Презентация по биологии на тему "Санитарно-гигиеническая культура Древней Руси и дореволюционной России"
Оценка 5

Презентация по биологии на тему "Санитарно-гигиеническая культура Древней Руси и дореволюционной России"

Оценка 5
Презентации учебные
pptx
биология
10 кл
24.01.2017
Данная презентация составлена для элективного курса по биологии "Основы гигиены и санитарии" для учащихся 10 класса. Она составлена для занятия по теме "Санитарно - гигиеническая культура в Древней Руси и дореволюционной России". Учащиеся смогут ознакомиться с историей развития гигиены как науки.
Презентация Microsoft Office PowerPoint.pptx

Санитарно-гигиеническая культура древней

Санитарно-гигиеническая культура древней

Санитарно-гигиеническая культура древней Руси и дореволюционной России .

Презентацию подготовила
ученица 10 класса
МКОУ « Верхнесолоновская СОШ» Васильева Регина

Победа над холодом . Восточная часть

Победа над холодом . Восточная часть

Победа над холодом .

Восточная часть Европы от Северного Ледовитого океана до Черного и Каспийского морей была обитаемой уже за несколько тысячелетий до нашей эры .Условия жизни наших далёких предков не были однородными и сильно отличались от тех , в которых жили древние греки и римляне .Широкие степи на юге , непроходимые леса на севере делали жизнь не только трудной , но опасной . Борьба с голодом , набегами соседних племён и холодом были главной заботой жителей этих территорий.

Наши предки жили в землянках или шалашах из веток

Наши предки жили в землянках или шалашах из веток

Наши предки жили в землянках или шалашах из веток .Несколько позже они научились строить дома их брёвен .Пол в них был земляной , а окошки прорубали около земли . В углу из камней складывали очаг .Дым из него уходил через окошки или дверь .Такие постройки просуществовали много лет .

Следующим шагом в борьбе с холодом было изобретение печи

Следующим шагом в борьбе с холодом было изобретение печи

Следующим шагом в борьбе с холодом было изобретение печи . Печь отличалась от очага тем , что имеет дымоходы .Дым не попадает в помещение , а выводиться наружу .Это изобретение было важным достижением коммунальной гигиены не только потому , что воздух в помещении становился чище , но и потому ,что печь давала возможность лучше обработать пищу , в ней создавался более равномерный нагрев .Это содействовало улучшению питания

Бревенчатый дом , в котором имелся очаг или печь , стали называться избой

Бревенчатый дом , в котором имелся очаг или печь , стали называться избой

Бревенчатый дом , в котором имелся очаг или печь , стали называться избой .По мнению некоторых историков , слово «изба» происходит от слова «истьба», которое в древнеславянском языке возникло от слова «истопка» .Теперь люди могли регулировать теипературу в помещении , что для жителей территорий с холодной зимой было очень важно .

Развитие письменности и решение гигиенических проблем , связанных с письмом

Развитие письменности и решение гигиенических проблем , связанных с письмом

Развитие письменности и решение гигиенических проблем , связанных с письмом.

Новые открытия нередко решали проблемы не только культурные и технические , но и гигиенические . К концу 16 в. на Руси прочно утвердилась письменность на бумаге .Но писали и раньше , правда не на бумаге , а на бересте .В качестве перьев использовали писала –острые предметы , которыми выцарапывали надписи .Не сразу люди пришли к современному способу письма –сидя за столом или стоя около него .В древние времена бересту держали в левой руке , которая опиралась локтём на левое колено . Правой рукой наносили буквы .Одно слово от другого не отделяли , часто прибегали к сокращениям , только в конце фразы иногда ставили точку , другие знаки препинания отсутствовали . Такое письмо вызывало ряд трудностей чисто гигиенического характера . Неудобная поза вызывала большие статические нагрузки у человека , и письмо было довольно утомительным делом . Для того чтобы написать или прочесть такой текст , надо было затратить немало нервной энергии .

Писец и чтец уставали не только физически ,но и психически

Писец и чтец уставали не только физически ,но и психически

Писец и чтец уставали не только физически ,но и психически .В то время люди не знали слитного письма (оно было изобретено позже) и выписывали каждую букву отдельно .Это намного снижало производительность труда.
Появление бумаги , лёгких гусиных перьев и слитного письма не только ускорило работу , но и решило многие гигиенические вопросы .Писать стало удобно , и это отразилось на производительности труда . Древней летописец ,даже самый квалифицированный , мог за день заполнить 2-3 листа , 4-5 листов считалось рекордом

Санитарно - гигиеническая культура в

Санитарно - гигиеническая культура в

Санитарно - гигиеническая культура в Киевской Руси и Московском княжестве

В 11-12 вв. на Руси появляются некоторые книги , в которых затрагиваются вопросы гигиены .Среди них можно назвать «Поучение» Владимира Мономаха и произведение его внучки , княгини Евпраксии - «Мазь».В этих книгах описывалось лечебное действие многих трав , говорилось о важности чистоты воздуха , с том , как сохранить здоровье в разные времена года , о движении и покое , питании и питьё ,сне и бодрствовании , о бане , о беременности и выборе кормилицы , об уходе за новорождённым . В книге много полезных советов , не устаревших и в наши дни.

Монголо-татарские орды принесли много бед славянским народам :голод , истребление людей , многочисленные эпидемии

Монголо-татарские орды принесли много бед славянским народам :голод , истребление людей , многочисленные эпидемии

Монголо-татарские орды принесли много бед славянским народам :голод , истребление людей , многочисленные эпидемии .После битвы на Куликовом поле , где Дмитрий Донской учинил татарским полчищам сокрушительный разгром , начали усиливаться русские княжества , среди которых самым мощным стало Московское .







Победа над татарской ордой привела к подъёму земледелия и к возрождению ремёсел .Московское государство становиться центром русской культуры. Усиливается и пропаганда гигиенических знаний . Об этом свидетельствует дошедший до нас литературный памятник «Домострой » , в котором наряду с другими поднимаются санитарно-гигиенические и педагогические вопросы.

В «Домострое» подробно описываются приёмы влажной уборки помещения , говорится , как мыть и скрести полы , стены , столы и скамейки в избе ,…

В «Домострое» подробно описываются приёмы влажной уборки помещения , говорится , как мыть и скрести полы , стены , столы и скамейки в избе ,…









В «Домострое» подробно описываются приёмы влажной уборки помещения , говорится , как мыть и скрести полы , стены , столы и скамейки в избе , как содержать в порядке сени и крыльцо , куда стелить рогожу , а где насыпать сено , чтобы можно было обтереть ноги .

Авторы «Домостроя» требовали , чтобы все , взрослые и дети , мыли руки перед едой , перед приготовлением пищи и перед всякой работой .В книге содержалось немало рецептов приготовления блюд, обращалось внимание на чистоту посуды , сообщалось даже, что давать на завтрак , обед и ужин господам , что слугам , что надо есть в будни , а что по праздникам .

Интересен раздел о хранении пищи , в частности рыбы

Интересен раздел о хранении пищи , в частности рыбы

Интересен раздел о хранении пищи , в частности рыбы . Здесь рекомендуют соление , и промораживание продуктов , дают многие другие полезные рецепты .











В «Домострое» определённое внимание было уделено дойки коров. Дояркам советовали чисто мыть руки , тёплой водой промывать , а затем вытирать вымя коровы , сдаивать молоко в чистый подойник и в чистом месте

Мода 15-17 вв. и проблемы гигиены

Мода 15-17 вв. и проблемы гигиены

Мода 15-17 вв. и проблемы гигиены .

Общая санитарная культура в это время оставалась на довольно низком уровне . Соображения престижности , дань моде нередко оказывались сильнее гигиенических соображений и здравого смысла . Бояре принимали гостей в собольих шубах и меховых шапках даже в летнее время . Причём богатый боярин носил три шапки сразу :внизу плоскую шапку тафью , на ней меховой колпак , на колпаке соболью «горластую » шапку. Рукава делались длинными , до самого пола . В хоромах топили жарко , дабы показать , что хозяева на дровах не экономят .
Неудобные боярские одежды были отменены Петром I .

Санитарно-гигиенические реформы

Санитарно-гигиенические реформы

Санитарно-гигиенические реформы Петра I.

Рост санитарной культуры в России XVIII в. связан прежде всего с реформами Петра I , в которых санитарному законодательству уделялось большое внимание . При Петре I были изданы указы о предохранении войск от болезней , правила торговли пищевыми продуктами , запрещалось пускать в продажу падший скот , торговать мясом больных животных . Было проведено благоустройство мостовых . При Петре I были учреждены также специальные объездчики , которые следили за выполнением указов и за санитарным состоянием торговых рядов .

Презентация по биологии на тему "Санитарно-гигиеническая культура Древней Руси и дореволюционной России"

Презентация по биологии на тему "Санитарно-гигиеническая культура Древней Руси и дореволюционной России"

Санитарно- гигиеническая культура при

Санитарно- гигиеническая культура при

Санитарно- гигиеническая культура при Екатерине II


При Екатерине II в России была привита первая оспенная вакцина . Смельчаку было не более 8 лет .Царица пожаловала ему дворянство и герб . Однако санитарно-гигиеническая культура простого народа находилась на чрезвычайно низком уровне. Угрожающее положение создавала детская смертность

Проблемы гигиены в трудах М.В.Ломоносова

Проблемы гигиены в трудах М.В.Ломоносова

Проблемы гигиены в трудах М.В.Ломоносова .


Важный вклад в становление гигиенической науки в России сделал М.В.Ломоносов . В труде «О размножении и сохранении народа российского»,изданном уже после смерти автора , были проанализированы причины заболеваний детей в сиротских приютах ,в семьях крестьян и бедных горожан . Сокращенное издание книги вышло в 1818 г., полное – в 1871 г.

Санитарно-гигиеническое состояние армии и гражданского населения в период и после

Санитарно-гигиеническое состояние армии и гражданского населения в период и после

Санитарно-гигиеническое состояние армии и гражданского населения в период и после Отечественной войны 1812 г.

Практические мероприятия , решавшие многие санитарно-гигиенические проблемы в армии , были связаны с деятельностью М.Я.Мудрова .Длительное пребывание в странах Европы и хорошее знание России позволили ему не только обобщить предшествующий опыт , но и прийти к ряду оригинальных решений .
Приход к власти Наполеона и обострение отношений между Россией и Францией указывали на приближение войны , которая разразилась в 1812 г. Всю свою энергию М.Я.Мудров направляет на улучшение санитарного состояния русской армии . Он подробно изучал болезни , наиболее часто встречающиеся в войсках , и разработал систему правил , позволяющих их предупреждать .

Жизнь в условиях казармы благоприятствовала появлению многих инфекционных заболеваний

Жизнь в условиях казармы благоприятствовала появлению многих инфекционных заболеваний

Жизнь в условиях казармы благоприятствовала появлению многих инфекционных заболеваний. Необходимо было определить количество врачей и фельдшеров для оказания помощи тем или иным подразделениями , вооружить их необходимыми знаниями , позволяющими контролировать качество пищи , воды , бытовые условия , бороться с инфекционными заболеваниями. М.Я.Мудров понимал , что для решения этих важных вопросов необходимо разрабатывать методы гигиены , используя методы смежных наук :физики , химии , биологии , медицины.

Экспериментальное направление гигиены в

Экспериментальное направление гигиены в

Экспериментальное направление гигиены в России.

С развитием капитализма в России возникают новые отрасли промышленности , а вместе с ними нарастают проблемы охраны труда . В 30-50-х гг. прошлого столетия они приобретают настолько острый характер , что к ним привлекают внимание народа многие прогрессивные деятели культуры : В.Г.Белинский , Д.И.Писарев , Н.Г.Чернышевский , Н.А.Некрасов , другие демократы –разночинцы.
А.П.Доброславин впервые в России создал гигиеническую лабораторию , где провёл ряд экспериментальных исследований .Он организовал аналитическую станцию для исследования доброкачественности пищевых продуктов . С именем А.П.Доброславина санитарный надзор в стране фактически отсутствовал , хотя попытки ввести его предпринимались , начиная с указов Петра I . А.П.Доброславин является родоначальником экспериментального направления в отечественной гигиене .

Развитие школьной , социальной и коммунальной гигиены в

Развитие школьной , социальной и коммунальной гигиены в

Развитие школьной , социальной и коммунальной гигиены в России.

С несколько других позиций подошел к решению гигиенических вопросов Ф.Ф.Эрисман (1842-1915). Круг его интересов был необычайно широк : от самых общих вопросов социальной гигиены до школьной гигиены . Родом из Швейцарии , он получил блестящее образование в европейских странах и как врач-окулист был приглашен в Россию .Здесь он исследовал влияние табака и потребление алкоголя на зрение , занимался изучением глазных болезней у гимназистов . Исследования глазных болезней и их профилактика , изучение нарушений скелета детей , возникающих из-за неправильного сидения , привели Ф.Ф.Эрисмана к мысли о необходимости создания школьной парты .Парты Эрисмана сохранились во многих школах и до наших дней . Это всем знакомые двухместные скамейки и столы с наклонным надстольем , под которыми сделаны две ниши для портфелей .

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.