Контрольно-обобщающий урок по теме " Обмен веществ и энергии". Даны понятия, схемы для определения главных вопросов в теме. Предложены схемы, задания, тесты, которые ученики выполняют самостоятельно. Ферменты, продукты распада, мономеры питательных веществ нужно найти среди предложенных терминов. Обобщаются основные правила составления меню школьника. Выделяются факторы, влияющие на обмен веществ.
Обмен веществ
и
энергии.
• Урок контрольнообобщающий 8 класс
• Учитель биологии МОУ СОШ №3
Боронина Наталья Николаевна
г. Нязепетровск Челябинская область
Цель: Обобщить знания по
теме ОБМЕН ВЕЩЕСТВ.
Задачи: 1.Повторить и
расширить знания по основным
понятиям темы.
2.Понять , как составить меню
школьника.
3.Получить отметку.
Обмен веществ
= Метаболизм
Это поступление в организм из
внешней среды различных
веществ, их усвоение и
выделение во внешнюю среду
образующихся продуктов
распада.
Обмен белков
обмен воды
Обмен
жиров
ОБМЕН ВЕЩЕСТВ
Обмен углеводов
минеральных
обмен
солей
МЕТАБОЛИЗМ
АНАБОЛИЗМ
КАТАБОЛИЗМ
Синтез белков
Синтез углеводов
Образование
продуктов распада
Выделение энергии
Синтез жиров
Синтез витаминов
Синтез
нуклеиновых кислот
АНАБОЛИЗМКАТАБОЛИЗМ
• Подбери синонимы к терминам:
– Анаболизм Катаболизм
• Энергетический обмен
• Ассимиляция
• Распад
• Пластический обмен
• Синтез
• Диссимиляция
Подбери синонимы к терминам:
• Анаболизм
• Катаболизм
• Пластический обмен
• Ассимиляция
• Энергетический
обмен
• Диссимиляция
• Синтез
• Распад
Обмен веществ
=
Метаболизм
Подготовительный
этап
Клеточный
этап
Заключительный
этап
пища
кислород
Пищеварительный тракт
Всасывание питательных
веществ
Органы дыхания
Кислород проникает
в капилляры
В кровь, лимфу,
тканевую жидкость
Во все живые клетки
Синтез новых
веществ
ЭНЕРГИЯ
Продукты распада
ЧТО ЭТО?
• АМИЛАЗА
• ПЕПСИН
• ЛИПАЗА
• ТРИПСИН
• ?????
• УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ
• ВОДА
• АММИАК
• АТФ
• ?????
• ГЛЮКОЗА
• АМИНОКИСЛОТЫ
• ЖИРНЫЕ КИСЛОТЫ
• ГЛИЦЕРИН
• ?????
• ОПРЕДЕЛИТЕ РОЛЬ
ЭТИХ ВЕЩЕСТВ В
МЕТАБОЛИЗМЕ.
СупСуп
величайшее
величайшее
изобретение
изобретение
человечества..
человечества
По давней традиции супысупы являются первым
блюдом обеда. Объясняется это тем, что они
вызывают обильное сокоотделение, возбуждают
аппетит, тем самым улучшают пищеварение,
благотворно воздействуют на усвоение
остальных блюд.
Супы готовят на мясных, рыбных, грибных
бульонах, на овощных, фруктовоягодных
отварах, а также на молоке и хлебном квасе.
По способу приготовления их делят на
заправочные, пюреобразные и прозрачные,
которые в свою очередь, делятся на горячие и
холодные.
КашаКаша одно из самых распространенных белорусских блюд,
второе после щей. Самое слово каша в древнем его
значении, повидимому, праславянское и означает кушанье,
приготовленное из растертого зерна (санскр. краш "тереть").
Первоначально каша представляла собой жидкую похлебку из
муки, но впоследствии, с распространением гречихи, слово
"каша" стало означать преимущественно гречневую кашу.
ВсёВсё должно
должно быть
быть вв мерумеру..
Чтобы быть всегда в хорошей форме, постарайтесь
придерживаться четырёх принципов правильного питания:
Ешьте каккак можно
1.1. Ешьте
относительно малокалорийны, в них много клетчатки,
овощей ии фруктов
фруктов: они
можно больше
больше овощей
различных минеральных веществ и витаминов, содержат
антиоксиданты, которые, защищают организм от
неблагоприятных факторов внешней среды,
преждевременного старения.
2.2. Жиры являются богатым источником энергии, поставщиком
жирных кислот, необходимых для поддержания здоровья кожи и
физиологических функций организма.
Богатые жирами
Богатые
жирами колбасные
употреблять вв умеренном
употреблять
изделия, , масло
умеренном количестве
количестве.
колбасные изделия
масло сливочное
сливочное необходимо
необходимо
В то время как ненасыщенные жирные кислоты должны
обязательно присутствовать в рационе человека (подсолнечное
масло, грецкие орехи, лосось, скумбрия).
3.3. Как можно чаще включайте рыбу в свой рацион. Жирные кислоты
семейства Омега3, содержащиеся в рыбе, предотвращают
сердечнососудистые заболевания.
РыбаРыба источник
источник полноценного
полноценного белка
белка ии йода
йода..
Пейте больше
4.4. Пейте
больше водыводы.. Взрослый человек потребляет около 2,5
литров воды в сутки, из которых 1,5 литра составляют различные
напитки. Особенно полезно пить фруктовые и овощные соки,
минеральную воду.
ЗАДАНИЕ.
Рецепты блюд:
• 1.Картофельные котлеты: 2. Мясные котлеты:
• Картофель100г Мясо свинины100г
• Яйца 50г Яйца50г
• Растительное масло20г Сливочное масло25г
• Молоко50г Хлеб50г
•
•
Какое блюдо более энергетически ценное?
В каком блюде больше белков? Жиров?
Используй таблицу 2 на стр. 95 учебника
•
под ред. Батуева А.С.
Школьное меню
• Презентация меню
ученицы Гусевой Надежды
Домашнее задание:
• Составить меню школьника.
• Выделить содержание веществ
и энергетическую ценность.
Что влияет на обмен веществ?
1. Питание.
2. Питьевой режим.
3. Движения.
4. Состояние внутренних органов.
5. Вредные привычки.
6.БАВ. Витамины.
7.Психологический настрой.
• 1.Выделительную функцию не выполняет:
А) почка
Б) легкие
В) кишечник
• 2.К водорастворимым витаминам относят:
А) Д
Б) Е
В) С
•
3.Наибольшую опасность для
здоровья человека вызывает
недостаток:
А) белков
Б) углеводов
В) жиров
•
4.В организме не может протекать
следующее превращение:
А) жиры углеводы
Б) углеводы жиры
В) углеводы белки
•
5.Основным местом отложения жиров
является:
А) поджелудочная железа
Б) подкожная клетчатка
В) печень
•
6.Суточная потребность подростка в
белках:
А) 100110 г.
Б) 80 90 г.
В) 110 120 г.
•
7.Недостаток витамина А вызывает
заболевание:
А) рахит
Б) « куриная слепота»
В) цинга
•
8.Продуктами распада белков
являются:
А) СО2, Н2О , аммиак
Б) СО2 , Н2О
В) аминокислоты
•
9.Подготовительный этап метаболизма
проходит :
А) в клетке
Б) в печени
В) в пищеварительной системе
10.Энергетический обмен это:
•
А) распад веществ с выделением
энергии
Б) синтез веществ с накоплением
энергии
В) распад веществ с накоплением
энергии