Презентация по биологии на тему "Скелет человека" (8 класс)
Оценка 4.6

Презентация по биологии на тему "Скелет человека" (8 класс)

Оценка 4.6
Презентации учебные
doc
биология
8 кл
19.06.2017
Презентация по биологии на тему "Скелет  человека" (8 класс)
Публикация является частью публикации:
Методическая разработка урока Очем рассказал скелет.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 19» Методическая разработка урока   «О чем рассказал скелет…» в 8 классе с использованием группового взаимодействия учащихся в условиях реализации ФГОС ООО Выполнил(а): Иванова            Венера                 Леонидовна МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №19» г. Новочебоксарска     Чувашской      республики   1 Новочебоксарск ­ 2017 Методическая разработка урока  «О чем рассказал скелет…» в 8 классе  с использованием группового взаимодействия учащихся в условиях реализации  ФГОС ООО  Предмет: анатомия человека, урок изучения новых знаний   Тема: «О чем рассказал скелет»  Продолжительность: 1 урок (45 минут)  Класс : 8 класс  Оборудование:  мультимедийный   компьютер,   модель   скелета,   модель   черепа павиана,   модель   черепа   человека,   таблица   «Скелет»,   презентация   к   уроку, раздаточный материал для каждой группы  (заготовка таблицы «Отделы скелета» и кроссворды по теме «Скелет» в двух вариантах)  Технологии: группового взаимодействия учащихся   Аннотация: Методическая разработка урока по теме «О чем рассказал скелет…» с использованием группового   взаимодействия   учащихся   предназначена   для   учащихся   8   классов концентрических линий и 9 классов линейных линий любых УМК по биологии при изучении темы «Опорно­двигательная система», а также его можно использовать при подготовке к ОГЭ или ЕГЭ по биологии. Разработка   урока   содержит   2   приложения.   В   первом   приложении   карточка   – раздаточный   материал   (в   4   экземплярах)   с   таблицей,   которую   заполняет   каждая   группа только по своему отделу скелета, во втором приложении представлены кроссворды по теме «Скелет» в двух вариантах, которые используются при закреплении изученного материала. К уроку подготовлена презентация, которая транслируется в протяжении всего урока. На   данном   уроке   использованы  методы   группового   взаимодействия   учащихся   в условиях реализации ФГОС ООО.   Конспект урока: Предмет: Биология. Класс: 8 Тема урока: «О чем рассказал скелет…» Тип урока: Изучение нового материала. Цель: формирование представлений о строении и функциях отделов скелета человека, указав на взаимосвязь между строением и функцией. Задачи:  1. Изучить   основные   отделы   скелета   человека   и   их   функции:   осевой   –   череп   и позвоночник; добавочный ­ скелет поясов и свободных конечностей,  особенности 2 строения скелета человека, связанные с прямохождением, трудовой деятельностью, мышлением.  2. Развивать умения работать в группе, с текстом   учебника, таблицами, моделями скелета человека.  3. Определить основные навыки по сохранению правильной осанки, по  профилактике плоскостопия и связать их со здоровьем человека. Планируемые результаты: ­ предметные: знание состава основных отделов скелета человека, его особенностей по   сравнению   со  скелетом   животных   в   результате   прямохождениея,   трудовой деятельностьи, мышления.  ­   метапредметные:  умение   работать   в   группе,   с   текстом     учебника,   таблицами, моделями.  ­  личностные:  развитие любознательности, формирование здорового образа жизни, основных навыков по сохранению правильной осанки, по  профилактике плоскостопия.  Оборудование и материалы: мультимедийный компьютер, модель скелета, модель черепа павиана,   модель   черепа   человека,   таблица   «Скелет»,   презентация   к   уроку,   раздаточный материал для каждой группы  (заготовка таблицы «Отделы скелета») Основные понятия, изучаемые на уроке: осевой скелет, добавочный скелет, череп, позвоночник, грудная клетка, пояс конечностей, грудина, лопатка, ключица, таз, крестец, свободная   конечность,плечо,   бедро,   предплечье,   голень,   запястье,   предплюсна,   пястье, плюсна, фаланги пальцев, осанка, свод, плоскостопие. I  Организационный момент. ХОД УРОКА “Движение — это жизнь”, — заметил Вольтер. Действительно, человек приспособлен, а может быть, и приговорён природой к движению. Люди не могут не двигаться и начинают делать   это   осознанно   уже   на   четвёртом   месяце   после   рождения   —   тянуться,   хватать различные предметы. Благодаря   чему   же   мы   перемещаемся   в   пространстве,   бегаем,   шагаем,   прыгаем, ползаем,   плаваем,   совершаем   каждый   день   многие   тысячи   разнообразных   выпрямлений, сгибаний,   поворотов?   Обеспечивает   всё   это   костно­мышечная   система,   или   опорно­ двигательный аппарат. Он включает кости, связывающие их соединительные ткани и мышцы. Кости черепа, конечностей и туловища образуют твёрдый остов тела, или скелет (от греч. “скелетос”   —   буквально   “высохший”).   Мышцы   и   соединительнотканные   образования   — хрящи, фасции, связки, сухожилия — мягкий остов, или гибкий скелет, человеческого тела. Твёрдый остов выполняет разные функции, главная из которых опорная: он удерживает в определённом   положении   все   органы,  принимает   на  себя   всю   тяжесть   тела.   И  вместе   с гибким остовом дарит нам способность двигаться. Кроме того, кости, мышцы, связки служат надёжным панцирем для скрывающихся в теле внутренних органов и тканей. Ребята, вы узнали название темы урока,   как вы думаете, предложите, какова цель сегодняшнего урока? II  Актуализация  знаний.  Скажите мне, пожалуйста, вспомните, каково значение опорно­двигательного аппарата млекопитающих животных? (Данная   система   органов   у   млекопитающих   животных   выполняет   опорную   и   защитную функции, обеспечивает движение тела) О существовании костей в нашем организме знает каждый. Будучи твердым остовом, скелет (от греч. “скелетон” ­ “высохший”, “высушенный”) выполняет в нашем организме 3 различные функции, главная из которых опорная: он удерживает в определенном положении все   органы,   принимает   на   себя   всю   тяжесть   тела.   И   вместе   с   мышцами   и соединительнотканными  образованиями   – хрящами,  связками,  сухожилиями   – дарит  нам способность двигаться, создает структурную форму тела, определяет его размеры. Кроме того,   кости,   мышцы   и   связки   служат   надежным   панцирем   для   скрывающихся   в   теле внутренних органов и тканей. III  Формирование новых знаний.   Да, все вышеперечисленное связано со скелетом. Это наш опорный костяк, основа, придающая телу  определённую форму  и  соответствующие  функции.  Может этих  знаний достаточно? Есть ли необходимость изучать кости в отдельности?  Разберём   такую   ситуацию:   в   поликлинике,   делая   прививку   от   гриппа,   пациент спрашивает,   куда   будет   сделана   инъекция.   Ему   ответили   –   в   плечо,   на   что   он   отогнул воротник   рубашки   и   подставил   «плечо».   Позже   выяснилось,   что   место   укола   пациент определил неверно.  Другая   ситуация:   выполняя   л/р   учащиеся   выяснили,   что   пульс   отыскивают   на внутренней стороне предплечья. Ребята стали искать выше локтя, перед «плечом» и конечно ничего не нашли. Что можно сказать по поводу двух ситуаций, каких знаний не хватило их участникам? Верно, мы не знаем состав скелета, название и местоположение его костей. Предлагаю изучить их совместно Скелет  –   совокупность   твердых   тканей   в   организме,   служащих   опорой   тела   или отдельных его частей и защищающих его от механических повреждений. Осевой скелет – объединяет череп и скелет туловища. Добавочный скелет  – состоит из костей поясов конечностей и скелета свободных конечностей. У новорождённого ребёнка в скелете почти 270 костей, что намного больше, чем у взрослого.   Такое   различие   возникло   из­за   того,   что   детский   скелет   содержит   большое количество мелких косточек, которые срастаются в крупные кости только к определённому возрасту.   Это,   например,   кости   черепа,   таза   и   позвоночника.   Крестцовые   позвонки, например, срастаются в единую кость (крестец) только в возрасте 18—25 лет. И остаётся 200—213 костей, в зависимости от особенностей организма. Масса скелета 7­10 кг. В составе скелета около 200 костей (86 парных) Скелет головы Скелет головы лицевой череп лицевой череп мозговой череп мозговой череп Части скелета Части скелета Скелет туловища Скелет туловища позвоночник позвоночник грудная клетка грудная клетка Скелет конечностей Скелет конечностей пояс конечности пояс конечности свободная  свободная  конечность конечность Класс разделяется на 4 группы, каждая группа   работает     и заполняет таблицу по соответствующему отделу скелета. (см. Приложение 1) Работа с учебником: заполнение таблицы ( 5 мин.) § 11,12 4 Отделы тела  Отделы скелета Кости скелета Тип костей Характер соединения Функции   и особенности скелета человека    Затем представитель каждой группы выступает перед классом, рассказывает состав костей отдела,  их   функции   и  особенности,  учитель   при  необходимости  дополняет   выступления учащихся.  1 группа ­ Скелет головы: при выступлении используется  модель черепа ­ теменные (2), височные (2), лобная (1), затылочная (1), скуловые (2), носовые (2), слезные (2), нижняя челюсть (1), верхние челюсти (2), клиновидная (1), подьязычная (1) кости + слуховые косточки (6) Череп состоит из 23 костей. Подвижны только 2 (нижняя челюсть и подъязычная кость) 2 группа ­ Скелет туловища: ­ позвоночник = 33­34 позвонка отделы: шейный (7) грудной (12) поясничный (7) крестец (5) копчик (3­4) позвонок = тело + 1 поперечный отросток + 2 остистых отростка Позвоночник имеет 4 изгиба, два которых обращены выпуклостями вперед, а два – назад. Благодаря ним толчки и сотрясения ослабляются и не достигают черепа и, главное, 5 мозга. У новорожденного позвоночник прямой, изгибов не имеет. Только, когда ребенок начинает ходить, появляются поясничный и крестцовый изгибы.    Изгибы полностью формируются к 18­20 годам. Позвоночные изгибы увеличивают размеры грудной клетки и таза, уравновешивают организм, увеличивают пластичность при прыжках   и   беге.   Это   обусловлено   также   хрящевыми   соединениями   между   позвонками (дисками), которые увеличивают пластичность позвоночника. Строение позвонков.   Каждый позвонок имеет тело, дугу и ряд отростков. Позвонки располагаются друг над другом, соединяются между собой хрящами, образуют спинномозговой канал, в котором заключен спинной мозг.    Шейные   позвонки   (   первый,   второй)   участвуют   в   повороте   головы.   Поясничные позвонки имеют более массивное тело, так как на них падает большая нагрузка. Крестцовые и копчиковые позвонки соединяются неподвижно друг с другом – срастаются.  ­ грудная клетка = 12 пар ребер + грудина   Грудные позвонки (12), ребра (12 пар) и грудина образуют грудную клетку. Ребра представляют собой плоские, изогнутые дугой кости. Их задние концы подвижно соединены с   грудными   позвонками.   Передние   концы   7   верхних   пар   ребер   спереди   срастаются   с грудиной. Следующие 3 пары ребер прикрепляются к хрящу вышерасположенного ребра и образуют   дугу.   Они   короче   остальных   ребер,   поэтому   передняя   их   часть   оканчивается свободно. Грудная клетка защищает сердце, легкие, пищевод, печень и желудок.  Учитель:   У   человека   функции   конечностей   —   рук   и   ног   —   четко   разграничены. Верхними  человек совершает трудовые  операции,  множество разнообразных движений,  в том числе сложных, нижние служат для опоры и передвижения. 6 3 группа ­ Скелет верхней конечности.  Скелет   любой   конечности   состоит   из   двух   частей:   пояса   конечностей   и   скелета свободной   конечности.   Кости   пояса   конечностей   соединяют   свободные   конечности   со скелетом туловища. Пояс верхних конечностей образован двумя лопатками и двумя ключицами. Скелет свободной верхней конечности состоит из трех отделов: плечевой кости, костей предплечья и  кисти.   Плечевая  кость образует  с лопаткой   подвижное  соединение   {плечевой  сустав), позволяющее совершать различные движения рукой. Предплечье   образовано   лучевой   и   локтевой   костями.   Способность   лучевой   кости поворачиваться вокруг локтевой позволяет совершать такие движения, как поворачивание ключа, вращение отвертки. Кисть образована большим количеством мелких костей. В ней различают три отдела: запястье, пясть и фаланги пальцев.  4 группа ­ Пояс нижних конечностей.   Тазовый   пояс   составляют   две   тазовые   кости,   которые   соединяются   с   крестцом. Тазовые кости вместе с крестцом образуют кольцо, на которое опирается позвоночный столб (туловище).  С тазовыми  костями  соединяются  скелет  нижних  конечностей  и мышцы, он служит   для   них   опорой   и   принимает   участие   в   их   движениях.   Тазовый   пояс   также поддерживает и защищает внутренние органы. Скелет свободной нижней конечности состоит из бедренной кости, костей голени и стопы. Массивная бедренная кость — самая крупная кость скелета человека. К костям голени относятся большеберцовая и малоберцовая кости. Кости стопы подразделяют на кости предплюсны, плюсны и фаланги пальцев. 7 Предлагаею вам  провести физкультминутку. Прошу всех встать. Упражнения для шейного отдела(работ с шейным отделом позвоночника нормализует  внутричерепное давление. Улучшает зрение, слух, память, повышает работоспособность) 1. Корпус прямой, голову слегка отклонить назад. Подбородок направлен в потолок.  Тянуться вверх. 2. Позвоночник прямой, голову наклоняем вправо затем влево. 3. Круговые движения головой. 4. Упражнения для грудного и поясничного отделов:  Руки на поясе, наклоны в стороны.  Руки на поясе. Наклоны вперед, коснуться ладонями пола. Вернуться в исходное  положение. 5. Сели на стулья 6. Сидя, руки за голову. Прогнуться. Подержать напряжение 3­5 сек. А   теперь   попытаемся   ответить   на   вопрос   “Каково   сходство   и   различия   между скелетом   человека   и   млекопитающих   животных;   каковы   особенности   скелета   человека, связанные с прямохождением, трудовой деятельностью и развитием мозга?” Беседа с выводом особенностей строения скелета человека. Особенности скелета, связанные с прямохождением и трудом: 1. Мозговой череп преобладает над лицевым 2. Изгибы позвоночника шейный поясничный грудной крестцовый кифоз лордоз 3. Грудная клетка расширена в стороны 4. Противопоставление большого пальца 5. Широкий пояс нижних конечностей, таз в виде чаши 6. Кости нижних конечностей мощнее, чем верхних 7. Сводчатая стопа А   вы   знаете,   что   в   Чувашии   (из­за   особенностей   химического   состава   воды) повышенный травматизм, особенно страдают пожилые люди. Это заболевание называется 8 остеопороз – хрупкость костей, из­за вымывания кальция из костной ткани. Самая опасная долго заживающая травма – перелом шейки бедра. III. Закрепление. Вопросы: 1. 2. 3. 4. 5. ­ Что такое скелет? ­ Какие части скелета относятся к добавочному, а какие к осевому скелету? ­ Чему способствует подвижность нижней челюсти? ­ Какое значение имеет S­образный изгиб позвоночника? ­ Из скольких отделов состоит позвоночник?  Для   проверки   предлагаю   разгадать   кроссворд,   который   поможет   с   выставлением оценки. Обычно   предлагаю   2   варианта.   (если   не   хватает   времени,   даю   один   вариант кроссворда) – см. в Приложение 2. IV  Задание на дом.   § 11,12 , заполнить таблицу Работа с учебником: заполнение таблицы: Отделы тела  Отделы скелета Кости скелета Тип костей Характер соединения Функции   и особенности скелета человека VI Рефлексия  1. Итак, о чем же нам рассказал скелет?   2. Что нового и интересного вы сегодня узнали на уроке?  3. Что для этого сделали? Как к этому пришли?  4. Что удалось сделать? Почему? 5. Что не удалось сделать?Почему? 6. Как усовершенствовать работу группы в следующий раз? 7. Для чего нужно знать все отелы и кости скелета? 8. Где эти знания вам могут пригодиться?                                                                                                   9 Приложение 1.                                                                                                          Работа с учебником: заполнение таблицы ( 5 мин.) § 11,12 Отделы тела  Отделы скелета Кости скелета Тип костей Характер соединения Функции   и особенности скелета человека 10 Приложение 2. 1 вариант. Кроссворд по теме «Скелет». 1. Осевой скелет туловища. 2. Часть позвоночника, создающая опору тазу. 3. Подвижное соединение костей. 4. Часть скелета, образованная большим количеством костей. 5. Элемент скелета. 6. Кость плечевого пояса, лежащая среди мышц спины. 7. Часть тела, скелет которой образован большой и малой берцовыми костями. 11 8. Кости, образующие позвоночник. 9. Часть грудной клетки. 10. Опорная структура организма. 1 0   9 2 6 1 7 8 5 3 4 2 вариант. Предлагаю разгадать кроссворд, который поможет с выставлением оценки. 2 3 5 6 1 4 7 1. плоская кость пояса верхней конечности 2. нижний отдел свободной верхней конечности 3. часть стопы или кисти 4. парная кость мозгового отдела 5. подвижная кость предплечья 6. отдел позвоночника из 12 позвонков 7. непарная, фронтальная кость черепа Современный урок– это такой урок, когда обучающийся под руководством учителя добывает и усваивает новые знания, сам исследует факты и делает выводы. Иными словами, высокая   эффективность   занятия   достигается,   как   доказывает   педагогическая   практика, Заключение 12 тогда,   когда   сливаются   воедино   мыслительная   активность   и   творческая   деятельность педагога и учащегося. Групповая   деятельность  –   процесс   организации   познавательной   коллективной деятельности   учащихся,   в   ходе   которой  происходит   раздел   функций   между   учащимися, достигается их позитивная взаимозависимость, осуществляется взаимодействие, требующее индивидуальной ответственности каждого. Литература Биология.   Человек:   Учеб.   Для   8   кл.   общеобразовательных   учреждений   /   Д.В.   Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев.­М.:Дрофа,2015. Биология.   Человек.   8   класс:   Тематическое   и   поурочное   планирование   к   учебнику   Д.В. Колесова, Р.Д,Маша, И.Н.Беляева «Биология. Человек. 8 класс» / Д.В.  Колесов, Р. Д.Маш, И. Н, Беляев –М.: Дрофа, 2003.­176с. Пепеляева О.В., Сунцова И. В. Универсальные поурочные разработки по биологии (человек): 8(9)класс.­М.:ВАКО,2007.­416с. Рекомендации по составлению списка литературы и библиографических ссылок / Нац. б­ка Чуваш. Респ.; сост.: А.В.Аверкиева, Л.Г.Ильина. – Чебоксары, 2012. Электронные ресурсы  ­страница: Электронный журнал:  Апанасенко Г.Л. Валеология на рубеже веков [Электронный ресурс] / Г.Л. Апанасенко // Валеология. – 2000. ­ № 1 – Режим доступа: http: valeo.edu.ru ­ (дата обращения: 23.08.2013). Web   Сысоева А.С. Организация групповой работы учащихся в учебной деятельности условиях реализации     ФГОС   ООО   [Электронный   ресурс]   /   ­   Сысоева   А.С.   –   Режим   доступа: http:www.metod­kopilka.ru ­ Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 24.01.2017). Сайт: Алферова   В.Н.   Организация   группового   взаимодействия   учащихся   на   уроках   истории [Электронный ресурс] / Алферова В.Н. – Режим доступа: http: infourok.ru­ Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 24.01.2017). Горнакова   Н.В.,   Сивиринова   И.А.   Организация   групповой   [Электронный   ресурс]   http:festival.1september.ru­ Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 24.01.2017). Российская гос. библиотека [Электронный ресурс] / УМК по биологии и химии.­ Режим доступа: http: valeo.edu.ru. – Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 4.09.2013)   деятельности   учащихся.   Горнакова   Н.В.,   Сивиринова   И.А.   –   Режим   доступа: 13 14

Презентация по биологии на тему "Скелет человека" (8 класс)

Презентация по биологии на тему "Скелет  человека" (8 класс)

Презентация по биологии на тему "Скелет человека" (8 класс)

Презентация по биологии на тему "Скелет  человека" (8 класс)

Презентация по биологии на тему "Скелет человека" (8 класс)

Презентация по биологии на тему "Скелет  человека" (8 класс)

Презентация по биологии на тему "Скелет человека" (8 класс)

Презентация по биологии на тему "Скелет  человека" (8 класс)

Презентация по биологии на тему "Скелет человека" (8 класс)

Презентация по биологии на тему "Скелет  человека" (8 класс)

Презентация по биологии на тему "Скелет человека" (8 класс)

Презентация по биологии на тему "Скелет  человека" (8 класс)

Презентация по биологии на тему "Скелет человека" (8 класс)

Презентация по биологии на тему "Скелет  человека" (8 класс)

Презентация по биологии на тему "Скелет человека" (8 класс)

Презентация по биологии на тему "Скелет  человека" (8 класс)

Презентация по биологии на тему "Скелет человека" (8 класс)

Презентация по биологии на тему "Скелет  человека" (8 класс)

Презентация по биологии на тему "Скелет человека" (8 класс)

Презентация по биологии на тему "Скелет  человека" (8 класс)

Презентация по биологии на тему "Скелет человека" (8 класс)

Презентация по биологии на тему "Скелет  человека" (8 класс)

Презентация по биологии на тему "Скелет человека" (8 класс)

Презентация по биологии на тему "Скелет  человека" (8 класс)

Презентация по биологии на тему "Скелет человека" (8 класс)

Презентация по биологии на тему "Скелет  человека" (8 класс)

Презентация по биологии на тему "Скелет человека" (8 класс)

Презентация по биологии на тему "Скелет  человека" (8 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.06.2017