Презентация по истории. Тема: Иван Грозный - первый русский царь (7 класс).

  • Работа в классе
  • pptx
  • 20.07.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация по истории. Тема: Иван Грозный - первый русский царь (7 класс). В презентации дано описание материала, яркие и красочные иллюстрации, описание материала на слайдах, домашнее задание, вопросы, игры. Развитие внимания, мышления. Материал удобен и полезен учителям истории, учащимся и родителям.Презентация по истории. Тема: Иван Грозный - первый русский царь (7 класс).
Иконка файла материала Иван Грозный - первый русский царь (7 класс)..pptx
Иван Грозный - первый русский царь
План урока 1. Детство Ивана. 2. Начало правления. 3. Реформы Избранной рады.
Детство Ивана. Мать Елена Глинская – вторая жена Великого князя Василия III. Ее предки , по преданию, были потомками Мамая, бежавшие после его смерти в Литву Она получила европей- ское воспитание, усвоила иноземные понятия и обычаи. После женитьбы на ней князь начал склоняться к сближению с Западом Иван Васильевич стал Великим князем в три года. Его мать стала регентшей. Она старалась сохранить права сына на управление государством. В течение четырех лет Елена Глинская избавилась от всех претендентов на престол Елена Глинская (1533 – 38 гг.) провела: - денежную реформу (унификация монет); - губная реформа (укрепление системы местного самоуправления) Е е с м е р т ь о з н а м е н о в а л а н о в ы й э т а п в п о л и т и к е – п е р и о д б о я р с к о г о п р а в л е н и я .
Боярское правление продолжалось почти девять лет Шуйские, Глинские, Бельские занимали первые места в государстве. Жесткое противоборство, взаимная ненависть, постоянные интриги, ненасытная жажда власти Лесть и угодничество, наглость и грубость в адрес малолетнего Князя, страх за свою жизнь… «…Ребенок видел перед собою врагов, похитителей его прав, но бороться с ними на деле не мог; вся борьба должна была сосредоточиться у него в уме и сердце - самая тяжелая, самая страшная для сердца борьба, особенно в том возрасте!» Соловьев С.М. Какие черты характера могли сформироваться ?
«Пытливый ум ребенка требовал пищи: он с жадностью прочел все, что мог прочесть, изучил священную, церковную, римскую историю, русские летописи, творения Святых Отцов, нов о всем, что ни читал, он искал доказательства в свою пользу…» Соловьев С.М. «От природы он получил ум бойкий и гибкий, вдумчивый и немного насмешливый… Но обстоятельства, среди которых протекало детство Ивана, рано испортили этот ум, дали ему неестественное, болез – ненное развитие… Он с детства видел себя среди чужих людей.» Ключевский В.О. «В душе его рано и глубоко врезалось и всю жизнь сохранялось чувство сиротства, брошенности, одиночества, о чем он твердил при всяком удобном случае…Отсюда его робость, ставшая основной чертой его характера. В детстве ему часто приходилось испытывать равнодушие или пренебрежение со стороны окружающих». Ключевский В.О.
Венчание на царство. 1547 год. «Иван рано и много, чем бы следовало, стал думать о том, что он государь московский и всея Руси. Скандалы боярского правления постоянно поддерживали в нем эту думу; каждый случай, его тревоживший, заставлял вспоминать о своем царственном достоинстве как средстве самообороны…» Ключевский В.О.
Демонстрация полной независимости от Орды, равенство с ней Широкие перспективы для дипломатических сношений с Западом Причины венчания Ивана IV на царство Титул подчеркивал претензии русского государства на византийское наследие Титул поднимал правителя на недосягаемую высоту над князьями
Избранная рада 1549 год Пожар Москвы 1547 г. «Вниде страх в душу мою и трепет в кости моа и смирися дух мой». Именно народное возмущение напугало царя и заставило его осознать необходимость реформ и укрепления государственной власти.
Алексей Адашев, мелкий костромской вотчинник «Он строго карал, невзирая на лица (вплоть до бояр), тех, кто чинил волокиту в приказах», неподкупен, набожен Андрей Курбский, князь; удачливый и храбрый воевода, принимал участие во многих сражениях, но во время Ливонской войны бежал в Литву. Члены Избранной рады Сильвестр, священник, родом из Новгорода, оказывал огромное нравственное воздействие на царя. Митрополит Макарий Иван Висковатый Настоятельно советовали царю укрепить государственную власть, обдумывали, какие преобразования нужно для этого провести
1549 год Созыв Земского собора собрание представителей высших сословий бояре дворяне духовенство Важнейшие государственные дела: внешняя политика, финансы Купцы, посадские казаки, крестьяне Созывались нерегулярно, но все же часто до 1680 –х гг.
1550 год Судебник Повышена плата «пожилое» Подтверждало сь право ухода крестьян в Юрьев день Впервые вводились наказания для взяточников "Судебник" усиливал  центральную власть. Оставался основным  сводом законов до XVI века.
Реформа местного управления 1556 год – отмена системы «кормлений» Власть на местах перешла в руки выборных Наместники волостели Губные старосты (в районах дворянско го землевлад Земские старосты на землях черносошных крестьян В е городах- городски приказчи е ния) Новая система укрепила  ки власть на местах - Вершили суд; - Следили за соблю- дением законов и порядка; -сбор податей
Налоговая реформа «Большая соха» одинаковая сумма Новые налоги С 500 четвертей – с черносошных крестьян С 600 четвертей – с церковных земель С 800 четвертей – со служилых феодалов Ямские деньги Старые налоги росли Городовое дело Пищальные деньги Полоняничные деньги
Создание системы приказов Задание: Определите функции приказов по их названиям. Контроль за судебной деятельностью на местах - Посольский - Разрядный - Поместный - Стрелецкий - Разбойный - Большой Приход -Ямской - Земский - Челобитный - Казанский - Сибирский С и с т е м а   п р и к а з о в И. Висковатый создал и возглавил Посольский приказ. А. Адашев возглавлял Челобитный приказ.
1551 год. Стоглавый собор. Руководил Митрополит Макарий. Единые правила для духовенства. Единообразие церковных обрядов; Все местные святые признаны общерусскими Сборник документов, принятый на Соборе, состоял из ста глав. 1. Почему Собор получил название Стоглавый? 2. Почему было принято единообразие церков- ных обрядов, единые правила поведения для духовенства?
1550 год. Военная реформа. Была создана Избранная тысяча – ядро дворянского ополчения.  Ограничение местничества на время военных действий;  На высшие военные должности назначались не по знатности рода, а по заслугам.
1556 год. Уложение о службе. 1556 г. Уложение о службе.  Точные нормы обязательной службы для всех землевладельцев;  С каждых 150 десятин (или 170 га) должен был на службу являться 1 вооруженный конный воин.
1556 год. Уложение о службе.  Во многом уравнялись права вотчинников и помещиков, так как теперь все землевладельцы обязаны нести государеву военную службу
Военная реформа  Значительную часть русского войска составляло дворянское ополчение.  В состав войска входили артиллеристы, городская стража, вспомогательная служба.
1550 год. Стрелецкое войско Служилые «по прибору» «Пехоты, получающей постоянное жалованье, царь содержит до 12 тыс. называемых стрельцами. Они не входят во дворец и сторожат во дворе, где живет царь… …не носят никакого оружия, кроме самопала в руке, бердыша на спине и меча с боку». Подумайте, с какой целью было Английский посол Д.Флетчер создано стрелецкое войско? Кто мог стать стрельцом? Как вооружены?
К чему стремился Иван Грозный, затевая реформы?  Повысить международный авторитет России;  Отменить местничество;  Укрепить авторитет царской власти;  Способствовать быстрому развитию сельского хозяйства;  Отменить систему кормлений;  Усилить политическую роль Земских соборов.
Цели реформ  Ликвидация тенденций к раздробленности; государственной власти и ее социальной опоры – дворянства.  Создание и укрепление государственного аппарата;  Усиление центральной

Посмотрите также