Вопрос 1 . Что такое организм? Постарайтесь дать определение этого понятия.
Организм — это биологическая система, являющаяся неделимой единицей жизни и функционирующая как единое целое. Он состоит из взаимосвязанных элементов и характеризуется их строгим соподчинением и взаимодействием. Для организма характерны все признаки живого: обмен веществ, превращения энергии, рост, развитие и размножение, наследственность и изменчивость.
Вопрос 2. Что такое одноклеточный организм? Приведите примеры.
Одноклеточный организм — это организм, тело которого состоит из одной клетки. В этом случае клеточный и организменный уровни организации живой материи совпадают. Примеры одноклеточных организмов:
все прокариоты — бактерии и синезеленые водоросли (цианобактерии);
грибы — одноклеточные дрожжи;
растения — одноклеточные зеленые водоросли (хламидомонада, хлорелла);
животные — простейшие (амебы, инфузории, споровики).
Вопрос 3. Какие особенности строения клетки могут обеспечить выполнение функций, свойственных целостному организму?
Живое – неживое.
Чем живое отличается от
неживого?
Назовите не меньше 6
отличий живого от неживого.
•
•
•
•
•
- Наименьшая часть любого живого организма –
это ...
- Группа клеток, сходных по размерам, строению и
выполняемым функциям, образует ...
- Часть тела, выполняющая определённые функции,
имеющая определённое строение, форму и
расположение – это ...
- Связанные между собой органы, объединённые
общей работой, составляют ...
- Тогда, любая биологическая система, состоящая из
взаимосвязанных элементов и функционирующая
как единое целое будет называться ...
• Система – (от греч.) – это
целое, составленное из частей,
которые взаимосвязаны и
взаимодействуют друг с
другом, образуя единство
Инструктивная карточка
• 1 вариант
• Прочитать текст
саморегуляция, устно дать
определение. Из текста
выявить способы поддержания
стабильности организации
живого; перечислить в тетради.
• Вспомните, какие системы
органов у животных являются
регулирующими обмен
веществ. Приведите примеры
устно.
• Прочитайте текст анабиоз,
запишите определение в
тетради. Подумайте, является
ли анабиоз примером
саморегуляции? Как можно
использовать знания о
анабиозе в практической
деятельности?
• 2 вариант
• Прочитать текст
биологические часы, дайте
определение в тетради.
Устно приведите примеры.
• Многие утверждают, что
ночью в тишине гораздо
продуктивнее подготовка к
экзаменам, чем днем.
Согласны ли Вы с этим?
Обоснуйте ответ.
• Найдите, когда колебания
внутренней среды
организма можно
рассматривать, как один из
факторов поддерживающих
ее постоянство.
задание.
• Выберите из списка органоидов те,
которые есть только в растительной
клетке, а в клетках у животных их нет:
• Ядро, оболочка из
целлюлозы, цитоплазма,
хлоропласты, митохондрии,
крупные вакуоли,
лизосома, аппарат
Гольджи, мембрана.
Проблемный вопрос…
• Маки и тюльпаны – влаголюбивые
растения. Почему они могут расти
пустынях? Какой уровень
приспособленности: клеточный
или тканевый?
Проблемный ворос…
• Интересный факт: осенью
деревья, растущие вдоль
освещенных аллель, дольше не
сбрасывают листву. Объясните это
явление.