Презентация по физике "Исследовательская деятельность обучающихся на уроках физики" (7-9 классы)
Оценка 4.7

Презентация по физике "Исследовательская деятельность обучающихся на уроках физики" (7-9 классы)

Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
физика
7 кл—9 кл
27.02.2017
Презентация по физике "Исследовательская деятельность обучающихся на уроках физики" (7-9 классы)
Исследовательская деятельность обучающихся на уроках физики.docx
Комитет образования администрации  Балаковского муниципального района муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа п. Новониколаевский» Балаковского района Саратовской области 413805   Саратовская  область,    Балаковский район,     п. Новониколаевский ,ул.Советская, 28 .тел. (8 845 3) 65­26­38 Межмуниципальная Панорама  педагогических идей и инноваций Творческая мастерская по теме «Исследовательская деятельность обучающихся на уроках физики» Выполнила  учитель первой квалификационной  категории Гулина Татьяна Николаевна Декабрь 2015г Если ученик в школе не научился сам ничего  творить, то и в жизни он всегда будет только  подражать, копировать, так как мало таких,  которые бы, научившись копировать, умели сделать  самостоятельное приложение этих сведений.  Л.Толстой Работая в школе, мы приходим к выводу, что эти слова Льва Николаевича  Толстого будут актуальны столько, сколько будет существовать школа. Важность  проблемы — развитие творческих способностей учащихся — обусловлена, прежде  всего, падением интереса к учебе. Мы не раз замечали, как блестят глаза у  шестилетних ребятишек, которые впервые приходят в школу? Они в большинстве  своем ждут от учебы чего­то нового, необыкновенного, интересного. Дети доверчиво смотрят на учителя, они полны желания делать вместе с ним все новые и новые  открытия. К сожалению, уже к концу начальной школы часть детей теряет интерес к  учебе; но все­таки основная масса пятиклассников еще открыта для педагога, у них  еще сильна мотивация к обучению. Новые предметы, новые учителя, новые  интересы... Также и в 7­х классах учащиеся приступают к изучению новых  предметов, среди которых и физика. Что­то новое всегда заинтересовывает. Новые стандарты общего образования второго поколения – это системно­ деятельностный подход к образованию, поскольку главным для них является вопрос: какими действиями необходимо овладеть ребёнку, чтобы решить любые задачи? Не  знания, не навыки, а универсальные действия, которыми должен овладеть учащийся,  чтобы решить в определённых жизненных ситуациях разные классы задач. В этой  связи базовыми результатами школьного образования могли бы стать умения учиться и познавать мир, сотрудничать, коммуникатировать, организовывать совместную  деятельность, исследовать проблемные ситуации – ставить и решать задачи. При данном подходе к обучению основным элементом работы учащихся будет  решение задач, т.е. освоение деятельности, особенно новых видов деятельности:   учебно­исследовательской, поисково­конструкторской, творческой и др.  Проектно­исследовательская деятельность школьников – это деятельность  учащихся под руководством учителя, связанная с решением творческой  исследовательской задачи , с заранее неизвестным решением и предполагающая  наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере. Продуктом проекно­исследовательской деятельности школьников является  творческая исследовательская работа.  Выделяют пять видов творческих исследовательских работ: Реферативные – работы, в основу которых входят сбор и представление  информации по избранной теме. Суть реферативной работы – в выборе материала из  первоисточников, наиболее полно освещающих избранную проблему. Специфика  реферата заключается в том, что в нем нет развернутых доказательств, сравнений,  рассуждений. Реферат отвечает на вопросы о том, что нового содержится в тексте.  Экспериментальные – творческие работы, написанные на основе выполнения  эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Данные работы  носят скорее иллюстративные характер, предполагают самостоятельную трактовку  особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий.  Проектные – творческие работы, в основу которых входят достижение и  описание заранее спланированного результата по решению какой­либо проблемы,  значимой для участников проекта.    Описательные ­ творческие работы, направленные на наблюдение и  качественное описание какого–либо явления. Данные работы могут иметь элемент  научной новизны. Отличительной особенностью является отсутствие количественной методики исследования.     Исследовательские – творческие работы, выполненные с помощью  корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого  делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких  работ является неопределенность результата, который могут дать исследования.  Цель организации проектно­исследовательской работы учащихся —  воспитание образованной, гармонически развитой, творческой личности; выявление  и поддержка одаренных учащихся.  Основные задачи проектной работы:  ­развитие самостоятельности при работе со специальной и научной  литературой при выполнении наблюдений и опытов;  ­развитие абстрактного мышления, необходимого учащемуся;  ­развитие способности формировать свое мнение и умение его отстаивать;  ­развитие умения общаться с аудиторией, выступая на конференциях,  в кружках;  ­сформировать чувство ответственности за порученное дело;  ­воспитать уверенность в себе, сознание значимости выполненной работы;  ­привить желание в дальнейшем заниматься научно­исследовательской работой . Привлекая к проектно­исследовательской работе школьников, необходимо так организовать последовательность овладения навыками творчества, чтобы, с одной  стороны, не «парализовать» эту способность у учащегося сложными задачами, а с другой стороны, не «приземлить» ее слишком простыми. Важно также, ориентируясь на средний уровень знаний, дать лучшим школьникам полнее использовать  и развивать свои способности. В нашей школе на уроках физики проводятся различные формы  исследовательской деятельности: как на уроках, так и при подготовке к урокам.  Если в 7­9 классах учащиеся занимаются исследовательскими видами деятельности  при обобщении учебного материала, отыскивая дополнительные интересные факты  из окружающей нас жизни, то в 10­11 классах мы проводим уроки­семинары, к  которым ученики сами подбирают материал, рассматривают и раскрывают вопросы  заданий. Такие работы развивают практические умения, логическое мышление,  самостоятельность, смекалку, учат анализировать наблюдаемый процесс, оценивать  результаты, выдвигать гипотезы, делать обобщения и выводы, связывать теорию,  практику и жизнь можно с помощью системы экспериментальных заданий, включая  домашние. Например, в 7, 8­х классах ребята сочиняют сказки (“Путешествие в страну сил”, “  Как Сорокин Кирилл ложку выбирал”), обобщают материал по темам: “Трение”,  “Давление”, “Сила Архимеда”, “Виды теплопередачи”, “Физика на кухне”, “Физика у самовара”, “Оптические явления”, “Оптические приборы”, “Применение  электродвигателей постоянного тока” и т.д. В 9­х классах:     Механические колебания и волны Принципы радиосвязи и ТВ Экспериментальные методы регистрации заряженных частиц Атомная энергетика В 10­х классах проводятся уроки­семинары по темам:    Реактивное движение Тепловые двигатели Электрический ток в различных средах. В 11­х классах:  Производство, передача и использование электрической энергии   Развитие средств связи Экология использования атомной энергии и др.  Проведение опытов и наблюдений в домашних условиях является прекрасным дополнением ко всем видам классных практических работ. Без эксперимента нет и  не может быть рационального обучения физике; одно словесное обучение физике  неизбежно приводит к формализму и механическому заучиванию.. Домашние  исследовательские работы — простейший самостоятельный эксперимент, который  выполняется учащимися дома, вне школы, без непосредственного контроля со  стороны учителя за ходом работы. Систематическое выполнение учащимися  экспериментальных лабораторных работ способствует более осознанному и  конкретному восприятию материала, повышает интерес к физике, развивает  любознательность, прививает ценные практические умения и навыки. Эти задания  являются эффективным средством повышения самостоятельности и инициативы  учащихся, что благоприятно сказывается на всей их учебной деятельности, вызывает интерес к исследовательской деятельности. При выполнении задания дома  школьники полностью самостоятельно выполняют задание, занимаются творческой  деятельностью, что благоприятно сказывается на их развитии. Приведу примеры  домашних экспериментальных заданий:  Простейшие измерения: Научившись пользоваться линейкой и рулеткой или сантиметром в классе, измерьте  при помощи этих приборов длины следующих предметов и расстояний:  а) длину указательного пальца;  б) длину локтя, т. е. расстояние от конца локтя до конца среднего пальца;  в) длину ступни от конца пятки до конца большого пальца;  г) окружность шеи, окружность головы;  д) длину ручки или карандаша, спички, иголки, длину и ширину тетради.  Полученные данные запишите в тетрадь.  Давление.  Определите давление, производимое стулом. Подложите под ножку стула листок бумаги в клеточку, обведите ножку остро  отточенным карандашом и, вынув листок, подсчитайте число квадратных  сантиметров.  Подсчитайте площадь опоры четырех ножек стула.  Подумайте, как еще можно посчитать площадь опоры ножек?  Узнайте вашу массу вместе со стулом.  Это можно сделать при помощи весов, предназначенных для взвешивания людей.  Для этого надо взять в руки стул и встать на весы, т. е. взвесить себя вместе со  стулом. Если узнать массу имеющегося у вас стула по каким­либо причинам не  получается, примите массу стула равной 7кг (средняя масса стульев). К массе  собственного тела прибавьте среднюю массу стула. Посчитайте ваш вес вместе со  стулом. Для этого сумму масс стула и человека необходимо умножить примерно на  десять (точнее на 9,81 м/с^2).Если масса была в килограммах, то вы получите вес в  ньютонах. Пользуясь формулой p=F/S, подсчитайте давление стула на пол, если вы  сидите на стуле, не касаясь ногами пола. Все измерения и расчеты запишите в  тетрадь и принесите в класс.  Закон Архимеда.  Приготовьте деревянную палочку (прутик), широкую банку, ведро с водой, широкий  пузырек с пробкой и резиновую нить длиной не менее 25 см. Вталкивайте палочку в  воду и наблюдайте, как она выталкивается из воды. Проделайте это несколько раз.  Вдвигайте банку в воду дном вниз и наблюдайте как она выталкивается из воды.  Проделайте это несколько раз. Вспомните, как трудно вдвинуть ведро дном вниз в  бочку с водой (если не наблюдали этого, проделайте при любом удобном случае).  Наполните пузырек с водой, закройте пробкой и привяжите к нему резиновую нить.  Держа нить за свободный конец, наблюдайте, как она укорачивается при погружении пузырька в воду. Проделайте это несколько раз. Жестяная пластинка на воде тонет.  Загните края пластинки так, чтобы получилась коробочка. Поставьте ее на воду. Она плавает. Вместо жестяной пластинки можно использовать кусок фольги, желательно  жесткой. Сделайте коробочку из фольги и поставьте на воду. Если коробочка (из  фольги или металла) не протекает, то она будет плавать на поверхности воды. Если  коробочка набирает воду и тонет, подумайте, как сложить ее таким образом, чтобы  вода не попадала внутрь. Опишите и объясните эти явления в тетради. Трение.  Возьмите длинную тяжелую книгу, перевяжите ее тонкой ниткой и прикрепите к нитке резиновую нить длиной 20 см. Положите книгу на стол и очень медленно  начинайте тянуть за конец резиновой нити. Попытайтесь измерить длину  растянувшейся резиновой нити в момент начала скольжения книги. Измерьте длину  растянувшейся книги при равномерном движении книги. Положите под книгу две  тонкие цилиндрические ручки (или два цилиндрических карандаша) и так же тяните  за конец нити. Измерьте длину растянувшейся нити при равномерном движении  книги на катках. Сравните три полученных результата и сделайте выводы.  Изложив основные принципы своей работы, хочу отметить следующее: если  учитель ставит своей целью развивать творческие возможности ребенка, он и сам  должен работать творчески, постоянно повышая свой научно­методический уровень, совершенствуя формы и методы работы. Учитель должен быть личностью, интересной для учеников, тонким  психологом, способным понять каждого ребенка. Пусть ученик поверит в себя, и  тогда он сможет освоить самый трудный материал и получить удовлетворение от  своей маленькой победы.

Презентация по физике "Исследовательская деятельность обучающихся на уроках физики" (7-9 классы)

Презентация по физике "Исследовательская деятельность обучающихся на уроках физики" (7-9 классы)

Презентация по физике "Исследовательская деятельность обучающихся на уроках физики" (7-9 классы)

Презентация по физике "Исследовательская деятельность обучающихся на уроках физики" (7-9 классы)

Презентация по физике "Исследовательская деятельность обучающихся на уроках физики" (7-9 классы)

Презентация по физике "Исследовательская деятельность обучающихся на уроках физики" (7-9 классы)

Презентация по физике "Исследовательская деятельность обучающихся на уроках физики" (7-9 классы)

Презентация по физике "Исследовательская деятельность обучающихся на уроках физики" (7-9 классы)

Презентация по физике "Исследовательская деятельность обучающихся на уроках физики" (7-9 классы)

Презентация по физике "Исследовательская деятельность обучающихся на уроках физики" (7-9 классы)

Презентация по физике "Исследовательская деятельность обучающихся на уроках физики" (7-9 классы)

Презентация по физике "Исследовательская деятельность обучающихся на уроках физики" (7-9 классы)

Презентация по физике "Исследовательская деятельность обучающихся на уроках физики" (7-9 классы)

Презентация по физике "Исследовательская деятельность обучающихся на уроках физики" (7-9 классы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.02.2017