Определение понятия «нарушение слуха»
Строение слухового анализатора
Виды нарушений слуха
Классификация глухих и слабослышащих по Л. В. Нейману и Р.М.Боскис
Причины стойких нарушений слуха у детей
Основные особенности неслышащих и слабослышащих детей
Коррекционно – педагогическая помощь
Специальные технические средства, гаджеты для глухих и слабослышащих
Профессиональное образование лиц с нарушенным слухом
Дети с нарушением
Дети с нарушением
слухаслуха
Подготовила логопед
Компаниец Н.Н.
ПланПлан
Определение понятия «нарушение слуха»
Строение слухового анализатора
Виды нарушений слуха
Классификация глухих и слабослышащих
по Л. В. Нейману и Р.М.Боскис
Причины стойких нарушений слуха у детей
Основные особенности неслышащих и слабослышащих детей
Коррекционно – педагогическая помощь
Специальные технические средства, гаджеты для глухих и
слабослышащих
Профессиональное образование лиц с
нарушенным слухом
Определение
Определение
понятия «нарушение слуха»
Под нарушением слуха понимается
нарушение способности воспринимать и
дифференцировать (различать) звуковые
колебания посредством слухового
анализатора.
Строение слухового
Строение слухового
анализатора
анализатора
Слуховой анализатор у
человека состоит из
периферического звена
(включающего наружное,
среднее и внутреннее
ухо), проводящих нервных
путей и центрального
(коркового) отдела,
расположенного в
височных долях больших
полушарий головного
мозга.
Периферическое звено
Периферическое звено
Проводящие нервные пути
Проводящие нервные пути
Центральный отдел
Центральный отдел
Первичный анализ звуковых
раздражений происходит в
периферическом отделе
(преимущественно в кортиевом органе
внутреннего уха); высший анализ и
синтез акустических раздражений
осуществляется в корковом отделе
слухового анализатора.
Виды нарушений слуха
Виды нарушений слуха
Глухота – наиболее глубокая степень
поражения слуха, при которой полноценное
восприятие акустических сигналов (включая
звуки речи) становится невозможным.
Тугоухость(слабослышание) – стойкое
двустороннее снижение слуха, вызывающее
затруднения в восприятии речи.
В зависимости от степени выраженности
нарушения слуховой функции и от времени
потери слуха, выделяют три группы детей –
неслышащие (глухие) дети, позднооглохшие и
слабослышащие.
Ученые - исследователи
Ученые - исследователи
Выдающийся
отечественный
оториноларинголог и
аудиолог, доктор
медицинских наук,
профессор.
Особое место среди
научных работ Л.В.
Неймана занимают
многолетние специальные
исследования о лечении
внутричерепных
осложнений при ушных
заболеваниях.
Нейман Лев Владимирович
(1902 1977)
Классификация глухих
Классификация глухих
по Л. В. Нейману
по Л. В. Нейману
1я группа — глухие дети, воспринимающие самые низкие
частоты (125150 Гц). Эти дети не различают какихлибо
звуков речи и реагируют либо на очень громкий голос у
самого уха, либо на интенсивные звуки на близком
расстоянии (крик и т. д.).
2я группа — глухие дети, воспринимающие частоты 150
500 Гц. Дети этой группы реагируют на громкий голос у уха,
различают гласные «о», «у», способны воспринять другие
очень громкие звуки на небольшом расстоянии.
3я группа — дети, воспринимающие звуки в диапазоне
низких и средних частот, от 125 до 1000 Гц.
4я группа — дети, воспринимающие частоты от 125 до
2000 Гц.
Классификация слабослышащих
Классификация слабослышащих
1я степень — снижение слуха в речевом диапазоне не
по Л. В. Нейману
по Л. В. Нейману
превышает 50 дБ; восприятие частот в пределах 1258000
Гц. Речевое общение вполне доступно. Возможно
разборчивое восприятие речи разговорной громкости на
расстоянии более 1 м.
2я степень — снижен слух в речевом диапазоне до 70 дБ.
Речевое общение затруднено. Разговорная речь
воспринимается на расстоянии менее 1 м.
3я степень — снижен слух в речевом диапазоне до 70 дБ.
Речь разговорной громкости становится неразборчива даже
у самого уха. Общение осуществляется с помощью громкого
голоса на близком от уха расстоянии.
Ученые - исследователи
Ученые - исследователи
Исследования Р.М. Боскис
позволили создать
психологопедагогическую
классификацию,
положенную в основу
дифференцированного
обучения детей с
недостатками слуха.
Вклад P.M. Боскис в
специальную психологию и
коррекционную педагогику
не ограничивается областью
обучения детей с
недостатками слуха. Ею
разработан целый ряд
общих проблем
дефектологии.
Боскис Рахиль Марковна
(1902 1976)
Педагогическая классификация
Педагогическая классификация
детей с нарушениями слуха Р. М.
детей с нарушениями слуха Р. М.
БоскисБоскис
2 группы детей с недостатками слуха
глухие слабослышащие
позднооглохшие дети,
т.е. потерявшие слух в
34 года, а также позже,
сохранившие речь в
связи с более поздним
возникновением
глухоты
ранооглохшие дети,
потерявшие слух на 12
году жизни или
родившиеся
неслышащими
слабослышащие
с глубоким
недоразвитием
речевой
функции (фразы
короткие,
неправильно
построенные,
отдельные слова
сильно
искажены и т.д.)
слабослышащие с
глубоким
недоразвитием
речевой функции
(фразы короткие,
неправильно
построенные,
отдельные слова
сильно искажены и
т.д.)
Причины стойких нарушений
Причины стойких нарушений
слуха у детей
слуха у детей
Генетические факторы;
различные инфекционные болезни матери;
несовместимость резусфактора матери и ребенка;
травмы плода;
вредное воздействие ряда химических веществ, поступающих в организм
беременной (алкоголь, хинин, стрептомицин и др.);
детские инфекционные заболевания, особенно цереброспинальный
минингит, корь, скарлатина, реже – паротит (свинка) и др.;
гриппозная инфекция;
отиты:
заболевания носа и носоглотки, в частности аденоидит (аденоидные
разращения).
черепномозговые травмы у детей;
длительное применение больших доз ряда антибиотиков (прежде всего, в
раннем возрасте), в частности стрептомицина и его производных
(мономицин, неомицин и др.).
По данным P. Brookhousern D. Worthington, число детей с
односторонней формой тугоухости растет и составляет 13
случаев на 1 тыс. человек. У 42% людей этиология
одностороннего понижения слуха не ясна; у 24% причиной
являлся менингит; у 23% корь; у 11% эпидемический паротит.
Основные особенности
Основные особенности
неслышащих детей
неслышащих детей
задержка в развитии локомоторных функций (около 70% начинают
позже держать голову, сидеть, стоять, ходить (разрыв по сравнению с
нормой составляет 23 месяца));
неспособность самостоятельного овладения речью и невозможность ее
формирования без специального образования (дети становятся
глухонемыми);
наличие остаточного слуха у большинства неслышащих;
недостаток слуховых впечатлений и как следствие обедненность
внутреннего мира ребенка;
ограниченные возможности в овладении словесной речью как средством
общения и познания окружающего мира негативно влияют на развитие
познавательных процессов, эмоциональноволевой сферы и др.;
использование естественных жестов в качестве средства общения со
слышащими и мимикожестикуляторной речи как средства общения
между собой;
опережение понимания речи по сравнению с формированием
возможности собственного высказывания в устной, дактильной или
письменной форме.
Основные особенности
Основные особенности
слабослышащих детей
слабослышащих детей
нарушение многих функций и стороны психики, определяющих
ход развития личности ребенка;
неполноценный слух обусловливает речевое
недоразвитие, изменяющее ход общего развития, и осложнение
социального взаимодействия ребенка;
развитие речи имеет замедленный поступательный характер и
подчинено особым закономерностям (А.А. Комарова).
У слабослышащих детей наиболее частыми являются
следующие нарушения речи:
1. недостатки произношения;
2. бедность лексического запаса;
3. недостаточное усвоение звукового состава слова;
4. неточное понимание и неправильное употребление слов;
5. аграмматизмы;
6. ограниченное понимание как устной речи, так и читаемого текста.
Специальное обучение детей с
Специальное обучение детей с
частичным нарушением слуха
частичным нарушением слуха
Влючает в себя:
работу по развитию навыков чтения с губ (с
опорой на зрительную и слухозрительную
основу с привлечением тактильно
вибрационной чувствительности);
специальные занятия по технике речи
формирующие двигательную, кинестетическую
базу речи в единстве с развитием оптико
акустическихречевых представлений;
работу по развитию и использованию
остаточного слуха;
наглядные средства
Обучение слабослышащих
Обучение слабослышащих
детей в массовой школе
детей в массовой школе
выявленное у ребенка снижение слуха должно
быть компенсировано слухопротезированием;
ребенок должен сидеть в классе за первой
партой;
он должен быть обеспечен педагогической
помощью специалистасурдопедагога;
учитель и родители ребенка должны регулярно
получать дополнительные консультации
относительно особенностей обучения такого
ребенка.
Организация педагогической
помощи
Традиционно коррекционная помощь детям с нарушенным слухом оказывается в
учреждениях системы здравоохранения (сурдологические кабинеты, отделения,
центры, стационары при ЛОРотделениях крупных больниц) и в системе
образования.
Деятельность дошкольных образовательных учреждений регулируется «Типовым
положением о дошкольном образовательном учреждении» (1995). Глухие и
слабослышащие дети раннего дошкольного возраста могут воспитываться и
обучаться в следующих образовательных учреждениях:
Детский сад компенсирующего вида для глухих и/или для слабослышащих детей;
Детские сады комбинированного вида;
Дошкольные группы, отделения в специальных коррекционных
общеобразовательных школах, школахинтернатах для глухих или слабослышащих и
позднооглохших детей. В дошкольные отделения и группы при детских садах могут
приниматься дети с 1,5 2х летнего возраста при наличии условий для их
воспитания;
Образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного
возраста «Начальная школа детский сад» для глухих или для слабослышащих
детей и образовательное учреждение для детей дошкольного и школьного возраста
«Школа детский сад» для глухих или для слабослышащих детей.
Организация педагогической
помощи
Неслышащие (глухие) дети могут обучаться в специальных
(коррекционных) школах I вида, которые осуществляют образовательный
процесс в соответствии с уровнем общеобразовательных программ трех
ступеней общего образования:
1 ступень начальное общее образование (нормативный срок освоения 56
лет, в зависимости от учебных предметов, 67 лет, с учетом
подготовительного класса);
2 ступень основное общее образование (нормативный срок освоения 5_6
лет);
освоения 2 года).
3 ступень среднее (полное) общее образование (нормативный срок
В первый класс, как правило, принимаются дети с 7 лет. Для детей, не
прошедших дошкольной подготовки, организуется подготовительный
класс.
Наполняемость классов 6 человек.
В современной сурдопедагогике, как отечественной, так и зарубежной,
применяются две системы обучения глухих:
на основе билингвистического подхода;
на основе словесной речи.
Специальное образование
Специальное образование
глухих
глухих
В России известная
билингвистическая
школа —
Московская
билингвистическая
гимназия,
существующая с
1992 г. (научный
руководитель
проф. Г. Л.
Зайцева).
Г.Л. Зайцева (крайняя справа в
нижнем ряду) и А.А. Комарова
(первая слева в нижнем ряду) с
первым набором детей
Билингвистической гимназии
Педагогическая система
обучения глухих на основе
словесной речи
В 50—60егг. академик,
доктор П. Губерина в г.
Загребе (быв. Югославия,
ныне Хорватия) разработал
верботональную систему
обучения неслышащих, не
только основанную на новой
технологии педагогической
работы с глухими детьми, но
и предполагающую
использование слуховой
аппаратуры нового
поколения, учитывающей
значительные поражения
слуха глухих не только по
силе звука, но и по
частотному диапазону.
(19132005гг.)
Педагогическая система
обучения глухих на основе
словесной речи в 70—80егг. сотрудники
НИИ дефектологии АПН
СССР(Т. А. Власова, Е. П.
Кузьмичева и др.)
предложили и научно
обосновали систему работы
по развитию слухового
восприятия глухих
школьников. Эта система
получила широкое
внедрение в практику
работы отечественной
школы глухих, обеспечив
оснащение этих школ
звукоусиливающей
аппаратурой коллективного
пользования.
Власова Татьяна Александровна
(1905 1986)
Программа А.А Венгера, Г.Л.Выгодской, Э.И
Леонгард проведения занятий с глухими и
слабослышащими детьми
Направления
коррекционной
работы
развитие
движений
(основные
движения
и мелкая
моторика)
развитие
зрительного
восприятия
(восприятие цвета,
формы, величины,
пространственных
представлений);
развитие
слухового
восприятия
(восприятие
звучания
музыкальных
инструментов,
слов);
мышления
(наглядно
действенного,
наглядно
образного,
логического);
формирование
формирование
речи
(понимание
устной речи
и мимико
жестовой речи);
формирование
игровой
деятельности;
Обучение
изобразительной
деятельности
Специальные технические
Специальные технические
средства для неслышащих
средства для неслышащих
средства слухопротезирования и
звукоусиливающей аппаратуры;
средства статической и динамической проекции,
видеотехника,
лазерные диски,
кодирующие изобразительные или звуковые
сигналы.
компьютер, выступающий как средство
обучения, развития слуха, речи, навыков чтения
с губ.
Гаджеты для глухих и
Гаджеты для глухих и
слабослышащих
слабослышащих
Communicaid - гаджет, который не улучшает слух, но компенсирует его зрением.
Он призван помочь адаптации людей с нарушениями слуха в рабочем колективе:
благодаря ему глухих и слабослышащих смогут окликнуть коллеги! Гаджет
улавливает даже тихие звуки и переводит их в зрительный сигнал: мерцание
красных огоньков.
Окликнуть глухого
Глухие и слабослышащие люди имеют все основания быть недовольными
кинотеатрами: фильмов с субтитрами слишком мало, и они не по нутру обычным
посетителям. Противоречия сгладят очки Mo Pix: через них пользователь увидит за
обычным экраном дополнительный, с субтитрами. Обычные же зрители ничего и
не заметят.
Глухонемое кино
Еще одни киноочки для глухих подготовила компания Sony. Для их работы не
потребуется дополнительного экрана: субтитры будут зашифрованы в самом
изображении, но чтобы их увидеть, понадобятся специальные очки.
Очки Sony
Научить глухого ребенка речи - непростая задача. Группа корейских дизайнеров
разработала для ее решения концепт VV-Talker: этот маленький похожий на
игрушку гаджет будет переводить слова ребенка в голосовую диаграмму.
Слабослышащий ребенок должен добиться ее совпадения с образцом для данного
слова. Устройство поможет детям овладевать фонетикой даже в одиночестве, пока
учителя нет.
Концепт VVTalker
Слабослышащие люди часто включают телевизор на полную громкость, тем самым
доводя соседей до исступления - и все равно слышат так себе. На помощь придет...
подушка. Разработанный командой шведских дизайнеров (Fredrik Hylten, Isabelle
Olsson и Maria Johansson) девайс Ictus - подушка-усилитель. Ее нужно подключать
вместо динамика и класть на нее голову - по уверению авторов, слышно будет даже
почти глухому.
Телеподушка для слабослышащих
Необычный концепт Babel назван автором "визуальный слуховой аппарат" -
собственно, слушать он будет за пользователя. В дужки очков встроены
микрофоны, которые улавливают речь и транслируют ее в слова. Конечно, система
распознавания речи иногда будет выдавать пользователю полную чушь, но чтение
по губам тоже не лишено недостатков.
Концепт Babel
Концепт Пьера-Антуана Бузара "Встряска" даст пользователю возможность
оценивать интенсивность и направление звука с помощью вибрирующих
наушников.
Концепт ПьераАнтуана Бузара "Встряска"
Зачастую глухота сопряжена с немотой. На помощь глухонемым людям приходит
язык жестов, но он, к сожалению, только для внутреннего использования". Как же
поступить, если нужно объясниться с властями? Или нанять специального
переводчика, или использовать транслятор жестов в слова. Лондонский дизайнер
украинского происхождения Виктория Волошин (Viktoria Volosin) думает, что он
будет выглядеть так. Но все же "жестопониманию" легче будет обучить обычные
смартфоны.
Жестоуловитель для глухонемых
Будильник-концепт Soft Touch может разбудить спящего на работу, даже если тот
абсолютно глух: пользователь перед сном надевает на запястье браслет, а когда
нужно будет вставать, будильник начнет надувать его и давить на руку. Кроме того,
Soft Touch может предупредить спящего о серьезных опасностях: пожаре,
бомбардировке и так далее.
Будильник на страже сна
Нелегко играть в футбол с противником, который никогда не слышит свистка
судьи! Для таких случае придуман светящийся мяч для глухих LED Ball: вместо
свистка судья держит контроллер, которым в случае необходимости включает
лампочки-светодиоды. Игроки сразу поймут, что дан сигнал остановиться.
Футбольный мяч для глухих
Профессиональное образование лиц
Профессиональное образование лиц
сс
нарушенным слухом
нарушенным слухом
Выпускники школ для детей с
нарушениями слуха приобретают
специальности, обучаясь на учебно
производственных предприятиях
Общества глухих, в профтехучилищах,
колледжах, вузах и непосредственно на
предприятиях.
Профессии осваиваемые
Профессии осваиваемые
нарушенным слухом
нарушенным слухом
лицами с
лицами с
инженерно технические;
художественная;
культурнопросветительная подготовка;
профессиональная подготовка в области
физической культуры и спорта;
экономическая;
педагогическая;
медицинская
Социальная адаптация лиц с
Социальная адаптация лиц с
нарушенным слухом
нарушенным слухом
В реальной жизни социальная интеграция
неслышащих не всегда протекает без проблем:
«говорящий глухой», не владеющий жестовым
языком, не всегда бывает принят в качестве
«своего» в субкультуре глухих, и он не всегда к
ней стремится; в сообществе слышащих,
несмотря на владение словесной речью,
его также не рассматривают в качестве
«своего».
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!