Презентация по истории "Реализация ФГОС на уроках истории"

  • Лекции
  • docx
  • 31.03.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала Реализация ФГОС по истории (1).docx
Реализация ФГОС по истории Несколько лет назад мы перешли на новые стандарты в образовании ­ ФГОС. Требования к уроку изменились, если раньше большую часть занимала лекция   учителя,   то   теперь   это   самостоятельная   деятельность   ученика. Учитель в данном случае выполняет роль  наставника.  Переход   на   новые   образовательные   стандарты   был   обусловлен стремительными переменами в экономической, политической, социальной и духовной сферах жизни. Это не могло не сказаться на поведении и жизненных ориентирах каждого из нас.  А   с   чего   начинается   наша   жизнь   ­   «со   школьного   порога». Следовательно, пришло время смены педагогических канонов.  Современный   выпускник   должен   быть   всесторонне   развитым, творческим и способным самостоятельно разбираться в лавине информации, которая сваливается на него. Он должен уметь отстаивать свою точку зрения, иметь свой взгляд на мир, а для того, чтобы он был верным, необходимы знания. Добиться этого можно только обучая детей подобному с детства. Ведь большую   часть   времени   дети   проводят   именно   в   школе.   Вот   на   школу   и возлагается   эта   ответственная   миссия.   В   соответствии   с   новыми федеральными государственными образовательными стандартами выпускники должны быть полностью подготовлены к самостоятельной жизни и уже без чьей­либо помощи, из потока информации выбирать главное и достоверное.  По   мому   мнению,   когда   учитель   рассказывает   что­то   ученику,   это запоминается хуже, так как второй не приложил никаких усилий для поиска информации   по   интересующему   вопросу.   Когда   же   обучающийся самостоятельно пытается добыть знания, он ценит это, так как потрудился и следовательно, быстрее и лучше запомнит.  1Но   роль   учителя   здесь   не   уменьшается,   а   наоборот   его   работа усложняется, так как он должен суметь направить, скорректировать и помочь найти то, что необходимо в данный момент. Научить  учиться. Готовиться к такому уроку вдвойне сложнее. Актуальной   и   новой   задачей   образования   становится   обеспечение развития   универсальных   учебных   действий   (УУД),   обеспечивающих компетенцию   «научить   учиться»,   а   не   только   освоение   обучающимися конкретных предметных знаний и навыков [4].  Рассмотрим результаты внедрения ФГОС по истории на примере моего педагогического опыта  Подробнее поговорим о познавательных и коммуникативных УУД при обучении истории в 5 классах.  Под   коммуникативными   навыками   подразумевается   умение   точно   и полно выражать свои мысли, из большого текста выделять главное, владеть монологической речью. А главное уметь ориентироваться в информационном потоке.Я   в   процессе   преподавания   истории   в   5   классе   и   использую следующие   приемы:   работа   с   учебником,   заполнение   таблицы,   работа   с контурными   картами   и   атласами,   с   историческими   текстами.   Также использую такие методы, как ассоциации, «три предложения», «историческая справка» и др.  Метод   «три   предложения»   означает   следующее:   ученику   дается исторический   текст,   который   он   читает   и   выделяет   его   основную   мысль, формулируя   ее   в   трех   предложениях   (это   могут   быть:   причины   греко­ персидских войн и т. д.). Задача моя на этом этапе научить ученика отличать главное от незначительного и скорректировать его ответ, если необходимо.  Метод «историческая справка» подразумевает под собой, что ученики самостоятельно   готовят   презентацию,   используя   дополнительный   материал 2(это может быть презентация о: Спарте, Геракле, Саламинском сражении и т. д.)  Таким   образом,   дети   на   уроках   постоянно   заняты   разными   видами деятельности,   учитель   рядом   с   традиционными   способами   использует нововведения.  Огромную   помощь   в   проведении   урока   оказывает   интерактивная (сенсорная) доска, ученикам очень нравиться работать с ней, они без страха с удовольствием   выходят   к   доске.   Делая   что­то   самостоятельно,   ребенок получает уверенность в себе, задания с разным уровнем сложности.  Одна из главных идей ФГОС ­ это индивидуальный подход к каждому обучающемуся.   Теперь перейдем к познавательным УУД, они направлены на поиск и выделение   необходимой   информации,   осмысление   прочитанного   или услышанного,   самостоятельное   создание   алгоритмов   деятельности   при решении проблем творческого и поискового типа.  Здесь   на   помощь   приходят   такие   задания   как:   ЛОС   (составление логико­опорных   схем),   кроссворды,   шарады,   тексты   с   ошибками,   «лишнее звено»,   угадай   историческую   личность,   составление   планов   по   тексту   и планов своего ответа и др.  Таким   образом,   мы   можем   выделить   следующие   плюсы   реализации ФГОС по истории: 1) большое   внимание   к   внеурочной   деятельности,   под   которой понимается:   духовно­нравственное   направление,   формирование   у   детей ощущения   полноценного   гражданина;   общеинтеллектуальное   развитие посредством   решения   специальных   задач;   социальное   направление; общекультурное развитие. 2) сохранение фундаментального стержня, которым славилось еще советское образование.  3Сегодня внедрение ФГОС ­ это хорошая попытка вернуть начальным учебным заведениям воспитательную функцию, которая приносила плоды в прошлом   и   была   практически   утрачена   за   последние   годы.   При   этом внедряется системно­деятельностный подход, когда учебный процесс активно наполняет исследовательская деятельность. 3) желание   разработчиков   предоставить   ученикам   выбор.   Многие родители   и   даже   некоторые   педагоги   видят   в   возможности   выбора   для подростка   лишь   попытку   последнего   упростить   себе   жизнь   ­   поменьше заниматься учебой и побольше поиграть со сверстниками   4) На практике, такое утверждение имеет определенный смысл, но при корректировке со стороны профессионала это обеспечит превосходный эффект.   Ученик   участвует   в   составлении   внеурочной   деятельности, выказывает пожелания в увеличении объема определенных занятий и может быть уверенным, что они будут услышаны и учтены в полном объеме.  5) Также,   этот   факт   имеет   положительный   психологический подтекст в становлении личности ребенка. ФГОС дает возможность простому школьнику   профессионально   самоопределиться,   сконцентрировать собственные   усилия   на   по­настоящему   важных   и   интересных   аспектах обучения. К основным минусам ФГОС, обнаруженным мною, я отношу: 1) переход от знаниевой парадигмы к личностно ­ ориентированной и деятельному подходу, что породил необходимость перестроить все сознание, мышление, видение урока. Приходится учителям забыть все то, чему учили в институте, тот опыт который уже наработан и начать заново. 2) Вторая проблема, новый урок требует от учителя отдать бразды правления ученикам, чтобы они сами выводили тему урока, цели, определяли проблему урока. Учитель уже не центральная фигура, а только организатор учебного процесса.  4И   эта   организация   требует   от   учителя     выработать   целую   систему наводящих и корректирующих вопросов. А это приводит к тому, что очень трудно уложиться в отведенные рамки урока. 3) Третья   проблема   ­   очень   большое   количество   детей   в   классе. Особенно когда проблемное задание выбрано удачно, высказаться желают все. Очень   много   в   программу   вводится   тем   метапредметного характера,   что   еще   больше   сокращает   время   на   изучение   конкретно 4) исторических тем .  И самое главное, переход от формирования знаний к деятельности, на мой взгляд,   не совсем соотносится с формой итогового контроля, ведь в итоге получится, что мы формируем компетенции, а на ГИА и ЕГЭ проверяют реальные знания, которые должны быть достаточно глубокими. В целом, если государство сможет выполнить свою часть обязанностей для   удачного   внедрения   ФГОС   эта   система   сможет   стать   настоящим прорывом.   Преимуществ   у   данного   стандарта   много,   главное   правильно организовать учебный процесс.  В   таком   случае   эта   задача   полностью   ложится   на   плечи   ведущих педагогов, которых, к большому счастью, в нашей стране достаточно. Они смогут поэтапно внедрить ФГОС, вычленить из него плюсы и избавится от недостатков. В заключение следует  сказать, что, несмотря на трудности и проблемы связанные с введением ФГОС, в нем  есть ряд плюсов, которые перетягивают все   минусы   и   проблемы,   одним   из   таких   безусловных   плюсов   является повышение мотивации к учению, повышения интереса к предмету.   Ведь  современный   урок   —   это   урок,   воспитывающий   творческую личность,   владеющую   коммуникативными   информационными   умениями, которая готова к продолжению образования, действительно хочет учиться и знает, что сможет применить полученные знания в будущем.  5Список использованной литературы: 1.Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения. ­ http://www.myshared.ru/slide/241487/ 2.Стандарты   нового   поколения..   ­http://pedsovet.org/component/option? 118/&137667/Itemid&com_mtree/task&viewlink/link_id  3. ФГОС. – http://86school3.ru/doc/inform_o_school/2014/sannikova.pdf   4.Требования,   предъявляемые   к   проведению   урока   истории.   ­ http://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/2014/08/05/prepodavanie­ istorii­i­obshchestvoznaniya­v­usloviyakh   5.Основные   требования   и   идеи   ФГОС   на   уроке   ­ http://festival.1september.ru/articles/630735/ 6.Щербатых   И.   В.   ФГОС,   а   зачем   это   надо?   Формирование   УУД   на уроках истории // Молодой ученый. ­ 2015. ­ №4. ­ С. 653­657. 6