Тема: Электризация тел. Электрический заряд.
Взаимодействие заряженных тел.
Цели урока:
Образовательные:
Ø изучение явления электризации тел, на опытных фактах установление двух видов электрических зарядов на макроскопических телах;
Ø усвоение законов взаимодействия зарядов одноимённых разноимённых знаков;
Ø формирование мотивации и опыта учебно-познавательной и практической деятельности.
Воспитательные:
Ø способствование формированию научного мировоззрения;
Ø пробуждение познавательного интереса к предмету и окружающим явлениям4
Ø развитие способности к сотрудничеству, общению, работе в коллективе.
Развивающие:
Ø способствование развитию умения анализировать, выдвигать гипотезы, предложения, строить прогнозы, наблюдать и экспериментировать;
Ø способствование развитию логического мышления;
Ø развитие умения выражать речью результаты собственной мыслительной деятельности.
Задачи:
Ø изучить и объяснить явление электризации тел, на опытных фактах установить получение двух видов электрических зарядов на макроскопических телах; добиться чёткого усвоения законов взаимодействия зарядов одноимённых и разноимённых знаков;
Ø способствовать формированию научного мировоззрения;
Ø способствовать пробуждению познавательного интереса к предмету и окружающим явлениям.
Оборудование: эбонитовая палочка, стеклянная палочка, кусочек шерсти, мелкие кусочки бумаги, гильза на нити.
Ход урока.
1) Организационный момент.
Вводное слово учителя.
В повседневной жизни человек наблюдает огромное количество явлений и, возможно, гораздо большее количество явлений остаются незамеченными. Существование этих явлений «толкает» человека на их поиски, открытия и объяснения этих явлений. Есть ещё и такие явления, известные ещё древним грекам, которые каждый раз вызывают интерес у детей и взрослых. Это электрические явления.
Ребята! Сегодня, нам представилась уникальная возможность поучаствовать в открытии этих явлений.
Поэтому тема сегодняшнего урока: «Электризация тел. Два рода зарядов» давайте попробуем сформулировать цели сегодняшнего урока, опираясь на уже озвученную тему.
(Формулировка целей).
Каждый из вас, к концу урока должен уметь объяснить, что такое электризация. Как взаимодействуют друг с другом заряженные тела.
2) Изучение нового материала.
Электрические явления, происходящие в природе, в повседневной жизни, в технике, хорошо вам известны. Разряд молнии, разлетающиеся и потрескивающиеся при расчесывании пластмассовой расчёской сухих волос, огни городов и посёлков и т.д. – всё это явления, связанные с тем, что принято называть словом «электричество». Вы, наверное, встречались в своей жизни с такими, например, явлениями:
· расчёсываете чистые сухие волосы пластмассовой расчёской, а они притягиваются к ней или даже искрят;
· вы снимаете свитер или синтетическую рубашку и слышите треск и чувствуете покалывание, а в темноте даже видны вспышки света;
· вы подносите руку к экрану работающего телевизора и слышите лёгкое потрескивание и даже можете увидеть маленькие искорки.
Все эти явления связаны с электризацией тел.
Для понимания этих процессов нужно ознакомиться с большим кругом электрических явлений. Некоторые из этих явлений были открыты ещё в глубокой древности.
История развития электричества интересна и поучительна.
(чтение ученицей 8 класса «Легенда о янтаре»)
Дочь Фалеса Милетского,
Философа известного
На берегу у озера
Пряла однажды шерсть.
Веретено янтарное,
Как солнце лучезарное,
Вращаясь, дело спорило,
Хвала б ему да честь.
Да что-то сердце ёкнуло,
Рука внезапно дрогнула,
И чудо – веретёнышко
Вдруг сорвалось к воде.
Вода его приметила
И ласково так встретила
Волной, обдав как пёрышко,
Отдав его земле.
Дочь Фалеса Милетского,
Философа известного
Приняв его у берега,
Спешила обтереть.
И о хитон свой новенький,
О шерстяной о тоненький
Стала тихонько, бережно
Веретено тереть. И тут она заметила,
Случайно заприметила,
Что вдруг пристало несколько
Шерстиночек к нему.
Списав на влажность оное
Явленье незнакомое
Прижала сильней прежнего
Хитон к веретену.
И тёрла, что есть силочек,
Да вот число шерстиночек
Никак не убавлялось,
А только лишь росло.
Немного утомлённая,
Сим чудом удивлённая
С желаньем не рассталась
Отца спросить про то.
Отец дал разъяснения:
«Секрет сего явления
Сокрыт в веретене самом,
Как корешок в земле»
Дочь Фалеса Милетского,
Философа известного,
Уверилась, что дело в нём,
В прекрасном янтаре.
- О каком физическом явлении в данном отрывке идет речь?
Слайд 2. Греческий философ Фалес Милетский, живший в 624–547 гг. до нашей эры, открыл, что янтарь, потертый о мех, приобретает свойство притягивать мелкие предметы – пушинки, соломинки и т.п. Это свойство в течение ряда столетий приписывалось только янтарю, от названия которого и произошло слово “Электричество”.
Вывод: «янтарь» по-гречески «электрон», он обладает электрическими явлениями, если его потереть о шерсть.
Слайд 3.
- А есть ли другие тела, обладающие этим свойством, как янтарь?
(Работа на местах в группах)
|
1-й ряд |
2-й ряд |
3-й ряд |
Линейка |
Расчёска |
Ручка |
|
Конфетти |
|
|
|
Через две тысячи лет английский физик Уильям Гилберт (1544-1603) обнаружил, что аналогичной способностью обладает не только натёртый янтарь, но и алмаз, сапфир, стекло и некоторые другие материалы. Все эти вещества он назвал электрическими, т.е. подобными янтарю (поскольку греческое слово «электрон» означает «янтарь»). Впоследствии про тело, которое после натирания приобретало свойство притягивать к себе другие тела, стали говорить, что оно наэлектризовано или что ему сообщён электрический заряд.
Слайд 4. А процесс сообщения телу электрического заряда стали называть электризацией. При электризации тел вещества, из которых состоят электризующиеся тела, в другие вещества не превращаются. Таким образом, электризация – физическое явление.
Слайд 5.
Следующим этапом в развитии учения об электричестве были опыты Отто фон Герике (1602-1686). Он построил первую электростатическую машину, основанную на трении. Вращая шар из плавленой серы, который приводился во вращение специальным приводом, и натирая его ладонями, Герике электризовал его. Он обнаружил, что кроме притяжения существует и электрическое отталкивание.
Вывод: наэлектризованные тела взаимодействуют друг с другом: или притягиваются, или отталкиваются.
Слайд 6.
Шарль Дюфе добился наибольших успехов в систематизации сведений по электрическим эффектам.
Шарль Франсуа Дюфе (1698-1739) - французский физик открыл в 18 веке (1733) существование двух видов электричества, которое назвал "стеклянным" и "смоляным".
Слайд 7.
При этом установил, что однородные электричества отталкиваются, а разнородные - притягиваются.
Слайд 8.
Представление о положительном и отрицательном зарядах, было введено в 1747 году Франклином. Заряд, который образуется на стеклянной палочке, потертой о шелк, Франклин назвал положительным, а заряд образующийся на эбонитовой палочке, потертой о мех - отрицательным. А эбонит это каучук с большой примесью серы. Но во времена Франклина существовал только натуральный шелк и натуральный мех. Сегодня порой трудно бывает отличить натуральный шелк и мех от искусственного. Даже разные сорта бумаги электризуют эбонит по-разному. Эбонит приобретает отрицательный заряд от соприкосновения с шерстью (мехом) и капроном, но положительный от соприкосновения с полиэтиленом.
Условились обозначать положительный заряд “+”, а отрицательный “-”.
Тела, имеющие заряды одинакового знака, взаимно отталкиваются, а тела, имеющие заряды противоположного знака, взаимно притягиваются.
3) Закрепление изученного.
Видеозапись: Электризация бум, электризация волос.
Слайд 9. Тела, имеющие заряды одинакового знака, взаимно отталкиваются, а тела, имеющие заряды противоположного знака, взаимно притягиваются.
4) Запись домашнего задания п.25, 26 вопросы после параграфа, Л. 1179, 1182, сделать таблицу: вредное и полезное проявление электризации.
5) Итог урока.
Что узнали?
Чему научились?
Что понравилось?
Что было сложным?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.