При помощи этой презентации учащиеся продолжат формирование научного мировоззрения, а именно формирование понятия о направлениях, процессах и механизме эволюции, объясняющих многообразие живых организмов на Земле. По ходу изучения темы самостоятельно заполняют сравнительную таблицу. На этапе актуализации знаний и закрепления предлагается тест.презентация по основным направлениям эволюции
ТЕМА УРОКА:
Основные
направления
эволюции
Подготовила
Учитель биологии 1 категории
Щёголева В.Н.
Цель: продолжить формирование научного
мировоззрения, а именно формирование понятия о
направлениях, процессах и механизме эволюции,
объясняющих многообразие живых организмов на
Земле.
Задачи:
1. Определить разницу между макро – и
микроэволюцией.
2. Расчленить понятие о микроэволюция на частные
понятия.
3. Ознакомиться с главными направлениями эволюции –
биопрогрессом и биорегрессом.
4. Рассмотреть на примерах ароморфоз,
идиоадаптацию, дегенерацию и соотношение между
главными путями эволюции.
Соотнесите приведённые примеры
приспособлений с их характером
1. Приспособленность организма к среде
1. Приспособленность организма к среде
обитания формируется в результате:
обитания формируется в результате:
1
2
3
стремления особей к
самосовершенствованию
преимущественного сохранения
особей с полезными
наследственными изменениями
упражнений
2. Чередование светлых и темных
2. Чередование светлых и темных
полос на теле тигра – это пример:
полос на теле тигра – это пример:
покровительственной окраски
мимикрии
маскировки
1
1
2
3
3. Гусеница по форме напоминает
3. Гусеница по форме напоминает
сучок дерева – это пример:
сучок дерева – это пример:
1
2
3
мимикрии
покровительственной
окраски
угрожающей позы
4. Примером поведенческой адаптации
4. Примером поведенческой адаптации
является:
является:
1
2
3
запасание корма мышью
полёвкой
слияние тёмной окраски спинки
камбалы с фоном морского дна
окраска божьей коровки
5. Приспособленность организмов носит
Приспособленность организмов носит
относительный характер, так как:
относительный характер, так как:
1
2
3
любая адаптация целесообразна
только в определённых условиях
борьба за существование может
привести к изменению вида
при резких изменениях условий
группа вымирает
КЛЮЧ:
12
23
31
41
51
Эволюция – историческое изменение формы,
организации и поведения живых существ в
ряду поколений.
Эволюция
макроэволюция микроэволюция
• Направление эволюции каждой
систематической группы определяется
взаимоотношениями между особенностями
среды, в которой протекает эволюция
данного таксона, и его генетической
организацией, которая сложилась в ходе его
предшествующей эволюции.
Макроэволюция надвидовая эволюция, в
ходе которой виды еще больше обособляются
друг от друга, образуя более крупные
систематические группы (семейства, отряды,
классы, типы, царства, отделы).
Семейство кошачьих (Felidae)
Микроэволюция начальный этап
эволюционного процесса, который протекает
внутри вида и приводит к образованию
новых видов.
Ушастая сова
Полярная сова
Микроэволюция
элементарные эволюционные факторы
направляющие ненаправляющие
1. борьба за существование 1. дрейф генов
2. естественный отбор 2. волны жизни
3. мутация
4. изоляция
элементарная структура –
популяция, насыщенная элементарным эволюционным материалом –
мутациями
элементарные эволюционные явления –
изменение генофонда
финетическая эволюция видообразование
(приводит к возникновению (образование новых популяций,
приспособления) видов, подвидов и т.д.)
Изолирующие механизмы
предзиготические
постзиготические
(т.е. предшествующие образованию (действуют после образования
зиготы, создающие препятствия зиготы, приводят к снижению
для спаривания особей, относящихся жизнеспособности или
к разным популяциям) плодовитости гибридного
потомства)
экологические этологические
географические временная изоляция
Географическое (аллопатрическое) видообразование
разрыв или расширение ареала
изменение среды обитания и положения вида (популяции) в ней
направление естественного отбора меняется
отбор особей, наиболее приспособленных к новым условиям
среды
географическая изоляция
репродуктивная изоляция
образование нового вида
Экологическое (симпатрическое) видообразование
изменения места обитания внутри одного ареала
изменение среды обитания и положения вида в ней
изменение направления естественного отбора
отбор особей, чьи признаки лучше подходят к новым условиям
среды
экологическая изоляция
репродуктивная изоляция
образование нового вида
Биопрогресс – возрастание
приспособленности
организмов к окружающей среде, ведущее к
увеличению численности и более широкому
распространению вида.
Биорегресс – это снижение уровня
приспособленности к условиям обитания,
уменьшение численности вида и площади
видового ареала.
Характерные особенности биопрогресса и
биорегресса
Биологический прогресс
числа
особей
вида
расширение
ареала
образование
сужение
сокращение
новых
видов,
подвидов,
популяций
числа
Биологический регресс
Пути достижения биологического прогресса
Идея о возможных путях
биологического прогресса
в процессе эволюции была
разработана русским
крупным ученым
эволюционистом
Алексеем Николаевичем
Северцовым в 1925 г.
ОСНОВНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ ЭВОЛЮЦИИ
БИОЛОГИЧЕСКИЙ
РЕГРЕСС
БИОЛОГИЧЕСКАЯ
СТАБИЛИЗАЦИЯ
БИОЛОГИЧЕСКИЙ
ПРОГРЕСС
АРОМОРФОЗ
ИДИОАДАПТАЦИЯ
ДЕГЕНЕРАЦИЯ
БИОЛОГИЧЕСКИЙ РЕГРЕСС
• Уменьшение численности особей в популяциях
• Сужение ареала
• Уменьшение интенсивности видообразования
• Снижение приспособленности организмов к
условиям среды
Снижение приспособленности организмов
к условиям среды
Деятельность
человека
Факторы неживой
природы
• Вымирание видов изза глобальных
изменений климата
• Исчезновение видов по вине человека
Вымирание изза глобальных
изменений климата
Истребленные человеком
Странствующий
голубь
Страус моа
Дронт
Исчезающие виды
Выхухоль
Степной орел
Колпица
Аполлон
Дрофа
Биологическая стабилизация
• «Стабилизация не означает прекращения
эволюции, наоборот, она означает
максимальную согласованность организма с
изменениями среды. Стабильное состояние
не бывает длительным»
И.И. Шмальгаузен
• Мощный стабилизирующий отбор
способствует сохранению таксонов.
Известны многочисленные
персистентные формы – "живые
ископаемые" (плеченогие, мечехвосты,
гаттерия, латимерия, гинкго).
• Приведите примеры «живых
ископаемых».
«Живые ископаемые»
• Это окаменелые останки гомеозавра – похожего на
гаттерию животного, обитавшего 140 млн лет назад в
той части нашей планеты, которая сегодня стала
Европой
• Латимерия
Современные мечехвосты.
Юрский мечехвост.
«Живые ископаемые»
• Живые (слева) и окаменевшие (справа)
листья дерева гинкго
• Живые
ископаемые
(мечехвост,
гинкго,
неопилина,
наутилус,
лингула,
хвощи,
плауны)
БИОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС
Основные показатели:
• Увеличение численности особей в
популяциях
• Расширение ареала
• Высокая интенсивность видообразования
• Возрастание приспособленности
организмов к окружающей среде
Самостоятельно заполнить
таблицу
Эволюционн
ые
направления
Характеристика
эволюционных
направлений
Значение
в
эволюции
Примеры К чему
приводит
Ароморфоз
Это широкие анатомоморфологические
адаптации, существенно повышающие общий
уровень организации рассматриваемой
группы.
В результате организмы получают в борьбе за
существование преимущества общего
характера, не ограниченные строго
определенной средой.
• По представлениям А.Н. Северцова,
ароморфозы – это приспособительные
изменения, при которых повышается
общая энергия жизнедеятельности.
• По представлениям И.И. Шмальгаузена,
ароморфозы дают возможность
использования новых ресурсов среды.
Примеры ароморфозов
Возникновение:
• клетки
• многоклеточности
• цветка
• хорды
• фотосинтеза
Идиоадаптация
• Адаптации, обеспечивающие
приспособление организмов к данным
условиям существования.
Примеры идиоадаптаций
• Появление
покровительственной
окраски
• Уплощение тела
придонных животных
• Формирование соцветий
• Видоизменение побегов
и т.д.
• Благодаря формированию
различных идиоадаптаций,
животные близких видов
могут жить в самых
различных
географических зонах.
• Приведите примеры
подобных идиоадаптаций
Дегенерация
• Это уменьшение уровня организации в
процессе эволюции. Она выражается в
утрате органов и прочих элементов
строения организма в процессе
видообразования.
• Пользуясь знаниями по зоологии,
приведите примеры дегенерации у
животных.
Примеры дегенерации
• Утрата пищеварительной системы
• Утрата крыльев
• Утрата глаз
• У каких животных это наблюдается?
Объясните причину.
Соотношение направлений
эволюции
• В природе все процессы эволюции идут
непрерывно и одновременно, сочетаясь
между собой и сменяя друг друга.
• Взаимоотношения трех основных
направлений эволюции, их чередование
А.Н.Северцов изобразил в виде схемы.
Классическая схема, изображающая
основные формы эволюционного процесса
(r).
по А. Н. Северцову: ароморфоз (a),
идиоадаптацию (b) и общую дегенерацию
Пути осуществления главных направлений
эволюции органического мира
Движущие силы эволюции
Ароморфоз
Идиоадаптация
Дегенерация
общее
повышение
организации или
смена среды
обитания
образование
отрядов,
классов, типов
развитие
частных
приспособлений к
конкретным
условиям
образование
видов, родов,
семейств,отрядов
упрощение
организации
исчезновение
ряда
органов
БИОПРОГРЕСС
БИОРЕГРЕСС
Закрепление пройденного материала
1. Назвать понятия, о которых идет речь. Составить слово из
первых букв каждого отгаданного термина.
1) Увеличение численности кроликов после заселения их в
Австралию.
(Прогресс)
2) Возникновение фотосинтезирующих одноклеточных организмов.
(Ароморфоз)
3) Снижение численности лишайников в густонаселенных районах.
(Регресс)
4) Зимняя спячка млекопитающих.
(Идиоадаптация)
5) Уровень организации живой материи – подсистема того уровня,
который является структурной единицей эволюции.
(Организм)
6) Уменьшение ареала белых лебедей.
(Регресс)
7) Отсутствие ног у змей.
(Дегенерация)
Слово : ПРИРОДА
2. О каком направлении эволюции идет речь?
1) Мутации, накопление, приспособление к определенным условиям –…
идиоадаптация.
2) Мутации, выход в новую экологическую нишу, уход (на время) от
сильного давления естественного отбора …
ароморфоз.
3) Мутации, накопление изменений в сторону упрощения организма …
дегенерация.
Домашнее задание
Домашнее задание
§2729, записи в тетради
изученной теме.
выучить. Творческое
задание по выбору:
составить кроссворд по
Рефлексия
Рефлексия
Что из того, что вы узнали на уроке, было для вас
знакомо?
Что оказалось новым?
Что из того, с чем мы работали, запомнилось вам
больше всего?
Почему? Что понравилось на уроке, что не
понравилось?
Что бы вы хотели изменить, провести по иному?