В презентации 27 слайдов в них подробно рассказывается об 7 педагогических технологиях, их авторах и принципах.А также времени их открытий педагогами. Дается понятие и различие педагогического мастерства и педагогических технологий. Рассматривается сущность каждой технологии.Презентацию можно использовать педагогам при проведении педсоветов и родительских собраний.
Педагогические
технологии обучения
Выполнила Гультяева Г.В.
.
В педагогической литературе
встречается много терминов,
ха рактеризующих те или иные
педагогические технологии:
технологии обучения, воспитания,
преподавания, образовательная
традици онная технологии,
технологии программированного и
проблемного обучения, авторская
технология и т.д.
Сегодня педагогическую
технологию понимают как
последовательную систему действий
педагога, свя занную с решением
педагогических задач в сфере
обучения и вос питания. Поэтому
понятие «педагогическая технология»
шире, чем понятия «технология
обучения» или «технология
воспитания».
Педагогическая
технология —
это строго научное
гарантирующий успех
педагогических действий.
проектирование точное
воспроизведение
При всем многообразии педагогических
технологий существу ют два пути их
появления. В одних случаях
технологии возникают из теории (В. П.
Беспалько, В. В. Давыдов, В. К.
Дьяченко, Л. В. Занков, П. Я. Гальперин,
Н. В. Кузьмина и др.), в других случаях
технологии вытекают из практики
(Е. Н. Ильин, С. Н. Лысенкова, В. Ф.
Шаталов, В.В. Шейман и др.).
Технологии обучения
классифицируют:
а) по уровню применения: общепедагогические, частнометодиче-
ские (предметные) и локальные (модульные);
б)философской основе: научные и религиозные, гуманистические
и авторитарные;
в)научной концепции усвоения опыта: ассоциативно-рефлектор
ные, бихевиористические, интериоризаторские, развивающие;
г)ориентации на личностные структуры: информационные
(формирование знаний, умений и навыков), операционные
(формирование способов умственных действий), эвристические
(развитие творческих способностей), прикладные (формирование
действенно-практической сферы);
д) характеру модернизации традиционной системы обучения:
технологии по активизации и интенсификации деятельности
учащихся; технологии на основе гуманизации демократизации
отношений между учителем и учащимися; технологии на основе
дидактической реконструкции учебного материала и др.
Следует отличать технологию
обучения от методики обучения.
Разница между ними заключается в
том, что технологии обучения
удается воспроизводить и
тиражировать и при этом
гарантировать высокое качество
учебного процесса или решение тех
педагогиче ских задач, которые
заложены в эти технологии.
Методики часто не гарантируют
Технология обучения
взаимосвязана с педагогическим
мастерст вом. Совершенное владение
технологией обучения и есть педагоги
ческое мастерство. Одна и та же
технология может осуществляться
разными преподавателями, но в
особенностях ее реализации как раз и
проявляется их мастерство.
Виды педагогических
технологий обучения
1.Традиционная (репродуктивная)
технология обучения ;
2.Технология развивающего обучения
3. Технология программированного
обучения;
4.Технология проблемного обучения;
5.Технология модульного обучения;
6.Технология концентрированного обучения;
7.Технология дистанционного обучения; и др.
Традиционная (репродуктивная)
технология обучения
Ориенти рована на передачу
знаний, умений и навыков. Она
обеспечивает усвоение учащимися
содержания изучаемого
материала, проверку и оценку
качества знаний на
репродуктивном уровне. Суть его
состоит в обучении по схеме:
изучение нового - закрепление -
контроль - оценка.
Имеет ряд важных преимуществ: она эко
номична, облегчает учащимся понимание
сложного материала, обеспечивает
достаточно эффективное управление
образователь но-воспитательным
процессом, в нее органически вписываются
новые способы изложения знаний. Вместе
с тем традиционная технология имеет и
определенные недостатки - она
располагает незначительными
возможностями индивидуализации и
дифферен циации учебного процесса, a
также слабо развивает мыслительный
потенциал учащихся.
Технология развивающего
обучения
Из всех существующих оте
чественных технологий обучения
является одной из наиболее
признанных.
У ее истоков стояли такие
выдающиеся психологи и педагоги,
как Л. С. Выготский,
Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В. В.
Давыдов и др.
Л. С. Выготский доказал, что
педагогика должна
ориентироваться не на вчерашний,
a на завтрашний день детского
развития.
Только тогда она сумеет в процессе
обучения вызвать к жизни те
процессы развития, которые в
данный момент лежат в зоне
ближайшего развития.
Реализация идеи потребовала
разработки ряда новых дидакти
ческих принципов. Решающая
роль отводилась принципу
обучения на высоком уровне
трудности. Такой принцип
обучения харак теризуется не
повышением некой абстрактной
«средней нормы трудности», a тем,
что раскрывает духовные силы
ребенка, дает им простор и
Технология
программированного обучения
Основная цель обучения состоит в
улучшении управления учебным
процессом. У истоков
программированного обучения
стояли американские психологи и
дидакты
Н. Краудер, E. Скиннер, С. Пресси.
В отечественной науке данную
технологию разрабатывали П. Я.
Гальперин, Л. Н. Лында, А. М.
Матюшкин, Н.Ф.Талызина и др.
Технология программированного
обучения - это технология
самостоятельного индивидуального
обучения по заранее разрабо танной
программе с помощью специальных
средств (программи рованного учебника,
особых обучающих машин, ЭВМ и др.). Она
обеспечивает каждому учащемуся
возможность учиться в соот ветствии с его
индивидуальными особенностями (темп
обучения, уровень обучености и др.).
Технология проблемного
обучения
Предполагает организацию под
руководством учителя самостоятельной
поисковой деятельности учащихся по
решению учебных проблем. В ходе их
решения у обучае мых формируются новые
знания, умения и навыки, развиваются спо
собности, познавательная активность,
любознательность, эрудиция, творческое
мышление и другие личностно значимые
качества.
Фундаментальные работы,
посвященные теории и практи ке
проблемного обучения, появились в
конце 1960-х - начале 1970-x гг.
Большой вклад в разработку этой
технологии внесли ученые Т. В.
Кудрявцев,
A. М. Матюшкин, М. И. Махмудов,
В.Оконь и др
Проблемное обучение, как и другие технологии,
имеет поло жительные и отрицательные
стороны. Его преимущества: способ ствует не
только приобретению учащимися необходимой
системы знаний, умений и навыков, но и
достижению высокого уровня их умственного
развития, формированию у них способности к
само стоятельному добыванию знаний путем
собственной творческой деятельности,
развивает интерес к учебному труду,
обеспечивает прочные результаты обучения.
Недостатки: большие затраты вре мени на
достижение запланированных результатов, a
также слабая управляемость познавательной
деятельностью учащихся.
Технология модульного
обучения
Появилась и приобрела большую i
популярность в учебных заведениях
США и Западной Европы в на чале
1960-x гг. как альтернатива
традиционному обучению.
В отече ственной дидактике
наиболее полно основы модульного
обучения изучались и
разрабатывались П. Юцявичене и Т.
И. Шамовой.
Сущность данной технологии состоит в том,
что ученик само стоятельно (или с
определенной помощью) достигает
конкретных целей в процессе работы с
модулем. Модуль - это целевой
функциональный узел, в котором
объединены учебное содержание и
технология овладения им.
Состав модуля: целевой план действий,
банк информации, ме тодическое руководство
по достижению дидактических целей.
Технология
концентрированного обучения
имеет в своей основе довольно
известный в педагогической
практике метод «погружения в
предмет». Данная технология,
начиная от
П. Блонского, разраба тывалась и
использовалась В. Ф. Шаталовым,
М. П. Щетининым, A. Тубельским и
др.
Суть концентрированного обучения состоит в
том, что уроки объединяются в блоки, в течение
дня, недели сокращается число параллельно
изучаемых учебных дисциплин. Такая техноло
гия максимально сближает учебный процесс с
естественными психологическими
особенностями человеческого восприятия.
Чтобы предупредить забывание материала,
усвоенного на уроке, следует провести работу
по его закреплению в день восприятия, т.е.
необходимо на какое-то время более
основательно «погрузиться» в предмет.
Технология дистанционного
обучения
Это получение образо вательных услуг без
посещения учебного заведения, с помощью
современных систем телекоммуникации, таких как
электронная почта, телевидение и Интернет.
Учитывая территориальные особенности России и
возрастаю щие потребности качественного
образования в регионах, технология
дистанционного обучения дает возможность его
получить всем, кто по тем или иным причинам не
может учиться очно. В настоящее время
технология дистанционного обучения
используется в высшей школе, a также для
повышения квалификации и переподготовки
специалистов. Она открывает большие
возможности для инвали дов. Современные
информационные образовательные технологии
позволяют учиться незрячим, глухим и
Технология дает возможность учитывать индивидуальные
спо собности, потребности, темперамент и занятость
обучающегося, который может проходить учебные курсы в
любой последователь ности, быстрее или медленнее. В этом
несомненные преимущества технологии дистанционного
обучения.
Данная технология предполагает использование
традиционных форм обучения (лекции, консультации,
лабораторные и контроль ные работы, зачеты, экзамены и
др.), но они имеют свои отличи тельные особенности. Лекции
исключают живое общение с препо давателем. Для их записи
используются дискеты, CD-диски и пр. Применение новейших
информационных технологий (гипертекста, мультимедиа,
ГИС-технологий, виртуальной реальности и др.) делает
лекции выразительными и наглядными. Для их создания
используются все возможности кинематографа: режиссура,
сцена рий, артистическое исполнение и т.д. Такие лекции
можно слушать в любое время и на любом расстоянии. Кроме
того, не требуется конспектировать материал (его можно
получить на дискете).
Существуют и другие технологии
обучения: разноуровневого
обучения, полного усвоения,
коллективного взаимодействия
адаптивного обучения, проектного
обучения, авторские технологии
обучения (например, технология В.
Ф. Шаталова) и др.