Четвертый год обучения в младших классах завершает первый этап школьной жизни ребенка. Четвероклассники – это выпускники начальной школы. Именно этот факт во многом определяет те акценты, которые расставляют взрослые во взаимодействии с детьми данного возраста. Перспектива перехода в среднюю школу заставляет взрослых обращать первостепенное внимание на сформированность у четвероклассников учебных умений и навыков. К четвертому классу у большинства детей уже складывается индивидуальный стиль учебной работы.Четвертый год обучения в младших классах завершает первый этап школьной жизни ребенка. Четвероклассники – это выпускники начальной школы. Именно этот факт во многом определяет те акценты, которые расставляют взрослые во взаимодействии с детьми данного возраста. Перспектива перехода в среднюю школу заставляет взрослых обращать первостепенное внимание на сформированность у четвероклассников учебных умений и навыков. К четвертому классу у большинства детей уже складывается индивидуальный стиль учебной работы.
Особенности
учебной мотивации и
эмоциональных
переживаний младших
школьников в условиях
адаптации ко второй
ступени обучения
Возрастные особенности
младших подростков
Замена ведущей учебной деятельности (что было
характерно для младшего школьника) на ведущую
деятельность общения.
Недостаточная познавательная активность в сочетании с
быстрой утомляемостью серьезно тормозит обучение и
развитие младшего подростка.
Быстрое наступление утомления приводит к потере
работоспособности и как следствие возникают
затруднения в усвоении учебного материала.
Эмоциональное развитие в младшем подростковом
возрасте зависит от того, как складываются
межличностные отношения со взрослыми, сверстниками,
родителями.
Одна из главных причин низких результатов учебы - недостаток
учебной мотивации учащихся.
Мотив - это смысл поведения и
деятельности человека, или же всё то, ради
чего происходит активность. В основе
мотивов поведения человека лежат
потребности.
Мотивация - совокупность факторов,
определяющих поведение, это
совокупность мотивов. Это психологическая
реальность, которая стоит за
положительным отношением школьника к
учению (Маркова А.К.) Мотивация является
источником активности и направленности
поведения.
•
Учебная мотивация включает в
себя три группы мотивов:
Познавательные мотивы (связанные с
содержанием и процессом учения)
Социальные мотивы учения
(представляют широкие социальные
-учиться, чтобы быть культурным,
поступить в институт, найти хорошую
работу)
Мотивы достижения (узколичные мотивы
-получить хорошую оценку, быть
отличником в классе).
Особенностью мотивации большинства
Особенностью мотивации большинства
младших школьников
младших школьников
Беспрекословное выполнение требований учителя
(препятствует развитию у них самостоятельности)
Первые этапы обучения
любознательность интерес к окружающему стремление выполнить
общественно значимую
положительное отношение к учебе
эмоциональные переживания
деятельность
При переходе ребенка из начальной в
среднюю школу адаптация к новым условиям
в значительной степени обусловлена его
эмоциональными переживаниями.
Эмоциональное переживание -
это
процесс, посредством которого, реализуется
то или иное
к
окружающему его миру, действительности,
среде.
(С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский).
отражения
Это
непосредственного
(оценки)
радости,
переживания
страха) значимости воспринимаемых или
представляемых ситуаций (явлений).
(удовлетворения,
отношение
человека
субъективный
в форме
процесс
Факторы вызывающие эмоциональные
переживания в начале обучения в основной
школе :
Необходимость осваивать «новую
школьную территорию»
Увеличение количества учебных
дисциплин
Неуспехи в овладении теми или иными
учебными предметами
Смена классного руководителя
Необходимость адаптироваться к новому
(или измененному) классному коллективу
В некоторых случаях неуспешность во
взаимодействии с учителями или
одноклассниками
Резкие изменения условий обучения
Нарушение привычной стабильности, боязнь
нового и пока неизвестного
Разнообразные и усложненные требования
Смена статуса «старшего» в начальной школе
на «самого младшего» в среднем звене
Необходимость на каждом уроке
приспосабливаться к своеобразному темпу,
особенностям речи, стилю преподавания
каждого учителя.