«Инновация» - (лат.)«обновление, новшество или изменение».
Педагогическая инновация - нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности.
Новация - это средство (новый метод, методика, технология, программа и т.п.); инновация - это процесс освоения этого средства.
«Самая страшная из грозящих нам катастроф это не столько атомная, тепловая и тому подобные варианты физического уничтожения человечества на Земле, сколько антропологическая – уничтожение человеческого в человеке».
Ю.А. Шрейдер
Духовно-нравственное развитие граждан России является одной из приоритетных задач современной образовательной системы и представляет собой законодательно закрепленный социальный заказ для общего образования.
В соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. № Пр-2009 и Распоряжением Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. с 1 сентября 2012 г. во всех субъектах Российской Федерации был введен курс «Основы религиозных культур и светской этики».
Цель введения в 4-х классах общеобразовательных учреждений с 1 сентября 2012 года комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ):
формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
«Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»
в рамках ФГОС
В Концепции определены:
характер современного национального воспитательного идеала;
цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодёжи;
система базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа РФ;
основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
В социологии, культурологии и публицистике «духовностью» часто называют объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций, сконцентрированные, как правило, в религиозных учениях , а также в художественных образах искусства.
В религии – это «Печаль по Богу», «Поле притяжения человека и Бога», «Духовность человека заключается в том, что он есть образ и подобие Творца»…
Что такое духовность?
Современный национальный воспитательный идеал
- это «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России,
принимающий судьбу Отечества как свою личную,
осознающий ответственность за настоящее
и будущее своей страны,
укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».
Классификация методов воспитания
Три группы методов воспитания (по Г.И. Щукиной):
методы формирования сознания личности: рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание ,внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример;
методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения: упражнение, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитывающие ситуации;
методы стимулирования поведения и деятельности: соревнование, поощрение, наказание.
Модули предмета «Основы религиозных культур и светской этики»
5. ОСНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР
Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. Учебник.
Электронное приложение
биографии
контроль
словарь
золотое слово
это интересно
исторический факт
обыкновенное чудо
интерактивные модели
хрестоматия
слайд-шоу
святые имена
иллюстрации
тренажёр
Более 300 ресурсов, объединённых в рубрики:
В учебнике
В электронном приложении к учебнику
В рабочей программе
В рабочей тетради
В методическом пособии
Тема урока
Компоненты УМК:- помогают учителю решать задачи современного образования.
- Строить урок, учитывающий:
учебные возможности обучающихся;
индивидуальные особенности каждого ученика.
В книге для учителя
Направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Комплексный курс ОРКСЭ носит культурологический характер
Онтологическая цель - понять смысл человеческого существования, самопознание.
Ответить на вопрос : «Как видят мир православные люди?».
Воспитать детей в духе уважения к православной культуре.
Цель предмета «Основы православной культуры»
Цель предмета «Основы светской этики»
Онтологическая цель – понять смысл человеческого существования, самопознание.
Ответить на вопрос: «Что такое добро и зло?»
Воспитать детей в духе нравственности (помочь стать добрее, отзывчивее, доброжелательнее, более чутко и бережно относиться к людям и природе).
Целостное педагогическое пространство учебника складывается из текстов, различных по стилю и языку: научных, художественных, религиозных, исторических и др.
Перед авторами учебных пособий 5 модулей стояла задача донести общие сведения об исторических и культурных основах определенной религии.
Учитель должен рассказать детям о важнейших категориях религиозной культуры.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «ОРКСЭ»
ценность жизни и человека
ценность добра и истины
ценность семьи
ценность труда и творчества
ценность социальной солидарности
ценность гражданственности и патриотизма
Педагогический идеал – целостное представление о высшем образце подражания, воплощение которого в практику воспитания определено целью соответствия такого идеала требованиям актуальной исторической ситуации развития общества, имеет значение просвещения (педагогический) как условие достижения интеграции образовательного пространства на конкретной территории.
Я на тебя гляжу, любуюсь ежечасно:Ты так невыразимо хороша!О, верно под такой наружностью прекраснойТакая же прекрасная душа!Какой-то кротости и грусти сокровеннойВ твоих глазах таится глубина;Как ангел, ты тиха, чиста и совершенна;Как женщина, стыдлива и нежна.Пусть на земле ничто средь зол и скорби многойТвою не запятнает чистоту,И всякий, увидав тебя, прославит Бога,Создавшего такую красоту.
К.Р.
Что такое долг? Мы всегда живем и все должны друг другу: должны любить, должны помогать, должны научить, должны поднять упавшего, подать руку слабому. Проживая жизнь, мы друг другу должны. Надо просто быть человеком.
Стремиться делать то, что нужно, а не то, что хочется. Я всегда воспитывал в себе способность делать что-то через «не могу».
Федор Григорьевич Углов
«…Моя мама – сибирячка. Она постоянно учила меня: «Федя, старайся делать людям добро, не жди благодарности; забудь о том, что сделал, оно вернется, когда ты в нем будешь нуждаться». Моя профессия давала возможность делать добро. Я получал удовлетворение от своей работы, спасая жизнь людям».
«У каждого народа своя особенная национальная система воспитания, а потому заимствование одним народом у другого воспитательных систем является невозможным».
/К. Д. Ушинский/
Единица содержания образования | Тенденции традиционного образования | Требования современного образования |
Цель образования | Усвоение ЗУН (знаний, умений и навыков). | Обеспечение условий для самоопределения и самоорганизации человека. |
Ведущий способ обучения | Репродуктивный, объяснительный, догмативный, | Проблемно-поисковый, коммуникативно- деятельностный. |
Позиция педагога | Авторитарный транслятор, лектор. | Организатор события, диалога. Инициатор образовательного пространства. |
Позиция ученика | Ученик - обучаемый объект. | Ученик - субъект познавательной деятельности. |
Новообразования у ученика | В большей степени активизируется память. | Активизируется мышление, понимание, сознание. |
Схема к.п.н. С.П.Лавлинского.
составленная по материалам доклада “Философия образования”
ЭТАПЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА
Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы.
Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, систему упражнений, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание).
Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока.
Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников.
Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап.
Продумать форму подведения итогов урока.
Продумать содержание, объем и форму домашнего задания.
Познавательные УУД формируются, когда:
‐ учитель говорит: «Подумайте»; «Выполните задание»; «Проанализируйте»; «Сделайте вывод…».
Регулятивные УУД формируются, когда:
‐ учитель учит конкретным способам действия: планировать, ставить цель, использовать алгоритм решения какой-либо задачи, оценивать и пр.
УУД – ОСНОВА УМЕНИЯ УЧИТЬСЯ – включение детей в учебную деятельность.
Самостоятельность, инициативность, ответственность.
Способы формирования коммуникативных, личностных, познавательных и регулятивных УУД
Коммуникативные УУД формируются, когда:
‐ ученик учится отвечать на вопросы;
‐ ученик учится задавать вопросы;
‐ ученик учится вести диалог;
‐ ученик учится пересказывать сюжет;
‐ учащихся учат слушать – перед этим учитель обычно говорит: «Слушаем внимательно».
Личностные УУД формируются, когда:
‐ учитель задает вопросы, способствующие созданию мотивации, т.е., вопрос направлен непосредственно на формирования интереса, любознательности учащихся. Например: «Как бы вы поступили…»; «Что бы вы сделали…»;
‐ учитель способствует возникновению личного, эмоционального отношения учащихся к изучаемой теме.
Способы формирования коммуникативных, личностных, познавательных и регулятивных УУД
Взаимные вопросы и задания групп
Взаимообъяснение.
Беседа
Интервью
Драматизация (театрализация)
Составление словаря терминов и понятий
Составление галереи образов
Использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе
Синквейн
Кластер
Примерные формы учебной работы на занятиях по ОРКСЭ
Диалогический подход
Уважение как условие диалога.
Школьники, изучающие определённый модуль, получают общие представления и о содержании других модулей.
На заключительных уроках учащиеся одного класса работают вместе, представляя свои индивидуальные и коллективные творческие работы.
Изучение курса завершается большим общим школьно-семейным праздником.
Диалогическое взаимодействие с учащимися в процессе преподавания модуля «Основы светской этики»
Технология этического диалога, разработанная А.И.Шемшуриной, позволяет выстраивать этические занятия как глубоко осмысленный и творчески продуманный сюжет. Основана на принципах диалогогового взаимодействия: «знания – чувства – поведение» и включает следующие компоненты:
1.Завязка. Выход на проблему.
2. Активное совместное размышление
над проблемой.
3. Кульминационный момент.
4. Нравственный выбор.
5. Развязка. Открытый финал.
6. Рефлексия.
Метод синквейна
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в н.XX века под влиянием японской поэзии.
В дальнейшем стала использоваться (в последнее время, с 1997 года, и в России) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат.
Синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся.
Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.
Первая строка — тема синквейна:
Доброта.
Вторая строка — два слова (прилагат. Или причастия)
Какая доброта?
Третья строка — три слова (глаголы или деепричастия).
Как выражается доброта?
Четвертая строка — фраза из четырёх слов.
Как я воспринимаю доброта?
Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.
Какие ассоциации вызывает у меня слово «доброта»?
Домашнее задание
Расспроси своих близких (маму, папу, старших брата или сестру, бабушку, дедушку) о том, каким принципом они руководствуются в жизни. Обсуди с ними, близко ли их жизненное правило «золотому правилу» нравственности.
Я ___________________________________________;
Мама________________________________________;
Папа________________________________________;
Брат/сестра__________________________________;
Бабушка/дедушка_________________________.
- на усвоение знаний (конкретного материала, терминологии, фактов), так называемые «простые вопросы» - Что? Где? Когда?- ответом на них служит конкретная информация, почерпнутая из текста параграфа.
- на понимание и уточнение (объяснение) – Можно ли сказать, что…? или ««Есть слова Христа: « Даром приняли – даром давайте» - как вы их понимаете?
- объясняющие – Почему? В чем причина? Такие вопросы помогают понять идею текста. В качестве ответа может быть приведена цитата из текста параграфа или обоснованная гипотеза.
- оценочные – В чем отличие или сходство? – помогают выявить критерии для сравнения.
- ценностно – смысловые - Что нужно делать, чтобы стать милосердным?
- творческие - Что изменится, если? – способствуют личному осмыслению проблемы
Закрепление и контроль.Типы вопросов и заданий
Проект – это прототип, прообраз какого-либо вида деятельности, объекта, в буквальном смысле латинского слова projectus – «выдвинутый, брошенный вперед».
Проектирование - процесс создания проекта.
Проект предполагает детальную разработку учениками проблемы, в результате этой деятельности появляется конкретный практический результат и достигается дидактически поставленная цель.
Классификация проектов
№ | Признак | Виды проектов |
1 | Уровень творчества | Исполнительный; |
2 | Содержание | Монопредметный; |
3 | Вид деятельности | Исследовательский; |
4 | Характер контактов участников проекта | Внутриклассный (участники первичного коллектива); |
5 | Количественный состав исполнителей | Индивидуальный; |
Классификация проектов
№ | Признак | Виды проектов |
6 | Возрастной состав исполнителей | Одновозрастной; |
7 | Продолжительность выполнения | Мини-проект; |
8 | База выполнения | Школьный; |
9 | Назначение | Учебный; |
Прямые методические рекомендации по использованию некоторых форм проектной деятельности:
«Евангельские сюжеты в картинах русских художников» - исследовательский проект.
«Жизненные примеры христианского милосердия: история и современность».
«Драгоценная мудрость. Притчи Евангелия» - театральная постановка.
«Героические поступки христиан» - творческий проект.
«Величественные храмы моей малой Родины».
«Христианская семья и ее ценности».
«Святые в православном календаре».
«Мой небесный покровитель».
Проектный потенциал УМК
Темы разделов, разворотов как готовая тема проекта
«Мой класс- мои друзья» – стенгазета
«Милосердие - закон жизни» – творческий проект.
«Премудрости этикета» – игровой проект
«Человек – чело века». Исследовательский проект
…и многие другие…
Педагогические механизмы
в школьной воспитательной системе по
духовно-нравственному воспитанию учащихся
Изучение семей учащихся, системы нравственных ценностей и традиций семьи, влияющих на нравственное становление детей.
Родительские собрания, консультации, беседы.
Организация и проведение совместного досуга детей и родителей.
Внеурочное мероприятие служит для более детального раскрытия темы.
Внеурочные занятия необходимо проводить для расширения кругозора детей, развития их интереса к конкретной области знаний и более глубоким наблюдениям над сферой религиозно-этического знания.
В содержании внеурочной деятельности должны быть отражены базовые ценности, которые расширяют опыт учащихся конструктивного, творческого, нравственно-ориентированного поведения в культуре.
Виды внеурочной деятельности:
игровая деятельность;
познавательная деятельность;
проблемно – ценностное общение;
досугово – развлекательная деятельность;
художественное творчество;
социальное творчество;
трудовая (производственная) деятельность;
спортивно – оздоровительная деятельность;
туристко – краеведческая деятельность.
Взаимосвязь видов и направлений внеурочной деятельности
1) ряд направлений совпадает с видами внеурочной деятельности (спортивно-оздоровительная, познавательная деятельность, художественное творчество);
2) такие направления, как военно-патриотическое, проектная деятельность могут быть реализованы в любом из указанных видов внеурочной деятельности. По сути дела, они представляют собой содержательные приоритеты при организации внеурочной деятельности;
3) направление, связанное с общественно-полезной деятельностью, может быть реализовано в таких видах внеурочной деятельности, как социальное творчество и трудовая (производственная) деятельность.
При разработке программы по любому виду внеурочной деятельности школьников формы и содержание деятельности должны быть выстроены таким образом, чтобы обеспечить устойчивое развитие воспитательных результатов трех уровней:
- первый уровень результатов - приобретение обучащимися социального знания (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.);
- второй уровень результатов - получение обучащимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд и т.д.);
- третий уровень результатов - получение обучащимися опыта самостоятельного общественного действия.
Планирование мероприятий совместно с учащимися.
Праздник.
Шефская работа школьников.
Уход за могилами предков.
Подготовка и участие учащихся в Всероссийских олимпиадах и конкурсах духовно-нравственной направленности.
Беседа.
Дискуссия.
Викторина.
Игра (деловая, ролевая и т.д.)
Научная конференция (ученические исследования).
Проект.
Стенгазета.
Театрализованное представление.
Конкурс.
Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).
Беседа с интересными людьми (в контексте содержания курса ОРКСЭ).
Детская благотворительность.
Экскурсия по духовно-культурным историческим центрам страны, края, города.
ПРИМЕРНЫЕ ФОРМЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
Экскурсия в художественные и краеведческие музеи.
Заочная (виртуальная) экскурсия.
просмотр видеофильма с последующим обсуждением и выполнением заданий;
рассказ учащегося (или группы учащихся), сопровождающийся видеорядом;
самостоятельная работа учащихся с текстом экскурсии, подготовленным учителем, самими учащимися или взятым из специальной литературы: чтение и выполнение заданий;
посещение музеев, выставок с помощью интерактивных объектов и интернет-ресурсов.
Посещение культовых сооружений.
Соответствие учебников по ОРКСЭ издательства «Просвещение» требованиям ФГОС:
отвечает задачам, сформулированным в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания учащихся;
в УМК реализованы культурологический, аксиологический, системно-деятельностный и диалогический подходы;
система заданий направлена на достижение планируемых результатов (личностных, предметных, метапредметных);
методический аппарат ориентирован на формирование универсальных учебных действий.
По вопросам приобретения
просьба обращаться:
ОПТОВЫЕ ЗАКУПКИ
За бюджетные средства или за безналичный расчёт от 25 экз.
РОЗНИЧНЫЕ ЗАКУПКИ
В магазинах вашего города
или в интернет-магазинах
«Ozon.ru» (http://www.ozon.ru/), «Лабиринт» (http://www.labirint.ru/)
Если вы сделали заказ в книготорговой компании на продукцию издательства «Просвещение» и он не был выполнен в течении
5 дней, просьба сообщить об этом в издательство:
Тел.: 8(495)789-30-40 доб. 4075
E-mail: mbarsukova@prosv.ru
Тел. 8(495)789-30-40
доб. 4144 или 4115
E-mail: gtrofimova@prosv.ru
E-mail: rea@prosv.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.