Презентация по философии "Проблема личности в философии"
Цели занятия:
Учебная:
- познакомить с понятиями «индивид-индивидуальность-личность»;
- определить структуру и составные элементы личности.
Развивающая:
- развитие логического мышления;
- формирование умений проводить аналогии, причинно-следственные связи;
- формирование интеллектуальных умений;
- формирование самостоятельности в мыслительной деятельности студентов;
- развитие речи, мышления, памяти, формирование коммуникативных навыков;
- формирование навыков самообразования, самореализации личности.
1. Индивидиндивидуальностьличность.
Понятие «индивид» употребляется:
для обозначения всякого представителя человеческого рода;
индивид – не просто один, а всегда «один из нас»;
каждый отдельный индивид зависим от социальных условий, в
которых совершалось его личностное формирование
Факторы, влияющие на поведение индивида:
• эпоха, в которой человек родился и сформировался
• уровень культуры, которого достиг его народ
• способ жизнедеятельности
• социальная группа, к которой он принадлежит
Индивидуальность это неповторимое
своеобразие проявлений человека
Целостная характеристика определенного человека через его
темперамент, характер, интеллект, потребности, способность и
интересы, т.е.его неповторимые качества
Социальные отличия:
Место в социально –
классовой структуре –
социальный статус
Философские отличия:
Неповторимое своеобразие
мышления.
Личность – это человеческий индивид, являющийся
субъектом сознательной деятельности
Личность: три основных подхода к ее трактовке.
1) антропологический;
2) социологический;
3) персоналистический.
антропологический представление о личности как о носителе
общечеловеческих свойств
(Л. Фейербах)
социологический личность рассматривается преимущественно
как объект и продукт социальных отношений. (Э.Дюркгейм)
персоналистическая сущность личности в ее абсолютной
духовной самостоятельности и уникальности.
Структура личности — специфическая
организация качеств, способностей, мотивов,
ценностей, присущих данному индивиду,
образующая его неповторимую личность в
различных проявлениях.
2.Социализация личности
Социализация — процесс усвоения индивидом
образцов поведения, психологических установок,
социальных норм и ценностей, знаний, навыков,
позволяющих ему успешно функционировать в
обществе.
В настоящее время
социализация все чаще
определяется как
двусторонний процесс.
С одной стороны, индивид
усваивает социальный опыт,
входя в определенную
социальную среду.
С другой стороны, в процессе
социализации он воспроизводит
систему социальных связей за счет
активного вхождения в среду.
Иными словами, человек в процессе социализации не только
обогащается опытом, но и реализует себя.
Так, на длительном этапе общего образования формируется
целостное представление о мире, науке и ценностях общества,
т.е. формируется социальный опыт: опыт познания,
отношений и деятельности.
Социализация в
Социализация в
форме адаптации
форме адаптации
представляет собой
представляет собой
пассивное
пассивное
приспособление к
приспособление к
социальной среде.
социальной среде.
И пока среда
И пока среда
стабильна, человек
стабильна, человек
чувствует себя вполне
чувствует себя вполне
комфортно в ней.
комфортно в ней.
Однако изменения
Однако изменения
среды, ее
среды, ее
нестабильность могут
нестабильность могут
привести к
привести к
дискомфорту
дискомфорту
личности,
личности,
неудовлетворенности,
неудовлетворенности,
стрессовым
стрессовым
ситуациям,
ситуациям,
жизненным
жизненным
трагедиям.
трагедиям.
Интеграция как форма
взаимодействия индивида с
социальной средой
предполагает его активное
вхождение в социум
когда человек готов к принятию
самостоятельных решений в ситуации
выбора
когда он способен влиять на среду,
изменяя ее или изменяя самого себя
Это качество
Это качество
формируется уже
формируется уже
в раннем детстве,
в раннем детстве,
в дошкольном
в дошкольном
учреждении, в
учреждении, в
начальной школе,
начальной школе,
благодаря тому,
благодаря тому,
что педагог,
что педагог,
воспитатель не
воспитатель не
ограничивается
ограничивается
тем, что называет
тем, что называет
цель предстоящей
цель предстоящей
деятельности
деятельности
— это качество ведь тоже
не сразу развивается.
если эти качества не
развиваются на этапе
начальной школы, вряд
ли их удастся развить
позже.
Причем труднее всего
учителям начальных
классов развить
стремление доводить
начатое до конца.
3.Автономность и целостность личности.
Целостность личности (внутренняя целостность
личности) качество личности, отражающее ее
способность в критических ситуациях сохраняет
свою жизненную стратегию, остается
приверженной своим жизненным позициям и
ценностным ориентациям.
Автономия личности, способность к
профессиональному и личностному
самоопределению, полаганию себя как субъекта
выбора и жизненного существования.
4.Структура и составные элементы личности.
В концепции Фрейда
В этой конструкции все
выделяются
следующие важные
подструктуры:
эти компоненты в
основном
подчиняются
биологическим
законам.
Эго,
личное
бессознательное и его
комплексы,
коллективное
бессознательное и его
архетипы, персона,
анима, анимус и тень.
3. Фрейд
Структура личности по К. Платонову
Общественное, групповое сознание
Общественные, групповые интересы
Общественное разделение труда, система социальных отношений
Характер социальной структуры общества
Сознание Мировоззрение
Самосознание
Интересы,
мотивы,
ценностные,
ориентации
Структура личности
Структура личности
Способности
Характер
Потребности исторического развития
5. Деградации человека
это утрата психической уравновешенности,
устойчивости, ослабление активности и
работоспособности.
На деградацию личности указывает повышение
раздражительности, расстройство внимания и
памяти, снижение адаптационных возможностей
сужение интересов.
Деградация личности может выражаться и в
развитии благодушия, беспечности, безволия.
Деградация человека имеет следующие этапы
прогрессирования:
•Формирование психологии «пешки». У человека
возникает ощущение того, что он полностью зависит от
какихто иных сил. Это явление называется феноменом
«выученной беспомощности».
•Возникновение дефицита основных благ. Первичные
потребности в еде и выживаемости становятся
приоритетными.
•Формирование «чистого» окружения. Весь социум
разделяется на плохих и хороших людей, «своих» и
«чужих». Нередко у человека проявляется чувство стыда
и вины за себя.
•Возникновение культа «самокритики». Человек способен
признавать совершение даже тех поступков, к которым он
не имеет отношения.
•Защита «священных основ». Личность категорически не
желает задумываться над главными предпосылками
идеологии. Такие люди не сомневаются в своих
«священных основах» и не способны смотреть на них
скептическим взглядом.