоящей деятельности от общей идеи к точно описанным конкретным действиям.

Основные принципы педагогического проектирования

1) В центре внимания - учащийся, главное – это содействие развитию его творческих способностей.
2) Образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для учащегося, что повышает его мотивацию в учении.
3) Индивидуальный темп работы обеспечивает выход каждого учащегося на свой уровень развития.
4) Комплексный подход способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций учащегося.
5) Осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.

Алгоритм деятельности педагога для реализации технологии единства образовательной, развивающей и воспитательной функций


1) Выделение из программы и формулирование педагогической цели, задач обучения, развития и воспитания учащихся.
2) Отбор педагогического содержания из разных образовательных областей.
3) Выделение основной формы организации деятельности.
4) Формулировка индивидуальных обучающих, развивающих и воспитывающих задач для отдельного учащегося или класса.


5) Отбор методов и приемов работы для отдельного учащегося или класса.
6) Практическое планирование педагогической деятельности на каждый день в течение проектной деятельности
7) Продумывание и организация процесса обсуждения результатов по трем составляющим: обучение, развитие и воспитание.
8) Фиксация результатов обучения, развития и воспитания учащихся.

Алгоритм деятельности педагога для реализации технологии единства образовательной, развивающей и воспитательной функций