Урокпутешествие по теме: "Сила трения"
Класс: 7 класс
Раздел программы: “Взаимодействие тел”.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Вид: комбинированный урок.
Технология: личностноориентированная.
Цель урока: Формировать понятия силы трения, силы скольжения.
Задачи урока
Образовательные:
1. Способствовать формированию представления о силе трения.
2. Показать значение силы трения в жизни человека, быту, технике.
3. Выяснить от чего зависит сила трения.
Воспитательные:
1. Развивать мотивацию изучения физики, используя интересные сведения.
2. Развивать умение работать в паре или группой.
Развивающие:
1. Развивать умение учащихся наблюдать, анализировать, обобщать, делать
выводы.
2. Способствовать расширению кругозора.
Оборудование для учителя: компьютер, мультимедийная презентация “Сила
трения”, игрушечный автомобиль, песок, брусок деревянный с нитью, ручка,
динамометр, стеклянные пластины – 2 шт., опорный конспект “Сила трения”.
Оборудование для учащихся: динамометр, лист гладкой и наждачной
бумаги, брусок деревянный с нитью, грузы из механики по 100 г (2 шт.),
опорные конспекты. Подготовка к уроку:
каждому ученику на стол выдается лист опорного конспекта,
оборудование, листы с тестовыми заданиями;
на демонстрационном экране или на большом листе ватмана нужно
подготовить лист опорного конспекта.
План урока
Содержание этапов урока
Виды и формы деятельности
1. Организационный момент
Приветствие
2. Мотивационное начало урока
Постановка учебной проблемы
3. Изучение нового материала
Рассказ – беседа, фронтальный
эксперимент, заполнение опорного
конспекта
4. Этап обобщения, систематизации
знаний и закрепление нового материала
Выполнение тестовых заданий,
практическая работа по группам
5. Подведение итогов, домашнее
задание
Записи на доске и в дневнике,
рефлексия
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Мотивационное начало урока.
Учитель: Здравствуйте ребята, сегодня на уроке мы продолжим с вами
путешествие по Королевству Сил.
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам,
Притрагивайтесь к родникам –
Ничто не повториться.
За мигом миг, за часом час
Впадайте в изумление
Все будет так и все – не так Через одно мгновенье
В дорогу мы возьмем багаж:
Учебник, ручку, карандаш,
Тетрадь и знаний саквояж.
Но прежде чем отправиться в путешествие по Королевству Сил, давайте
вспомним страны каких сил мы с вами уже посетили? (СИЛА ТЯЖЕСТИ,
СИЛА УПРУГОСТИ, ВЕС ТЕЛА)
Перед нами открыт путь в Королевство Сил, сейчас мы узнаем, в путешествие
по какой стране мы отправимся сегодня. А совершим мы свое путешествие на
автомобиле. Садимся и поехали.
(учитель на демонстрационном столе приводит в движение игрушечный
автомобиль)
Учитель: Какие тела взаимодействуют при движении автомобиля? Что
является результатом взаимодействия тел? Что произошло со скорость
автомобиля? Почему автомобиль остановился? (действует сила трения) Я
приглашаю вас в путешествие по стране “Сила трения”!
III. Итак, мы начинаем наше путешествие с посещения научного центра страны
“Сила трения”. В ходе путешествия мы будем вести путевые заметки, т. е.
опорный конспект (учащиеся записывают в опорный конспект тему урока).
ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ Вопрос: Выясним, в каком направлении движется наш автомобиль? Как вы
думаете, сила трения помогает движению автомобиля, или препятствует?
(препятствует)
Если бы физики решили выдать всем силам паспорта, то в этом документе
обязательно были бы три графы: МОДУЛЬ. НАПРАВЛЕНИЕ. ТОЧКА
ПРИЛОЖЕНИЯ. Определим, в какую сторону всегда направлена сила
трения? (в противоположную сторону движению тела) Определим точку
приложения силы трения (указываем точку приложения и направления силы
трения в опорном конспекте).
Вводим определение силы трения: Сила, возникающая при движении одного
тела по поверхности другого, приложенная к движущемуся телу и
направленная против движения, называется силой трения.
Учитель: Жители этой гостеприимной страны ждут нас в гости.
Познакомимся с ними поближе. Узнаем, какие виды трения существуют.
Демонстрационный эксперимент (книга и ручка, учитель демонстрирует силу
трения скольжения, качения и покоя).
Учитель: Итак, мы познакомились с семьей силы трения. Это – трение
качения, скольжения и покоя (ученики записывают в опорный конспект). А
сейчас я предлагаю отдохнуть в литературной гостиной. Рассмотрим примеры
проявления сил трения в природе. В приведенных примерах определите, какая
сила трения действует на тело. В зимние сумерки нянины сказки
Саша любила. Поутру в салазки
Саша садилась, летела стрелой,
Полная счастья, с горы ледяной.
Н. А. Некрасов (сила трения скольжения)
Вдоль опушки Вова едет
На своем велосипеде
И везет варенье
Всем на угощенье. (сила трения качения)
Вот и зима! Трещат морозы
На солнце искриться снежок
Пошли с товарами обозы
По Руси вдоль и поперек.
Ползет скрипит дубовый полоз.
Река ли, степь ли – нет нужды,
Везде проложатся следы!
И. С. Никитин (сила трения скольжения)
Хоть тяжело подчас в ней бремя,
Телега на ходу легка;
Ямщик лихой, седое время,
Везет не слезет с облучка.
А. С. Пушкин (сила трения качения)
Кошка за Жучку
Жучка за внучку
Внучка за бабку
Бабка за дедку
Дедка за репку
Тянут – потянут, вытянуть не могут. (сила трения покоя)
Учитель: А почему возникает сила трения? Каковы причины возникновения
силы трения? Проведем эксперимент (игрушечный автомобиль, песок).
Вывод: Шероховатость поверхностей, неровности (учся записывают в ОК).
Эксперимент с двумя стеклянными пластинами. Вывод: Взаимодействие молекул вещества (учся записывают в ОК).
Учитель: Сила – это физическая величина. Что это значит? (ее можно
измерить) Сейчас мы измерим силу трения, которая действует на деревянный
брусок.
Фронтальный опыт: деревянный брусок с нитью, динамометр.
Учитель объясняет классу, как измерить силу трения. На брусок в
горизонтальном направлении действуют две силы. Одна сила – сила упругости
пружины динамометра, направленная в сторону движения. Вторая сила – это
сила трения, направленная против движения. Так как брусок движется
равномерно, то значит равнодействующая этих сил равна нулю.
Следовательно, эти силы равны по модулю и направлены в противоположные
стороны. Динамометр показывает силу трения (учся измеряют силу трения).
IV. Учитель: Продолжим наше путешествие. Заглянем в творческую
мастерскую. Предлагаю вам сравнить силу трения покоя, скольжения и
качения, а также изучить силу трения скольжения.
Учащиеся выполняют в группах практическую работу (Фронтальные
экспериментальные задания по физике: Пособие для учителей/ В.А. Буров,
В.И. Свиридов. М.: Просвещение, 1981. – 112 с).
Учитель: Ребята, а вы знаете, что в этой загадочной стране силу трения
постоянно изменяют. Ее, то уменьшают, то увеличивают. Давайте попытаемся
узнать об этом поподробнее. Вам предлагается решить остроумные задачки Г.
Остера.
Задача 1. Хулиганы Сидоров и Иванов посыпали каток песком и с интересом
наблюдают, как Танечка Петрова катается на коньках. Какую цель
преследуют Иванов и Сидоров? (увеличение силы трения)
Задача 2. Что задумали хитрые семиклассники, которые не жалея
дорогостоящего машинного масла, щедро льют его в тормоза автомобиля
директора школы? (уменьшают силу трения, смазка)
Учитель: Каждый из вас постоянно решает житейские тесты. Вот и сейчас вам
предстоит разрешить некоторые проблемы, с которыми вы сталкиваетесь
дома. Учащиеся выполняют тестовые задания “Житейский тест”.
Житейские тесты
1 группа
Дверцы шкафа в Ваниной комнате стали скрипеть. Ваня смазал петли
маслом и скрип прекратился. Какое явление он использовал?
В походе Ваня поскользнулся на мокрой траве, упал и понял, что….
2 группа
Ваня увидел, что мама никак не может снять перстень с пальца, и
посоветовал ей намылить палец. Мама приняла совет, и перстень легко
снялся. На чем основано Ванино предложение?
Из окна Ваня увидел, что перед дверью их дома образовалась ледяная
дорожка. Ваня вышел на улицу и посыпал лед песком. Почему он так
сделал?
3 группа
Ваня собрался в поход на велосипеде. Но педали плохо крутились, и он
смазал их машинным маслом. Какое явление он использовал?
Когда выпал первый снег, папа Вани стал менять летнюю
автомобильную резину на зимнюю. У зимних шин рисунок протектора
был глубже, а так же на них были шипы. Ваня спросил у отца, зачем
меняют шины у автомобиля?
4 группа
Ваня собрался покататься с друзьям на лыжах. Перед прогулкой Ваня
посоветовал друзьям смазать лыжи специальной мазью. На чем основан
Ванин совет?
Ваня заметил, что зимой автотрассы посыпают специальной смесью
(песок и соль). Он решил спросить у отца, какую роль играет эта смесь в
движении автомобилей?
Учитель: Недавно в стране “Сила трения” побывал Незнайка. Он оставил нам
свои заметки. Давайте заглянем в них. Какие ошибки допустил Незнайка?
(кодоскоп, пленка) Учитель: Ребята приглашаю вас пройти в кинозал на просмотр кинофильма
“Сила трения”.
Просмотр мультимедийной презентации “Сила трения”
Учитель: Мы покидаем Королевство Сил, но на выходе нас ждет испытание.
Возьмите листы контроля знаний и выполните предлагаемые в тесте задания.
ТЕСТ
1. Санки скатываются с горы. Какой вид силы трения действует на санки?
П. сила трения качения
У. сила трения скольжения
В. сила трения покоя
2. В гололедицу тротуары посыпают песком. При этом сила трения подошв
обуви о лед….
С. увеличивается
Д. не изменяется
Е. уменьшается
3. Как направлена сила трения при движении тела?
А. по движению
П. против движения
Н. не имеет направления
4. При смазке трущихся поверхностей сила трения…
И. не изменяется
Е. уменьшается
У. увеличивается
5. Электровоз, двигаясь равномерно, тянет железнодорожный состав силой
150 кН. Чему равна сила трения? К. 15 кН
Л. 300 кН
Х. 150 кН
ТАБЛИЦА ОТВЕТОВ
1
У
2
С
3
П
4
Е
5
Х
Проверим ответы. Кто получил кодовое слово “успех”?
V. Учитель: Наше путешествие по стране “Сила трения” завершается.
Подведем итоги (выставление оценок).
Рефлексия: Ребята, проанализируйте, пожалуйста “движение” своих мыслей,
чувства, ощущения, которые возникли у вас в течение урока. Запишите их на
листочках и сдайте мне. Методы и приемы, используемые на уроке и их обоснование.
1. Мозговой штурм (стихи), житейские тесты, создание проблемных
ситуаций (постановка познавательных задач и вопросов) помогают
активизировать мыслительную деятельность обучающихся, развить
умение ассоциативно мыслить.
2. Работа в группах дает возможность обучающимся понимать чужую
точку зрения, аргументировано отстаивать свою, то есть развивает
коммуникативные способности.
3. Использование мультимедийных технологий (презентаций) позволяют
заинтересовать детей , поднять их мотивацию к изучению данной темы. Технологии
1. Технология дифференцированного обучения (внутриклассная
дифференциация).
Содержательные способы дифференциации:
дифференциация по уровню творчества (домашнее задание);
дифференциация по уровню сложности.
Организационные способы дифференциации:
дифференциация по характеру и уровню помощи (закрепление
полученных знаний.)
2. ИК технологии (демонстрация мультимедийной презентации). Формы организации учебного процесса
форма
Фронтальная работа
цель
Активизировать
познавательную деятельность
результат
Установление
доверительных
обучающихся. Создать условия
для развития инициативности,
отношений между
учителем и
коммуникабельности.
Мотивировать обучающихся
обучающемся, а
также
на успешное продвижение в
учении.
обучающихся
между собой.
Создание условий
для развития
умений
рассуждать,
находить и
устранять
пробелы в своих
знаниях.
Создание условий
Индивидуальная работа Создание условий для
самостоятельного усвоения
знаний, формирование умений,
для продвижения
в учении каждого
Групповая работа
развитие самооценки.
Создать условия для
школьника
Осуществление формирования навыков
совместной деятельности.
взаимопомощи.
Воспитание
Формирование компонентов
учебной деятельности
чувства
ответственности
(взаимоконтроль). Снятие
психологического напряжения.
за результат
деятельности.
Снятие
психологического
напряжения
(страх за
допущенные
ошибки).
Используемые на уроке методы, приёмы, технологии , а также
выбранные формы организации учебного процесса позволили:
1.Активизировать внимание, познавательный интерес, мыслительную
деятельность обучающихся на протяжении всего урока.
2.Создать условия для включения каждого обучающегося в процесс познания.
3. Создать условия для формирования понятийного аппарата обучающихся,
обучению продуктивным способам запоминания определений, расширению
кругозора.
4. Способствовать целенаправленному формированию и развитию
компонентов учебной деятельности.
5. Развивать способность осознавать собственную деятельность через
рефлексию.
Презентация по физике "Сила трения"
Презентация по физике "Сила трения"
Презентация по физике "Сила трения"
Презентация по физике "Сила трения"
Презентация по физике "Сила трения"
Презентация по физике "Сила трения"
Презентация по физике "Сила трения"
Презентация по физике "Сила трения"
Презентация по физике "Сила трения"
Презентация по физике "Сила трения"
Презентация по физике "Сила трения"
Презентация по физике "Сила трения"
Презентация по физике "Сила трения"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.