Презентация по дисциплине История Брянского края

  • Исследовательские работы
  • pptx
  • 28.03.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данный материал представляет собой творческий проект по дисциплине история Брянского края. Проект посвящен известной меценатке,благотворительнице,супруге князя Тенишева - Марии Клавдиевне. Презентация содержит богатый иллюстративный материал. В теме отражены годы проживания княгини в маленьком заводском городке Бежица и ее вклад в развитие образования, культуры, посвящения,благоустройство города.
Иконка файла материала mariy tenisheva.pptx.pptx
Творческий проект «Один день в усадьбе М К. Тенишевой» по учебным дисциплинам: История, Краеведение Преподаватель: Гапонова Т.В Выполнили: Торопыно Анастасия, Маликова Ульяна, Шемякова Карина Специальность: «Преподавание в начальных классах»
Тип проекта Гуманитарный:  «Человек и гражданин 21 века» По количеству участников:   групповой По времени выполнения:  краткосрочный По содержанию: историко­краеведческий
Цель и задачи проекта Цель проекта: Познакомить обучающихся   с вкладом  Марии Клавдиевны Тенишевой в становлении и развитии  Бежицкого района и Брянской области. Задачи проекта: Путем анализа письменных источников определить вклад княгини  Марии Клавдиевны Тенишевой в развитии Бежицкого района и   города Брянска; Сформировать навыки составления образной характеристики и оценки  деятельности Исторического персонажа;  На примере жизненной позиции Тенишевой М.К. , показать наивысшие  человеческие ценности; Показать роль образования и  просвещенности в жизни человека; Воспитывать чувство  милосердия, сострадания, сопричастности.
Функции проекта •Данный проект призван обратить внимание обучающихся на историю и традиции благотворительности начала 20 века •Важно сохранить имена людей, так много и бескорыстно сделавших для процветания земли брянской •необходимо восстановить важнейшую историческую традицию в жизни российского общества – традицию публичного признания заслуг благотворителей, в которой на протяжении веков гармонично сочетаются нравственные мотивы и государственные интересы •Новое осмысление исторического наследия и возвращения его в культурный оборот •Сохранение исторической памяти и наследия; •Развитие интереса к истории, углубление знаний по истории и формирование на конкретном историческом материале гражданско – патриотических чувств и убеждений, утверждение значимости таких ценностей, как: а) любовь и уважение к родному городу, к родной стране; б) бережное отношение к плодам труда, опыту предшествующих поколений; в) приумножение исторического наследия, сохранение исторической памяти. г) Воспитание Гражданина. •Воспитание у обучающихся стремления к овладению глубокими знаниями, высоконравственными качествами в процессе изучения истории, культуры родного края •Проект служит объединению, сплочению людей вокруг высокой благородной цели – сохранить прошлое, настоящее для будущих потомков, играет огромную роль в формировании мира и согласия среди людей, укрепляет дружбу между народами •Знакомство с именем одной из великих женщин России, смысл жизни которой был в неустанном жизненном творчестве и вечном пути совершенствования
Содержание проекта • изучить через выполнение проекта  жизнь  и общественную  деятельностью Марии  Клавдиевны Тенишевой • Обобщив собранную информацию, создать мультимедийную  презентацию, посвященную  деятельности   М.К. Тенишевой в период ее  проживания в Бежице • Подготовить  материал к заочной экскурсии в окрестностях  колледжа по  местам ,связанным с деятельностью Тенишевой  Теоретический метод:  работа с интернет­ресурсами и литературой Исследовательский метод  создание и работа с видео; оформление аудио материала выполнение мультимедийной  презентации; работа с  источниками (поиск,  систематизация материала о жизни  и  общественной деятельности М.К. Тенишевой ). Теоретическая значимость работы:  сбор  разрозненной  информации в  литературных источниках, интернете
Значимость проекта • Сохранение исторической памяти и наследия;  • Знакомство  с именем одной из великих женщин России, смысл жизни которой  был в неустанном жизненном творчестве и вечном пути совершенствования • Новое осмысление исторического наследия и возвращения его в культурный  оборот • Развитие интереса к истории, углубление знаний по истории и формирование  на конкретном историческом материале гражданско – патриотических чувств и  убеждений, утверждение значимости таких ценностей, как: а) любовь и  уважение к родному городу, к родной стране; б) бережное отношение к плодам  труда, опыту предшествующих поколений; в) приумножение исторического  наследия, сохранение исторической памяти. г) Воспитание Гражданина.  • Воспитание у обучающихся стремления к овладению глубокими знаниями,  высоконравственными качествами в процессе изучения истории, культуры  родного края • Проект служит объединению, сплочению людей вокруг высокой благородной  цели – сохранить прошлое, настоящее для будущих потомков, играет огромную  роль в формировании мира и согласия среди людей, укрепляет дружбу между  народами
Практическая значимость • Проект может быть использован для ознакомления обучающихся с жизнью и общественной деятельностью М.К. Тенишевой, с ее вкладом в развитие Бежицы • Презентация может быть использована как на уроках краеведения, истории, так и в качестве заочной экскурсии при проведении внеурочных мероприятий и классных часов
• Интерес вызвала подготовка и сбор информации. • В ежедневных вещах окружающего мира, оказалось столько интересного и поучительного. • Очень плодотворна для изучения нового материала технология образовательных путешествий • Портрет Марии Клавдиевны позволяет Самооценка проекта проанализировать и понять традиции русской благотворительности • Марию Клавдиевну можно с уверенностью назвать человеком 20 века и очень бы хотелось чтобы её начинания возрождались в веке 21.
Мария Клавдиевна Тенишева (1858 – 1928)
• Общественная и творческая деятельность Марии Клавдиевны Тенишевой является нравственным примером благородного служения интересам Отечества и народа. • Ее судьба была тесно связана с Брянским краем и оставила яркий след в его истории.
Княгиня Марии́я Клаи́вдиевна Теи́нишева  (урождённая Пятковск ая, по отчиму — Мария Морицовна фон Дезен) — русская дворянка, общественный деятель, художник-эмальер, педагог, меценат и коллекционер.
Мария Пятковская родилась 20 мая 1858 в Петербурге
Рано вышла замуж за Рафаила Николаевича Николаева. У супругов родилась дочь, также названная Марией, однако брак не сложился. Вскоре Мария Клавдиевна с маленькой дочерью уезжает в Париж к знаменитой Маркези Через учиться некоторое пению. время по возвращении в Россию Мария Клавдиевна знакомится с В. Н. Тенишевы м.
В 1889 году, сразу после свадьбы, супруги Тенишевы переезжают в город Бежицу под Брянском, где князь руководил рельсопрокатным заводом.
Супруги Тенишевы
Следующие четыре года своей жизни Мария Клавдиевна Тенишева назвала первым «полем брани». Столкнувшись с жизнью завода, Тенишева обращает внимание на быт и условия жизни рабочих. Перенаселенные бараки, эксплуатация детского труда, пьянство и болезни, отсутствие школ и детских садов.
«Понемногу передо мной развернулась целая картина истинного положения рабочих на заводе. Я открыла, что кроме заевшихся матрон и упитанных равнодушных деятелей в нем жили еще люди маленькие, пришибленные, опаленные огнем литейных печей, оглушенные нескончаемыми ударами молота, по праву может быть озлобленные, огрубелые, но все же трогательные, заслуживающие хоть немного внимания и заботы об их нуждах... Чем глубже я вникала в заводскую жизнь, тем больше убеждалась, какое широкое поле действий в этой огромной и сложной машине».
Первой заботой Тенишевой стали школы. На средства Тенишевых было открыто бесплатное ремесленное училище для подростков. Сразу набралось 60 учеников, были открыты вечерние классы для черчения.
Когда училище перестало вмещать всех желающих, в парке, прилегавшем к дому Тенишевых, было отстроено новое двухэтажное каменное здание, которое было идеально приспособлено к обучению: машины и станки из-за границы, водопровод, электрическое освещение.
Очень скоро Тенишева увидела результаты своих усилий. «Передо мной стояли будущие люди, сознательно относящиеся к работе, с рвением, усердно взявшиеся за серьезное дело».
Так же Мария Клавдиевна открыла ремесленную школу и шитью. для девочек, где они обучались рукоделию, кройке
Была создана народная столовая с обедами за умеренную плату
Организован досуг в городке: появился театр для рабочих и клуб для служащих
Тенишева предложила руководству завода выделить рабочим пустующие земли вокруг завода и пособие на постройку дома для расселения рабочих из бараков, не приспособленных для жизни.
Рабочие горячо любили княгиню, знали, у кого искать защиту и покровительство.
• В Бежице Мария Тенишева прожила с 1892 по 1896 годы. • Благодаря трудам княгини полудикий поселок посреди хвойного леса приобрел черты высокоразвитого города
Выводы. Заключение. • Слова благотворительность, милосердие, сострадание всегда  были присущи исконно русскому человеку. Недаром нашу  страну в начале 20 века называли «благотворительная  Россия», а беспрецендентная деятельность русских купцов и  предпринимателей по поддержке культуры и искусства стала  общеизвестным фактом. • Сегодня мы подошли к самой глубинной сути завета Тенишевой: "Придите и владейте, мудрые! И созидайте! На  благо России". • Энергия созидания, присущая меценатам прошлого сегодня   должна воплощаться в  конкретных делах  молодого  поколения.  Хочется верить, что начало 21 века исследователи назовут  вторым пришествием Тенишевой.  • А наша   благодарная память о  прошлом  будет лучшим  подтверждением стремления человеческой души к высоким  нравственным идеалам.
• Мария Клавдиевна обращалась к потомкам: «Придите и владейте, мудрые! И созидайте! На благо России!».