«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками... Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно способно совершить чудеса!»
И. Тургенев
В курсе обучения русскому языку в
начальной школе работа над изложением и сочинением всегда считалась самой сложной темой. Обучение письму изложения и сочинения является обязательной частью программы по русскому языку. В программе «центральным понятием является понятие «текст», так как конечная цель работы по развитию речи в школе — научить детей выражать связно свои мысли в устной и письменной форме, то есть научить создавать текст, речевое произведение, высказывание».
Именно с этой позиции я строю работу по развитию речи в своем классе. Используя разработки этой программы, я последовательно знакомлю детей с признаками текста, посвящая каждому признаку отдельный урок. Обязательно в конце каждого из этих уроков появляется табличка с определением понятия «текст», «тема», «главная мысль», «опорные слова». Интересный материал для этих уроков можно взять из книги «Речевые секреты».
3накомясь с текстом-описанием, дети узнают, что такой текст имеет свою структуру: общий признак всех описываемых предметов; признаки характерных частей предмета в определенном порядке; отношение к описываемому предмету. Весь текст-описание в целом отвечает на вопрос: Каков предмет? Поэтому; опорные слова к такому тексту — прилагательные, а картинки достаточно одной.
У текста-рассуждения своя схема: выдвигается главная мысль (тезис) для обсуждения; затем приводятся доказательства; в конце делается вывод. Такой текст в целом отвечает на вопрос: почему? В данном случае можно совсем обойтись без картинок.
Третьеклассникам доступно составление рассказов, в которых используются элементы разных типов текста. Предлагаемый комплекс уроков — это один из возможных вариантов работы по обучению писать изложения и сочинения в начальных классах, когда, опираясь на базовые уроки из программы «Речь и культуру общения» авторского коллектива Т.А.Ладыженской, учитель-практик составляет свою систему работы, закрепляя и отрабатывая в понятной форме, на интересных текстах достаточно сложные теоретические понятия.
Волк.
Волк — мощный зверь. Он похож на крупную собаку. Голова у волка большая, лоб широкий. Его толстые уши стоят торчком. Глаза расставлены косо и горят злобно желтоватым блеском. Волчья шерсть грубая, густая и длинная. Она окружает шею зверя, как воротник. Поэтому шея кажется особенно толстой. Хвост у волка опущен и висит, как полено.
Текст-описание
|
|
Cочинение с элементами описания и рассуждения
Клесты.
1. Как выглядят. | |
а) размер, цвет; | удивительные, красновато-коричневые, бурые |
б) где живут; | хвойный, сосновый, еловый |
в) необычный клюв; | как ножницы, вылущивает, выклевывает |
г) воздушные акробаты. | гимнасты, акробаты, висит вниз головой |
Пища клестов — семена еловых и сосновых шишек,
потому такой клюв.)
2. Заботливые родители | |
а) почему птенцы зимой; | Созревают |
б) птенцы не мерзнут. | самка, нельзя, далеко, издалека, появляются, со своего |
Сочинение-описание
«Пропала собака, очень хорошая и добрая. Звонить по телефону 1-23-45»
1. Разные бывают собаки.
2. Чем отличаются: а)размер, цвет;
б) уши, глаза;
в) шерсть;
г) лапы, хвост.
(Для сравнения: Есть....., бывают....., одни — другие, как будто, словно, похожи на .....)
Опиши домашнюю собаку или по иллюстрации.
Где живёт?
2. Внешний вид. Характер. Повадки.
3. Стала ли она для тебя другом?
Ель.
Еловый лес сумрачный. В таком лесу всегда стоит запах сырости. Колючие лапы елей царапают лицо и руки.
Вдоль опушки растут пышные елочки. Хороши маленькие лесные красавицы! Смолистый дух идет от елки. Как украшают такие елочки любимый детский праздник!
Ель – очень ценное дерево. Из древесины ели делают бумагу. Ель поет в скрипке, в рояле. Много различной мебели делают из ели. Ель кормит лесных жителей. В густом ельнике птицы укрываются от стужи и метели.
Выпишите из рассказа отрывок, в котором говорится. Какую пользу приносит ель.
3. Выборочное выписывание из текста по заданию
Лоська
В зоопарк привезли лосенка. Он всех боялся. Соску не брал. Я села на корточки. И протянула малышу бутылочку. Это помогло. Он понюхал соску и вкусно зачмокал.
Скоро лосенок ко мне привык. Он трогательно ласкался: клал голову мне на плечо и нежно пощипывал губами щеку.
Подрос Лоська. Его перевели в другой загон. Туда я редко ходила. Встречал меня Лоська радостно. Он терся об меня мордой и ласково щипал губами мое лицо.
Написать рассказ не от лица Чаплиной, а от своего и называть ее: Чаплина, Вера Васильевна, воспитательница, она…
4. Замена в тексте лица рассказчика
4 кл. Сочинение. |
Сочинение – описание |
План.
1. Вступление. Подготовка балу.
Слова: красавица Осень, волшебница Осень, прискакала, на золотом коне, на трёх разноцветных конях, готовиться, надели, сарафаны, жёлтые , разноцветные, пёстрыё, лиловые, багряные....
2. Основная часть. Бал.
Слова: кружились, выбрали, королева, танцевали, порхали, шептались, пели прощальную песню....
3. Концовка. Бал окончен.
Слова: взмахнула, золотым шлейфом, с печальным криком, упали к ногам, разноцветным ковром, заснули.....
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.