Презентация по истории. Тема: ДЕТИ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА в 9 классе. В презентации дано описание материала, яркие и красочные иллюстрации, описание материала на слайдах, домашнее задание, вопросы, много заданий. Развитие беглого чтения, характеристики картин. Материал удобен и полезен учителям, учащимся и родителям.Презентация по истории. Тема: ДЕТИ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА в 9 классе.
ДЕТИ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА
Летом 1941 года на
Ленинград шла группа
армий "Север", общей
численностью 500 тысяч
человек, под
командованием
генерал-фельдмаршала
фон Лееба.
Леебу
поручалось
уничтожить части
Красной армии,
расположенные в
Прибалтике, развить
наступление, захватить
все военно-морские базы
на Балтийском море и к
Фельдмаршал
Фон Лееб
8 сентября 1941
года гитлеровцы
захватили
у
Невы
истока
город
Шлиссельбург,
окружив
Ленинград с суши.
Адольф
Гитлер
Генерал-
полковник
Кюхлер
блокады в городе
находилось
2 миллиона 544 тысяч
На момент установления
человек,
в том числе
400 тысяч детей.
работали и учились под
разрывы бомб и
Дети блокадного
Ленинграда росли,
снарядов, в условиях
холода и голода.
В первый год войны были установлены
нормы хлеба и продуктов питания.
В сентябре 1941 г. для детей были
установлены следующие нормы
(г в месяц):
крупа и макароны 1 200, мясо 400,
жиры 500, сахар и кондитерские
изделия 1 700, рыба 300.
Хлеб и продукты стали выдаваться по карточкам.
По октябрь включительно
продовольственные
карточки отоваривались
полностью.
С ноября фактическая
реализация продуктов
питания осуществлялась в
зависимости от их наличия в
городе и от объемов завоза.
В первую декаду декабря
1941 года
продовольственные
карточки не были отоварены
вообще.
В ЛЕНИНГРАДЕ НАЧАЛСЯ ГОЛОД!
Из писем изъятых военной цензурой
(из архивных документов управления ФСБ по С.Петербургу и области
[материалы Управления НКВД по Ленинградской области]).:
"... Жизнъ в Ленинграде с каждым днем ухудшается. Люди
начинают пухнуть, так как едят горчицу, из нее делают
лепешки. Мучной пыли, которой раньше клеили обои, уже
нигде не достанешь ".
"...В Ленинграде жуткий голод. Ездим по полям и свалкам и
собираем всякие коренья и грязные листья от кормовой
свеклы и серой капусты, да и техто нет".
"...Я был свидетелем сцены, когда на улице у извозчика упала
от истощения лошадь, люди прибежали с топорами и
ножами, начали резать лошадь на куски и таскать домой.
Это ужасно. Люди имели вид палачей”.
завладения
В городе резко возросло
количество краж, убийств с
целью
продуктовыми карточками.
Начались налеты на хлебные
фургоны и булочные. В пищу
шло все. Первыми были
съедены
домашние
животные. Люди отдирали
остатки
и
обои
клейстера,
аптечек
съедалось всё что было
пригодно в пищу: касторка,
вазелин, глицерин. Варили
суп из столярного клея.
ели
с
Самое тяжёлое время
для детей блокадного Ленинграда
были декабрь 1941 и январь 1942 годов.
После зимних каникул изза большой смертности
многие школы закрылись.
Те же школы которые остались, оказались полностью на
обеспечении персонала и детей.
Отопление было печное, в помещениях было очень
холодно.
Занятия проводились по 25 минут. Дети сидели в
После занятий производилась заготовка дров для
шубах и валенках.
отопления помещений
Занятия в начальных классах
Из воспоминай юных блокадников:
Хорошо помню, как мы пришли в свою
школу № 359. Занятия проводились 3
раза в неделю по 3 урока в день. Все
учебные классы располагались в
северном крыле здания, поскольку оно
приходилось редко из-за того, что
онемевшие от холода руки плохо
слушались, а чернила замерзали. В
было наименее опасным при
артиллерийских обстрелах. В школе
было печное отопление, но поскольку
дров было мало и отапливалась лишь
меньшая часть здания, в классах было
холодно. Занимались в пальто, валенках.
Заданий на дом мы не получали. Писать
По распоряжению
Ленсовета в конце декабря
1941 г. начале 1942 г. в
школах начали
прекращать занятия
Тем не менее в
соответствии с решением
Ленгорисполкома для всех
детей были проведены
новогодние елки.
Ёлка в палате детской
больницы
Для детей фронтовиков билеты были
бесплатными.
Из воспоминаний:
На праздничный обед нам разнесли по
тарелке горячего супа с лапшой из
серой муки и с маленьким ломтиком
черного поджаренного хлеба, а на
второе - кашу с мясной котлеткой. Суп
дети съели, а второе и хлеб сложили в
баночки и унесли домой, чтобы
поделиться с членами своей семьи. Из
содержимого подарка мне
запомнились конфеты из льняного
жмыха, пряник и 2 мандарина.
Ленинград был городомфронтом, и все дети
вели себя как фронтовики. В школу и домой
шли по той стороне улицы, которая была
наименее опасна при артиллерийских
обстрелах.
Поскольку еще с 22 июля 1941 г. было
известно, что и немцы, и финны
намеревались использовать против
ленинградцев отравляющие вещества, в
школу ходили с противогазами.
Тренировочная эвакуация учащихся
Осенью 1942 года активизировалась работа
комсомольских и пионерских организаций.
Основной задачей воссозданных тимуровских
команд стала забота о семьях воиновфронтовиков
и инвалидах войны.
Для семей фронтовиков тимуровцы заготавливали
дрова.
В госпиталях навещали раненых, выступали перед
ними с концертами, читали им книги, газеты,
писали письма родным и знакомым, когда бойцы
не могли этого сделать сами.
Многие дети писали стихи, вели дневники.
Один из таких дневников потряс весь мир.
Это дневник Тани Савичевой.
Он хранится в музее Пискарёвского
кладбища.
"Женя умерла 28 декабря в
12.00. час. утра 1941 г.
Бабушка умерла 25 января 3 ч.
Дня 1942 г. Лека умер 17 марта в
5 час. утра 1942 г.
Дядя Вася умер 13 апреля 2ч.
Ночь 1942 г.
Дядя Лёша 10 мая в 4 ч. Дня
1942.
Савичевы умерли. Умерли все".
В Петербурге открыта мемориальная доска в
память о Тане. "В этом доме Таня Савичева
написала блокадный дневник. 19411942
годы", написано на доске в память о
ленинградской девочке.
Также на ней начертаны строки из её
дневника: "Осталась одна Таня".
Война в жестокой слепоте
своей соединяет несоединимое:
дети и кровь, дети и смерть. В
годы битв наша страна делала
всё, чтобы уберечь детей от
страданий. Но порой эти усилия
оставались тщетными. И когда
дети беспощадной волею
судьбы оказывались в пекле
страданий и невзгод, они вели
себя как герои, осилили,
вынесли то, что, казалось бы, и
взрослому преодолеть не всегда
под силу.
Мальчишки разведчики, токари, пахари, поэты, мыслители,
артисты, охранители городов, целители ран они выдержали
войну и победили вместе со взрослыми.
Юные ленинградцы в двухтрёх километрах от фашистов
рубили лес, таскали тяжеленные брёвна к лесным дорогам.
Гибли от вражеских снарядов, работали от темна до темна, по
пояс в снегу, под ледяным дождём.
Молодые пожарные охраняли Таврический дворец, Эрмитаж,
они помогли сохранить Смольный. Подростки вставали к
заводскому станку, заменяя ушедших на фронт отцов и
старших братьев. Они тушили бомбызажигалки, помогали
раненым и продолжали учиться.
В Ленинграде 15 тысяч
мальчиков и девочек
получили медаль
«За оборону Ленинграда»
В блокадных днях
Мы так и не узнали:
Меж юностью и детством
Где черта?..
Нам в сорок третьем
Выдали медали
И только в сорок пятом
Паспорта.
Памятник "Цветок жизни"
(бетонный памятник возвышается на высоком берегу
небольшой речки Лубья, он посвящён юным ленинградцам,
погибшим в годы блокады).
Памятник "Дневник Тани Савичевой"
Памятник "Разорванное кольцо"
"Потомок знай! В
суровые года
Верны народу,
долгу и Отчизне.
Через торосы
Ладожского
умирала
никогда".
льда,
Отсюда мы вели
Дорогу жизни.
Чтоб жизнь не
Пискарёвское
мемориальное
кладбище.
Здесь лежат ленинградцы.
Здесь горожане –
мужчины, женщины, дети.
Рядом с ними солдаты
красноармейцы.
Всею жизнью своею
Они защищали тебя,
Ленинград…
Тем, кто родился после, войны, многого уже не понять, и того что
пережило военное поколение не пережить. Можно только слушать
рассказы тех, кто выжил, и постараться осознать, попытаться
почувствовать, что они пережили, и сохранить эта в памяти... И
отдать дань вечного уважения и вечной благодарности.
Те, кто пережил блокаду, были обычными людьми.
Они сумели совершить невозможное пережить ледяной ад.
И не только пережить, но и остаться людьми.
Они уходят,
и вместе с ними уходит история.
А от нас с вами зависит, чтобы она не ушла навсегда.