Презентация по истории. Тема: Первые паровозы Черепановых (8 класс). На уроке составили план, создали краткий, интересный проект из ярких и красочных слайдов. Показали умение работать Power Point. Рассмотрели основные термины, карты, фотографии, схемы и картины, сделали выводы, подвели итоги, домашнее задание задано.Презентация по истории. Тема: Первые паровозы Черепановых (8 класс).
Первые паровозы
Черепановых
Паровоо́з —
автономный
локомотив с
паросиловой
передвигающимися по
рельсам тяговыми
транспортными
средствами...
установкой, то есть
использующий в
качестве двигателя
паровую машину.
Паровозы были
первыми
Первые паровозы
были построены
английским
в период 1814–1828 гг
инженером Георгом
(Джорджем)
Стефенсоном
В России изобретение слова
«паровоз» приписывается
Н.И. Гречу
До этого паровоз называли по-разному:
• «самокатная паровая машина»,
• «паровая фура»,
• «паровая телега»,
• «пароходка»,
• «паровой дилижанс»
• и даже «пароход».
Первый паровоз Черепановых
был построен в 1834 году
Это был первый паровоз в истории Российской техники.
Сегодня модель первого русского паровоза типа 1-1-0, построенного
Черепановыми, хранится в Центральном музее железнодорожного
транспорта в Санкт-Петербурге.
заводе,
• Он был построен в 1834 г., на
который
состав
заводов
Выйском
входил
в
Нижнетагильских
Демидова.
и
• Отец
сын Черепановы
построили его целиком из
отечественных материалов.
• В обиходе тогда еще не
существовало этого слова, и
локомотив
назвали
«сухопутным пароходом».
Вот свидетельство очевидца
первого рейса паровоза
Черепановых:
«В тот день на Выйское поле шли люди и становились вдоль
линии чугунных колесопроводов. Тяжелые заводские ворота
открылись, и вскоре появился сухопутный пароход – машина
невиданная, ни на что не похожая, с высокой дымящейся
трубой, сверкающей начищенными бронзовыми частями. На
площадке у рукояток стоял Мирон Черепанов. Пыхтя паром,
мелькая спицами колес, пароход покатил мимо молчаливой
толпы. Затем Мирон повернул какую-то рукоятку, клуб пара
вылетел из трубы, и машина ускорила ход. Машинист довел
паровоз до тупика и дал задний ход. Обратно машина шла
очень быстро. Следующий рейс пароход сделал с прицепной
повозкой пудов на 200 груза. А позже в повозку забралось
десятка два-три
первыми
пассажирами».
пожелавших
людей,
стать
Создатели первого русского
паровоза уральские мастера
Ефим Алексеевич Черепанов
Черепанов
и его сын Мирон Ефимович
За строительство паровоза, Мирон Черепанов был награжден
вольной грамотой (его отец, Ефим Черепанов, получил вольную
еще раньше, за строительство паровых машин)
• Это были изобретатели-самоучки крепостные Ефим Алексеевич
Черепанов и его сын Мирон происходили из приписных крестьян
Выйского завода.
• Ефим Алексеевич, будучи плотинным мастером, в 1820 г. своим
«искусством и усердием» построил первую паровую машину,
приводившую в движение токарный станок и заменившую труд двух
человек.
• Среди почти 25 устройств, сконструированных позднее уральским
умельцем с помощью сына, были рукоподъемные, водоотливные,
винторезные, строгальные и золотопромывочные машины
мощностью от 5 до 60 л.с.
• По словам самих Черепановых, они всю жизнь старались «неослабно
заводить машины для пользы заводов и облегчения сил
трудившихся».
• Отец и сын были хорошо знакомы с различными техническими
новшествами, внедрявшимися в то время на крупных предприятиях
России, Англии и Швеции.
• Между тем начальство Нижнетагильского завода, да и сам заводчик Н.
Демидов весьма скептически относились к постройке паровиков. Их гораздо
больше беспокоило, почему за границей начал падать спрос на уральское
железо.
• Но никто из них не хотел признавать, что все дело в техническом отставании
отечественных заводов, неспособных добиваться высокого качества металла.
• Чтобы установить истину, Демидов отправил старшего Черепанова в Англию,
поскольку считал его толковым и технически грамотным специалистом.
• Англичане не очень приветливо встретили русского механика, ведь они не
были заинтересованы в передаче конкурентам своего опыта и секретов
производства металла.
• Более того, в Англии гостя признали шпионом и перестали пускать на многие
заводы.
• Судя по сохранившимся письмам, Ефиму удалось лишь внешне обозреть
чудеса заморской техники, так как к чертежам и документам его не
допустили. Тем не менее, со своей главной задачей он справился. Черепанов
лишний раз убедился, что для повышения качества выпускаемого на Урале
металла необходимо механизировать труд рабочих. А главное – в Англии он
впервые увидел в действии рельсовую дорогу с паровой тягой, соединявшую
угольные копи Мидлтона с Лидсом.
Технические проблемы с которыми
столкнулись мастера
• Во-первых, их паровой котел не давал
достаточного количества пара. Для
решения этой проблемы, они увеличили
количество трубок в котле до 80.
• Еще одной проблемой, было решение
задачи заднего хода паровоза. Для
этого Черепановы применяют механизм,
состоящий из эксцентрического колеса,
позволяющий подавать пар в паровой
цилиндр так, что бы колеса паровоза
начинали вращаться в обратную сторону.
• Вес паровоза Черепановых
составлял 2,4 тонны.
• С грузом в 3,5 тонны,
паровоз развивал скорость
в 15 км/ч.
• Для перевозки запасов
угля и воды, применялась
специальная
-
тендер.
тележка
• У паровоза было две пары
колес
одинакового
размера. Ведущими была
только одна пара.
Для первого паровоза Черепановых, была
построена дорога с чугунными рельсами
Длина дороги
составляла 835
метров (от завода
до медного
рудника)
Второй паровоз Черепановых
• В
марте
1835
отличие
года,
Черепановы строят второй
паровоз. В
от
первого паровоза, второй
паровоз Черепановых имел
большие размеры и ряд
конструктивных изменений.
Колеса бегунковой пары, на
которых не было привода от
паровой
машины,
уменьшили в размерах.
Чертеж второго паровоза Черепановых
• Перевозить паровоз мог
со
уже
тонн,
скоростью 15 км/час.
16
Несмотря на вполне удачные
конструкции, паровозы Черепановых
не получили распространения
Причины:
•противодействие
паровозам,
подрядчиков конных извозчиков, не
желавших терять свои доходы.
• В качестве топлива, в паровозах
Черепанова
дрова.
Паровоз
таком
количестве, что очень скоро стала
проблема с подвозом их. Весь лес в
окрестностях железной дороги был
вырублен и дрова приходилось возить из
далека.
•Для
паровозов
Черепанова требовалась целая структура
по их снабжению топливом, которая
полностью отсутствовала в то время.
•
паровозы
Стефенсона, работали на перевозке угля
из
и
использовали в качестве топлива
использовались
в
угольных шахт,
использования
потреблял
который
К
примеру,
первые
их
Модель паровоза Черепановых,
хранящаяся в музее
железнодорожного транспорта в Санкт-
Петербурге
Нелегкая судьба
изобретателей
• За конструирование и постройку различных
машин Ефим Черепанов в 1833 г. был
награжден серебряной медалью на Анненской
ленте. Он и его жена получили вольную.
• Его сын Мирон стал вольным через три
года. Остальные члены семьи оставались
крепостными.
Тяжело восприняли Черепановы известие о
строительстве в 1837 г. под Петербургом
первой в
стране железной дороги до
Павловска
иностранными
специалистами и о закупке для нее паровозов
в Англии и Бельгии.
• Нижнетагильская
железная
дорога
(27,5
км)
•
работала тогда уже целых два года.
• В 1837 г. Черепановы строят модель паровоза
для промышленной выставки в Петербурге.
Однако созданная ими «пароходка» никого не
заинтересовала. Ефим Алексеевич скончался в
1842 г.
• После смерти отца Мирон Ефимович