Приоритетная цель школьного образования:развитие у ученика способности самостоятельно ставить учебную задачу,
проектировать пути и реализации,контролировать и оценивать свои достижения.Как достичь эту цель? Благодаря системе формирования универсальных учебных действий (УУД).Близкие понятия: общеучебные умения, общепознавательные действия, общие способы деятельности, надпредметные действия. Виды УУД:личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.Решение задач на движение. Цель: формировать умение решать задачи на движение, содействовать развитию практических навыков работы с величинами, обеспечить условия для развития у школьников умения формулировать проблемы, предлагать пути их решения.
универсальных учебных
действий на уроках
Формирование
курса ОРКСЭ
МБОУ «Школа
№17»
Ивлева Э.И.
2017 г.
Приоритетная
цель школьного
образования:
•развитие у ученика способности
самостоятельно ставить учебную
задачу,
•проектировать пути и реализации,
•контролировать и оценивать свои
достижения.
Как достичь
Благодаря системе
эту цель?
формирования
универсальных
учебных действий
(УУД)
Универсальные
учебные действия
Близкие понятия:
•общеучебные умения,
•общепознавательные
действия,
•общие способы деятельности,
•надпредметные действия.
Виды УУД
Виды УУД
Виды УУД
Виды УУД
Личностные
УУД
• внутренняя позиция;
• мотивация;
• нравственно-
этическая оценка.
Личностные УУД
самоопределение и самопознание на основе сравнения «Я» с героями
художественных текстов посредством эмоциональнодейственной
идентификации;
смыслообразование через ориентацию учащегося в системе личностных
смыслов;
формирование основ гражданской идентичности путем знакомства с
культурными и религиозными традициями России и переживания
эмоциональной сопричастности достижениям ее граждан;
формирование эстетических ценностей на основе эстетических критериев;
формирование действия нравственноэтического оценивания через
уточнение нравственных понятий, выявление морального содержания и
нравственного значения действий персонажей произведений;
эмоциональноличностная оценка – умение эмоционально откликаться на
содержание курса; умение рефлексировать изменения своего эмоционального
состояния в процессе восприятия материала урока;
умение понимать душевное состояние персонажей текста и умение
сопереживать.
Регулятивные
УУД
•целеполагание;
•планирование;
•прогнозирование;
•контроль;
•коррекция;
•оценка;
•волевая саморегуляция.
Регулятивные УУД
определение и формирование цели деятельности на уроке с
помощью учителя;
самостоятельное формулирование темы и цели урока;
овладение навыком работы по предложенному учителем или
самостоятельно составленному плану;
составление плана решения действий на уроке;
умение высказывать свое предположение (версию) на основе
работы с иллюстрациями и текстами учебного пособия;
корректирование своей деятельности;
в диалоге с учителем выработка критериев оценки и
определение степени успешности своей работы и работы других
в соответствии с этими критериями.
Познавательные
УУД
общеучебные
логические
постановка и решение проблем
Общеучебные универсальные
действия
Выделение познавательной цели
Поиск информации
Структурирование знаний
Речевое развитие
Выбор способов решения задач
Смысловое чтение
Контроль и оценка процесса
Решение проблем
знаково-символические действия
моделирование
преобразование
модели
Познавательные
УУД
- ориентирование в учебном пособии (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях), в словаре;
- нахождение ответов на вопросы в тексте, в иллюстрациях;
- умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- вычитывание всех видов текстовой информации: фактуальной, подтекстовой, концептуальной (система
взглядов, мыслей, чувств автора);
- владение и использование разных видов чтения: изучающего, ознакомительного, просмотрового,
поискового;
- извлечение информации, представленной в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст,
иллюстрация, таблица, схема);
- переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, пересказ,
иллюстрирование, переконструирование, таблица, схема и др.);
- использование словарей, справочников;
осуществление анализа объекта с выделением существенных и несущественных признаков.
- прогнозирование содержания урока по его названию и с опорой на предыдущий опыт
- установление причинноследственных связей.
- осуществление синтеза (составление целого из частей, в том числе с восполнением недостающих
компонентов) для понимания смысла и целостного восприятия текста;
выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.
сопоставление разных точек зрения и разных источников информации по теме;
подведение под понятия, выведение следствий.
построение логической цепи рассуждения.
выдвижение гипотез, их обоснование.
доказательство.
постановка и решение проблем (формулирование проблемы, самостоятельное создание способов
решения проблем творческого и поискового характера).
Коммуникативные
УУД
умение с достаточной полнотой и
точностью выражать свои мысли
55
планирование
учебного
сотрудничества
с учителем и
сверстниками
11
УУДУУД
44
управление
поведением
партнёра
постановка
вопросов
22
33
разрешение
конфликтов
Что дают
универсальные
учебные действия?
• Обеспечивают учащемуся возможность
самостоятельно осуществлять
деятельность учения, ставить учебные
цели, искать и использовать необходимые
средства и способы их достижения, уметь
контролировать и оценивать учебную
деятельность и ее результаты;
• создают условия развития личности и ее
самореализации на основе «умения
учиться» и сотрудничать со взрослыми
и сверстниками;
• умение учиться во взрослой жизни
обеспечивает личности готовность к
непрерывному образованию, высокую
социальную и профессиональную
мобильность;
• обеспечивают успешное усвоение
знаний, умений и навыков,
формирование картины мира,
компетентностей в любой предметной
области познания.
Модуль «Основы светской этики»
• Предмет «Основы религиозных культур и светской этики»
•
• Тема урока: Россия – наша Родина
•
Цель: Сформировать представления детей о единстве и особенностях национальных духовных традиций
народов России;
• Тип урока: изучение нового материала
• Механизмы создания мотивационного поля: создание проблемной ситуации, а также задания, для которых
недостаёт знаний, наблюдение за ошибками, для объяснения которых нужны новые сведения
• Проблемная задача: что произойдет, если люди не будут знать о духовных традициях народов России
• Формы организации работы: работа в группах, по рядам
• Рефлексия: соотносят результат урока с целью (на сколько цель урока достигнута, реализована)
• Домашнее задание: (на выбор)
• Обсуди с родителями: что ещё может быть символами нашей великой Родины и представь на следующем уроке
в виде презентации.
• Люди, каких национальностей живут в твоем крае? Запиши.
• Совместно с родителями назови те традиции, которые существуют в твоей семье, и запиши некоторые из них.
• Узнай, какие ценности лежат в основе этих традиций. Запиши.
• Результат урока: учащиеся будут:
•
•
•
• Основные понятия: Россия, Родина, Отечество, духовный мир, культурные традиции, материальный мир
знать, что такое духовный мир человека, культурные традиции страны, основные понятия темы;
уметь извлекать информацию из источников и представлять ее в классе, выражать собственное мнение;
уметь работать в группе, вести диалог, приводить примеры из жизни;
Формируемые УУД
• Личностные: осознание причастности к успеху учебной
деятельности
• Познавательные: структурирование знаний
• Регулятивные: адекватная оценка выполненных действий
• Коммуникативные: использование критериев для обоснования
своего суждения.
• Познавательные: поиск и выделение информации; использование
знаковосимволических средств;
• Регулятивные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой
и точностью
• Коммуникативные: аргументация своего мнения и позиции в
коммуникации; учет разных мнений; использование критериев для
обоснования своего суждения.
• Личностные: осознание ответственности за общее дело;
Формируемые УУД
• Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного
объяснения учителя; могут осуществить поиск необходимой информации в разных
источниках.
• Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности.
• Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.
• Коммуникативные: умеют слушать друг друга, обмениваться мнениями, строить
понятные речевые высказывания, задавать вопросы.
• Познавательные: анализ, сравнение, обобщение, классификация; подведение под
понятие; установление причинноследственных связей; осознанное и произвольное
построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений,
доказательство;
• Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и
точностью; адекватное использование речевых средств для решения
коммуникационных задач; формулирование и аргументация своего мнения в
коммуникации; достижение договоренностей и согласование общего решения;
• Личностные: осознание ответственности за общее дело;
Формируемые УУД
• Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия;
подведение под понятие; определение основной и второстепенной
информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное
построение речевого высказывания
• Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и
точностью; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учет
разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций;
• Регулятивные: контроль (сличение с эталоном), коррекция
• Личностные: понимают значение знаний для человека.
• Регулятивные: оценивают свою работу, умеют адекватно воспринимать
высказывания учителя или товарищей, содержащие оценочный характер.
• Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать
свою точку зрения.
Памятка
для учителя по формированию и развитию
универсальных учебных действий
Любые действия должны быть осмысленными.
Любые действия должны быть осмысленными.
Развитие внутренней мотивации – это движение
Развитие внутренней мотивации – это движение
вверх.
вверх.
Задачи, которые мы ставим перед ребёнком,
Задачи, которые мы ставим перед ребёнком,
должны быть не только понятны, но и внутренне
должны быть не только понятны, но и внутренне
приятны ему, т.е они должны быть значимы для
приятны ему, т.е они должны быть значимы для
него.
него.
22