10 «Б» класс
Урок – исследование
Учитель: Черепанова Светлана Семёновна
Тема: Любовь и счастье в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»
Цель: Сопоставить разные истории любви и сделать выводы о том, какое место в жизни
героев занимает любовь
Эпиграф: Любовь… сильнее смерти и страха смерти.
Только ею, только любовью держится и движется жизнь.
И. С. Тургенев.
Словарь: любовь
счастье
Оборудование: текст романа;
иллюстрации к роману;
презентация по теме (схемы, таблицы)
тесты по теме урока (электронный вариант)
Методические приёмы: беседа, анализ текста, составление таблиц, обсуждение
характеристик героев, составление опорных схем, анализ эпизода.
I.
Расположить данные жизненные ценности по степени убывания:
свобода;
богатство;
любимая работа;
любовь;
дети;
семья;
уважаемые люди;
власть;
здоровье;
слава
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Каждый человек имеет свои жизненные ценности.
1) Как вы думаете, какая жизненная ценность стояла бы на первом месте у Тургенева?
Очевидно, Тургенев поставил бы на I место любовь. Вспомним биографию писателя.
Любовь в его личной жизни что значила?
Слова в эпиграфе к уроку принадлежат ему.
2) А что такое любовь, по вашему мнению? (Толковый словарь: Любовь – это… )
к Родине, к матери, к женщине.
Это чувство воспел А. С Пушкин «Я вас любил…»
Каково её место в жизни человека? (Одних вдохновляет на подвиги, творчество, других
заставляет страдать)
3) Так о чём мы сегодня будем говорить?
Сформулируйте тему урока (Запись в тетрадях)
Любовь и счастье в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»
4) Вы уже обратили внимание на то, что главные герои романа «проходят испытание»
любовью. Все они влюблены, и у каждого своё мнение о любви
В романе 4 сложившиеся пары, при этом не трудно заметить, что в жизни у каждого
из них присутствует ( или присутствовала) ещё одна женщина.
Николай Петрович Павел Петрович
Мария Фенечка Княгиня Р. Фенечка
Аркадий Базаров
Одинцова Катя Одинцова Фенечка
И так, цель урока: Сопоставим разные истории любви и сделаем вывод о том, какое
место в жизни героев занимает любовь.
Герои романа, как ни увлечены идейными спорами, постоянно говорят о любви.
Эта тема им интересна и важна.
Каковы же убеждения героев?
II . Прочитайте найденные дома цитаты, объясняющие отношение героев
к любви и к её месту в жизни человека.
1 группа: Аркадий, Базаров, Павел Петрович, Николай Петрович
2 группа: Одинцова, Фенечка, Катя, Княгиня Р.
Зачитываем цитатные характеристик героев.
Итак, к какому выводу мы пришли? (Самостоятельная работа в тетрадях: составить
схему, состоящую из ключевых слов)
Что значит любовь для каждого героя?
Николая Петровича
Для
Павла Петровича
Аркадия
Евгения Базарова
Для
Одинцовой
и не решается познать.
Фенечки
любовь – это служение «благодетелю» Николаю Петровичу.
любопытство, чувство, которого она боится и так
мечта, сон, воспоминания молодости.
загадка, страсть, страдания.
взаимопонимание, уважение.
пустяки, романтизм. семья и равенство в браке.
Кати
Княгиня Р.
Работа с иллюстрациями портретами героев.
Совпадает ли ваше представление с тем, каким изобразил художник героя?
прихоть невидимых сил, убежище от страха смерти.
Вы видите, что декларация о любви и истинное значение её в жизни героя не всегда
совпадают, давайте, сравним их и ответим на вопрос:
III.
Как характеризуют истории любви и выбор женщин
каждого из героев – мужчин?
Герои
(реализация)
Истории любви и
характеристики
возлюбленных
(индивидуальные домашние
задания)
Николай
Петрович
Павел
Петрович
Аркадий
Базаров
Как характеризуют истории любви и
выбор женщин каждого из героев –
мужчин (выводы делают все учащиеся)
Добрый и скромный Николай
Петрович дважды выбирает один и
тот же тип женщин.
Это небогатые, юные, преданные,
крепкие девушки.
Для него главное в жизни – семья…
Две женщины, которые поразили
Павла Петровича, слишком не
похожи.
Объединяет их отношение к нему;
невозможность семьи, ответного
чувства.
Аркадий похож на отца. Любит
музыку, природу, поэзию.
Его увлечение Одинцовой понятно:
она прекрасна и значительна.
Но с Катей у него много общего.
Для него семейная жизнь – главная
ценность жизни.
Не признаёт брак.
Любовь для него – неожиданность,
потрясение, страсть.
Постепенно он осознаёт, что
«спасовал» перед женщиной.
Он отрицал любовь, а сам
«рассиропился».
Убеждения его пошатнулись на
практике, не выдержав испытания
жизни.
IV.
Каким же видят своё будущее герои романа и соответствует ли это
их реальной судьбе?
Ученики заполняют таблицу, пишут ключевые слова.
1. На слайде таблица, учащиеся в тетрадях работают. 2. Затем, ктото выходит к доске и пишет ключевые слова. Обсуждаем, сверяем.
Герои
Николай Петрович
Павел Петрович
Аркадий
Базаров
Мечты о будущем
Семья
Семья брата, одиночество
Заниматься хозяйством
Работа великие дела
Реальное будущее
Семья
Жизнь за границей,
одиночество
Сделался хозяином
Умер, заразившись от
больного тифом
V . Так чью же судьбу мы можем назвать счастливой?
Что такое счастье, по мысли автора?
(Счастье, как написал в сочинении герой одного фильма, это когда тебя понимают).
Обдумывают, обсуждают в группе. Затем высказывают разные мнения.
1 группа
1. Счастлив ли Евгений Базаров? Если нет, то почему несчастлив Базаров?
2. Тест «Базаров и Одинцова» индивидуальное задание (за компьютером, тест, 5
вопросов, электронный вариант).
2 группа
3. Что такое любовь и счастье, по вашему мнению? (На примерах художественных
произведений: Островский «Гроза», Пушкин «Евгений Онегин», Лермонтов «Герой
нашего времени»).
4. В чём заключается главная особенность Тургенева, по мнению Д. Мережковского –
автора биографического очерка (1909 г.) – индивидуальное задание (за
компьютером работает с очерком Тургенева). В Интернете найдена данная статья.
Анализ последнего абзаца романа – описание сельского кладбища
Почему Тургенев заканчивает роман описанием сельского кладбища?
Можно ли согласиться с тем, что роман Тургенева о любви?
Работа с иллюстрациями:
краски
фигуры
Иллюстрация скрытая картина
родители на тоскливые торжественный описания страданий
могиле ноты пафос одиноких стариков
Базарова
А как в тексте?
Находим цитаты в тексте
Зачитываем примеры «вид печальный»,
«деревянные кресты
поникли и гниют»,
«каменные плиты…
сдвинуты»,
«дватри ощипанных
деревца»,
«скучную тень»,
«овцы бредят по
могилам…».
из текста
Синтаксические
средства:
однородные
придаточные, короткие,
чёткие бессоюзные
предложения;
Лексические средства
«не касается человек»,
«не животные», «но одни
птицы садятся» у могилы
Базарова.
Она подробна, эпична и
завершается
риторическими
вопросами:
«Неужели их молитвы,
их слёзы бесплодны?
Неужели любовь, святая,
преданная любовь не
всесильна?
Выводы:
Писатель в последних строках приоткрывает перед нами тайну своего романа.
Какую? (Дети высказывают своё мнение)
Он как бы говорит нам: мгновенна жизнь человека, смешны его «идейные битвы», но
вечна жизнь, и вечна любовь, благодаря которой «держится и движется жизнь».
(Добавляет учитель).
И в этом смысле роман Тургенева – о любви. Которая сильнее смерти, ибо она вечна.
Так в чём же главная особенность таланта Тургенева?
Ученик, который работал со статьёй Мережковского, читает тезисы, класс выбирает
ключевые высказывания и записывает в тетрадях.
Объяснить читателям, в чём же состоят главные ценности человека: не в спорах, но
в любви, согласии и взаимопонимании.
Дифференцированное домашнее задание.
Составить 15 вопросов, связанных с жизнью и творчеством И. С. Тургенева.
Кроссворд по роману «Отцы и дети» (не менее 20 слов).
Творческое:
Перечитайте главу XIII, выявив особенности речи Ситникова и Кукшиной.
Напишите отсутствующий эпизод «Диалог Ситникова и Кукшиной о Базарове».
Используя речевую характеристику Базарова, напишите отрывок из дневника
Базарова, охватывающий любой период из его жизни.
Презентация по литературе на тему "Любовь и счастье в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети" (10класс,литература)
Презентация по литературе на тему "Любовь и счастье в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети" (10класс,литература)
Презентация по литературе на тему "Любовь и счастье в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети" (10класс,литература)
Презентация по литературе на тему "Любовь и счастье в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети" (10класс,литература)
Презентация по литературе на тему "Любовь и счастье в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети" (10класс,литература)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.