урок входит в состав раздела “Биология– наука о живом мире”. Класс: 5 (ФГОС). УМК: учебник 5 класс Биология, И.Н.Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова, Москва, Издательский центр “Вентана-Граф, 2012 год. Цель: сформировать знания об устройстве увеличительных приборов и правила работы с ним. Задачи: Образовательные: познакомить учащихся с материалом об истории открытия и устройстве увеличительных приборов, правилами работы с микроскопом. Воспитательные: поддерживать у учащихся устойчивый интерес к знаниям, воспитывать чувство ответственности за результат своего труда
Быстрова Тамара Александровна
МОУ «Основная школа №19»
г.Петрозаводск
Быстрова Тамара Александровна МОУ «Основная школа №19»г.Петрозаводск
Бактерии
Животные
Царства живой природы
Растения
Грибы
Существуют объекты, которые мы с вами никогда не
сможем увидеть без специальных приспособлений?
Как нам быть? Как быть ученым в этой ситуации?
Можно ли увидеть невидимое?
Царства живой природыБактерии Животные Растения Грибы Существуют объекты, которые мы с вами никогда не сможем увидеть без специальных приспособлений? Как нам быть? Как быть ученым в этой ситуации? Можно ли увидеть невидимое?
Тема урока:
УВЕЛИЧИТЕЛЬНЫЕ
ПРИБОРЫ
Лупа ручная
(увеличение до 2 – 20 раз)
Линза
Оправа
Ручка
Лупа ручная(увеличение до 2 – 20 раз)Линза Оправа Ручка
Лупа штативная
(увеличение до 10 – 25 раз)
Окуляр
Предметный столик
Штатив
Зеркал
о
Лупа штативная(увеличение до 10 – 25 раз)Окуляр Предметный столик Штатив Зеркало
Все ли объекты живой природы
мы можем рассмотреть через
лупу?
Все ли объекты живой природы мы можем рассмотреть через лупу?
Считается что первый микроскоп был создан в 1590 году
голландским мастером очков Хансом Янссеном и его сыном
ЗахариейЯнссеном. Но это было сказано самим
ЗахариейЯнссеном в середине XVII века. Изобретение голландца
заключалось в том, что он смонтировал внутри одной трубки две
выпуклые линзы, и таким образом, заложил основы для
конструирования сложных приборов.
Считается что первый микроскоп был создан в 1590 году голландским мастером очков Хансом Янссеном и его сыном ЗахариейЯнссеном. Но это было сказано самим ЗахариейЯнссеном в середине XVII века. Изобретение голландца заключалось в том, что он смонтировал внутри одной трубки две выпуклые линзы, и таким образом, заложил основы для конструирования сложных приборов.
Первые понастоящему значимые наблюдения при помощи
микроскопа провел английский физик Роберт Гук. В 1667 году
вышла его книга «Микрография», в которой Гук описал и
зарисовал, что именно ему удалось увидеть, разглядывая в
микроскоп самые разные вещи.
Первые понастоящему значимые наблюдения при помощи микроскопа провел английский физик Роберт Гук. В 1667 году вышла его книга «Микрография», в которой Гук описал и зарисовал, что именно ему удалось увидеть, разглядывая в микроскоп самые разные вещи.
Антони ван Левенгук в 1674 г. изготовил линзы с увеличением,
достаточным для проведения простых научных наблюдений.
Усовершенствовал микроскоп и открыл одноклеточные организмы..
Антони ван Левенгук в 1674 г. изготовил линзы с увеличением, достаточным для проведения простых научных наблюдений. Усовершенствовал микроскоп и открыл одноклеточные организмы..
Устройство микроскопа
Окуляр
Тубус
Винты
Объективы
Предметный столик
Штатив
Зеркало
Устройство микроскопаОкуляр Тубус Винты Объективы Предметный столик Штатив Зеркало
Как определить увеличение светового
микроскопа?
Посмотри на число,
указанное на окуляре
Как определить увеличение светового микроскопа?
Как определить увеличение светового
микроскопа?
Посмотри на число,
указанное на объективе
Как определить увеличение светового микроскопа?
Как определить увеличение светового
микроскопа?
□Чтобы узнать, насколько увеличивается
изображение при использовании
микроскопа, надо умножить число,
указанное на окуляре, на число,
указанное на используемом объекте.
Как определить увеличение светового микроскопа?□Чтобы узнать, насколько увеличивается изображение при использовании микроскопа, надо умножить число, указанное на окуляре, на число, указанное на используемом объекте.
Правила работы с микроскопом
Микроскоп — хрупкий и дорогой прибор: работать с
ним надо аккуратно, строго следуя правилам.
1. Поставьте микроскоп штативом к себе на расстоянии 5
—10 см от края стола.
2. В отверстие предметного столика направьте зеркалом
свет.
3. Поместите приготовленный препарат на предметный
столик и закрепите предметное стекло зажимами.
4. Пользуясь винтом, плавно опустите тубус так, чтобы
нижний край объектива оказался на расстоянии 1—2 мм
от препарата.
5. В окуляр смотрите одним глазом, не закрывая и не
зажмуривая другой. Глядя в окуляр, при помощи винтов
медленно поднимайте тубус, пока не появится четкое
изображение предмета.
6. После работы микроскоп уберите в футляр.
Микроскоп — хрупкий и дорогой прибор: работать с ним надо аккуратно, строго следуя правилам.Правила работы с микроскопом
Рефлексия
Закончите письменно некоторые из
предложений. Выбирайте по два-три наиболее
значимых лично для вас положения
1) А вы знаете, что сегодня на уроке я_____ .
2) Больше всего мне понравилось_________ .
3) Самым интересным сегодня на уроке
было_________.
4) Самым сложным для меня сегодня
было__________.
5) Сегодня на уроке я почувствовал_________.
6) Сегодня я понял____________.
7) Сегодня я научился_________.
8) Сегодня я задумался_______________.
9) Сегодняшний урок показал мне____________.
10) На будущее мне надо иметь в виду__________.
РефлексияЗакончите письменно некоторые из предложений. Выбирайте по два-три наиболее значимых лично для вас положения1) А вы знаете, что сегодня на уроке я_____ .2) Больше всего мне понравилось_________ .3) Самым интересным сегодня на уроке было_________.4) Самым сложным для меня сегодня было__________.5) Сегодня на уроке я почувствовал_________.6) Сегодня я понял____________.7) Сегодня я научился_________.8) Сегодня я задумался_______________.9) Сегодняшний урок показал мне____________.10) На будущее мне надо иметь в виду__________.