Данная презентация одна из цикла презентаций по теме: "Славянская культура" в которой рассказывается о мистики песни и голоса в культуре славянских народов. Данную работу можно использовать на уроках географии и на классном часе, расширяя кругозор учащихся. Воспитывая у них любовь к национальной культуре.
Мистика голоса и пения в культуре славян.ppt
Презентация по географии " Славянская культура"
Презентацию подготовила
Учитель географии
МОБУ СОШ № 24
имени С. И. Климакова
Бадяева И. В.
Презентация по географии " Славянская культура"
Презентация по географии " Славянская культура"
Голос в целом и пение в особенности наделяется в трад.
Голос в целом и пение в особенности наделяется в трад.
культуре магической силой – продуцирующей и
культуре магической силой – продуцирующей и
обережной. Человеческий голос – признак мира Яви, мира
обережной. Человеческий голос – признак мира Яви, мира
живого, а его противоположность, молчание – соотносится
живого, а его противоположность, молчание – соотносится
со смертью. Поэтому в обрядах соприкосновения с Иным
со смертью. Поэтому в обрядах соприкосновения с Иным
миром голос (и конечно пение) часто табуируется
миром голос (и конечно пение) часто табуируется
(приглушенный разговор при покойнике и на поминках,
(приглушенный разговор при покойнике и на поминках,
запрет петь после заката, запрет на пение для людей в
запрет петь после заката, запрет на пение для людей в
печали (период траура) и пр.). И наоборот, чтобы
печали (период траура) и пр.). И наоборот, чтобы
оградиться от иномирных сил или очиститься после
оградиться от иномирных сил или очиститься после
общения с ними, требуется громко запеть (напр., при
общения с ними, требуется громко запеть (напр., при
возвращении с похорон).
возвращении с похорон).
Презентация по географии " Славянская культура"
Презентация по географии " Славянская культура"
―
―
Связь понятий «пение жизнь» подкрепляется и
Связь понятий «пение жизнь» подкрепляется и
тем, что полноценной способностью петь в
тем, что полноценной способностью петь в
народной культуре наделяются люди детородного
народной культуре наделяются люди детородного
возраста, дети и старики владеют голосом не в
возраста, дети и старики владеют голосом не в
полной мере.
полной мере.
Голос (как и тень) – вместилище души и силы
Голос (как и тень) – вместилище души и силы
хозяина, его мощь – признак здоровья и воли
хозяина, его мощь – признак здоровья и воли
человека (ср. суждение о жизнеспособности
человека (ср. суждение о жизнеспособности
новорожденного по силе первого крика).
новорожденного по силе первого крика).
Презентация по географии " Славянская культура"
Календарные обрядовые песни строго приурочены
Календарные обрядовые песни строго приурочены
к своему времени в году, и петь их в иное время
к своему времени в году, и петь их в иное время
считается недопустимым, опасным, греховным.
считается недопустимым, опасным, греховным.
Даже для собирателей фольклора бабушки не
Даже для собирателей фольклора бабушки не
делают исключения: «Хотите масленичных? Так
делают исключения: «Хотите масленичных? Так
приезжайте на Масленой, всё вам пропоем».
приезжайте на Масленой, всё вам пропоем».
Почему так? Календарная песня – плоть от плоти
Почему так? Календарная песня – плоть от плоти
своего сезона, она родилась в те древние времена,
своего сезона, она родилась в те древние времена,
когда люди были чутки и сонастроены с ритмами
когда люди были чутки и сонастроены с ритмами
Природы, поэтому такая песня мелодически,
Природы, поэтому такая песня мелодически,
ритмически, фонетически передает вибрации,
ритмически, фонетически передает вибрации,
свойственные данной поре года.
свойственные данной поре года.
Презентация по географии " Славянская культура"
Презентация по географии " Славянская культура"
Возьмем весенние заклички. После долгой зимы, нередко уносившей
Возьмем весенние заклички. После долгой зимы, нередко уносившей
жизни селян, истощившей запасы, мы замечаем первые признаки
жизни селян, истощившей запасы, мы замечаем первые признаки
приближения тепла. Мы истово торопим тепло, закликаем Солнце,
приближения тепла. Мы истово торопим тепло, закликаем Солнце,
Весну, перелетных птиц. Юное время – юные певцы. Молодежи больше
Весну, перелетных птиц. Юное время – юные певцы. Молодежи больше
всех не терпится хороводить, играть на улице, гулять в лугах
всех не терпится хороводить, играть на улице, гулять в лугах
допоздна. Девушки восходят на горки, где первые проталины. Выше,
допоздна. Девушки восходят на горки, где первые проталины. Выше,
выше летите звонкие голоса, до самого Солнышкавёдрышка, до
выше летите звонкие голоса, до самого Солнышкавёдрышка, до
самого Ирия докричитесь. Одни заклички отрывистые как щебетание
самого Ирия докричитесь. Одни заклички отрывистые как щебетание
первых пригревшихся птиц. Другие – напевные как течение талой
первых пригревшихся птиц. Другие – напевные как течение талой
воды, два голоса как переплетение холодных струй. В мелодиях
воды, два голоса как переплетение холодных струй. В мелодиях
преобладает восхождение. Строчки заканчиваются гуканием –
преобладает восхождение. Строчки заканчиваются гуканием –
высоким зовущим «Гуу!». В некоторых песнях открытое подражание
высоким зовущим «Гуу!». В некоторых песнях открытое подражание
голосам птиц.
голосам птиц.
Презентация по географии " Славянская культура"
Теперь возьмем Купальские песни. Много
Теперь возьмем Купальские песни. Много
премного Солнца, долгий закат – почти до самого
премного Солнца, долгий закат – почти до самого
восхода. Долгиепредолгие звуки в концах строчек,
восхода. Долгиепредолгие звуки в концах строчек,
эхом наползающие на новый запев, эхо порой
эхом наползающие на новый запев, эхо порой
длиною с целый куплет. Еще немного продлить это
длиною с целый куплет. Еще немного продлить это
колдовское безумие, а дальше – жатва, уж некогда
колдовское безумие, а дальше – жатва, уж некогда
будет папороть с любимым искать, да дивиться, как
будет папороть с любимым искать, да дивиться, как
Солнышко на закате играет. «Дикие» интонации
Солнышко на закате играет. «Дикие» интонации
мелодии и текстов – отзвук разгульного буйства
мелодии и текстов – отзвук разгульного буйства
вегетативных сил, противостояние полов –
вегетативных сил, противостояние полов –
противостояние стихий, Огня и Воды, с
противостояние стихий, Огня и Воды, с
неизбежным плодотворным союзом в итоге.
неизбежным плодотворным союзом в итоге.
Презентация по географии " Славянская культура"
Презентация по географии " Славянская культура"
Календарная песня связана и взаимодействует с
Календарная песня связана и взаимодействует с
природным окружением: одни песни по завету
природным окружением: одни песни по завету
дедов поются на закате, другие на
дедов поются на закате, другие на
возвышенностях, третьи при воде (акустика
возвышенностях, третьи при воде (акустика
какая!) или даже «стоя по колено в воде» ее тоже
какая!) или даже «стоя по колено в воде» ее тоже
весной будить надо. Носители традиции умели
весной будить надо. Носители традиции умели
слушать воздух: пропоют веснянку на мартовском
слушать воздух: пропоют веснянку на мартовском
морозце и слушают: звенит, али нет? Если звук
морозце и слушают: звенит, али нет? Если звук
глухой – значит, не пора еще, зима не скоро уйдет.
глухой – значит, не пора еще, зима не скоро уйдет.
А ежели звенит голос, далеко летит – то закликай
А ежели звенит голос, далеко летит – то закликай
шибче, Весна на пороге!
шибче, Весна на пороге!
Презентация по географии " Славянская культура"
Песня также маркирует и сакрализует половозрастную
Песня также маркирует и сакрализует половозрастную
структуру общества. Некоторые жанры закреплены за
структуру общества. Некоторые жанры закреплены за
определенной статусной группой – так, девицы поют
определенной статусной группой – так, девицы поют
заклички, жатвенные песни – для замужних женщин,
заклички, жатвенные песни – для замужних женщин,
колядное «посевание» исполняют мальчики. И неспроста:
колядное «посевание» исполняют мальчики. И неспроста:
именно данная стать в наибольшей мере проводит силы,
именно данная стать в наибольшей мере проводит силы,
необходимые для того или иного обряда. В
необходимые для того или иного обряда. В
фольклористике считается, что обрядовое пение как
фольклористике считается, что обрядовое пение как
теперь, так и в древности, было примущественно женской
теперь, так и в древности, было примущественно женской
сферой, мужские жанры обычно связаны с
сферой, мужские жанры обычно связаны с
профессиональной деятельностью и др. необрядовыми
профессиональной деятельностью и др. необрядовыми
вещами. Впрочем, есть летописные упоминания мужских
вещами. Впрочем, есть летописные упоминания мужских
похоронных плачей, есть немного и других примеров
похоронных плачей, есть немного и других примеров
сугубо мужского обрядового пения.
сугубо мужского обрядового пения.
Презентация по географии " Славянская культура"
Для нас, современных горожан, народная
Для нас, современных горожан, народная
песня может стать духовной практикой,
песня может стать духовной практикой,
средством постижения мировоззрения
средством постижения мировоззрения
наших предков – с одной стороны, и с
наших предков – с одной стороны, и с
другой стороны – способом сонастроиться с
другой стороны – способом сонастроиться с
циклами живой Природы, участвовать в ее
циклами живой Природы, участвовать в ее
ежедневной и ежегодной мистерии
ежедневной и ежегодной мистерии
рождения, умирания и возрождения.
рождения, умирания и возрождения.
Презентация по географии " Славянская культура"
Основной источник: Толстой Н.И., ред.
Основной источник: Толстой Н.И., ред.
Славянские древности:
Славянские древности:
этнолингвистический словарь. В 5 томах. Т.
этнолингвистический словарь. В 5 томах. Т.
1 (М. Индрик, 1995), статья «Голос»; Т. 3
1 (М. Индрик, 1995), статья «Голос»; Т. 3
(М.: Индрик, 2004), статья «Пение».
(М.: Индрик, 2004), статья «Пение».
http://slavyanskayakultura.ru/slavic
http://slavyanskayakultura.ru/slavic
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.