Презентация по литературе на тему "Любовь и счастье в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети" (10класс,литература)
Оценка 4.6

Презентация по литературе на тему "Любовь и счастье в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети" (10класс,литература)

Оценка 4.6
Презентации учебные
doc
русская литература
10 кл
12.02.2017
Презентация по литературе на тему "Любовь и счастье в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети" (10класс,литература)
Урок-исследование Черепанова С. С..doc
10 «Б» класс Урок – исследование Учитель: Черепанова Светлана Семёновна Тема: Любовь и счастье в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» Цель: Сопоставить разные истории любви и сделать выводы о том, какое место в жизни  героев занимает любовь Эпиграф: Любовь… сильнее смерти и страха смерти.                    Только ею, только любовью держится и движется жизнь. И. С. Тургенев. Словарь: любовь                   счастье Оборудование: текст романа;                             иллюстрации к роману;                             презентация по теме (схемы, таблицы)                             тесты по теме урока (электронный вариант) Методические приёмы: беседа, анализ текста, составление таблиц, обсуждение  характеристик героев, составление опорных схем, анализ эпизода. I.           Расположить данные жизненные ценности по степени убывания: свобода; богатство; любимая работа; любовь; дети; семья; уважаемые люди; власть; здоровье; слава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ­ Каждый человек имеет свои жизненные ценности. 1) Как вы думаете, какая жизненная ценность стояла бы на первом месте у Тургенева? Очевидно, Тургенев поставил бы на I место любовь. Вспомним биографию писателя.  Любовь в его личной жизни что значила? ­ Слова в эпиграфе к уроку принадлежат ему. 2) А что  такое любовь, по вашему  мнению?  (Толковый словарь: Любовь – это… ) к Родине, к матери, к женщине. Это чувство воспел А. С Пушкин «Я вас любил…» Каково её место в жизни человека? (Одних вдохновляет на подвиги, творчество, других  заставляет страдать) 3) Так о чём мы сегодня будем говорить? Сформулируйте тему урока (Запись в тетрадях) Любовь и счастье в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» 4) Вы уже  обратили внимание на то, что главные герои романа «проходят испытание»  любовью.  Все они влюблены, и у каждого своё мнение о любви  В романе 4 сложившиеся пары, при этом не трудно заметить, что в жизни у каждого  из них присутствует  ( или присутствовала) ещё одна женщина. Николай Петрович                                                               Павел Петрович Мария                Фенечка                                                   Княгиня Р.           Фенечка               Аркадий                                                                              Базаров Одинцова                   Катя                                                  Одинцова                  Фенечка И так, цель урока: Сопоставим разные истории любви и сделаем вывод о том, какое  место в жизни героев занимает любовь. ­ Герои романа, как ни увлечены идейными спорами, постоянно говорят о любви. ­ Эта тема им интересна и важна. ­  Каковы же убеждения героев? II   . Прочитайте найденные дома цитаты, объясняющие отношение героев к любви и к её месту в жизни человека. 1 группа:  Аркадий, Базаров, Павел Петрович, Николай Петрович 2 группа:  Одинцова, Фенечка, Катя, Княгиня Р. Зачитываем цитатные характеристик героев. ­ Итак, к какому выводу мы пришли? (Самостоятельная работа в тетрадях: составить  схему, состоящую из ключевых слов) ­ Что значит любовь для каждого героя?     Николая Петровича    Для                           Павла Петровича                         Аркадия                          Евгения Базарова  Для                         Одинцовой                         и не решается познать.     Фенечки         любовь – это служение «благодетелю» Николаю Петровичу.   любопытство, чувство, которого она боится и так    мечта, сон, воспоминания молодости.   загадка, страсть, страдания.       взаимопонимание, уважение.         пустяки, романтизм. семья и равенство в браке.                       Кати                        Княгиня Р.  Работа с иллюстрациями портретами героев.  ­ Совпадает ли ваше представление с тем, каким изобразил художник героя?    прихоть невидимых сил, убежище  от страха смерти.  Вы видите, что декларация о любви и истинное значение её в жизни героя не всегда  совпадают,  давайте, сравним их и ответим на вопрос: III. Как характеризуют истории любви и выбор женщин каждого из героев – мужчин? Герои (реализация) Истории любви и характеристики возлюбленных (индивидуальные домашние задания) Николай  Петрович Павел  Петрович Аркадий Базаров Как характеризуют истории любви и выбор женщин каждого из героев – мужчин (выводы делают все учащиеся)  Добрый и скромный Николай  Петрович дважды выбирает один и  тот же тип женщин.  Это  небогатые, юные, преданные,  крепкие девушки.  Для него главное в жизни – семья…  Две женщины, которые поразили  Павла Петровича, слишком не  похожи.  Объединяет их отношение к нему;  невозможность семьи, ответного  чувства.  Аркадий похож на отца. Любит  музыку, природу, поэзию.  Его увлечение Одинцовой понятно:  она прекрасна и значительна.  Но с Катей у него много общего.  Для него семейная жизнь – главная  ценность жизни.  Не признаёт брак.  Любовь для него – неожиданность,  потрясение, страсть.  Постепенно он осознаёт, что  «спасовал» перед женщиной.  Он отрицал любовь, а сам  «рассиропился».  Убеждения его пошатнулись на  практике, не выдержав испытания  жизни. IV. Каким же видят своё будущее герои романа и соответствует ли это их реальной судьбе? Ученики заполняют таблицу, пишут ключевые слова. 1. На слайде таблица, учащиеся в тетрадях работают. 2. Затем, кто­то выходит к доске и пишет ключевые слова. Обсуждаем, сверяем. Герои Николай Петрович Павел Петрович Аркадий Базаров Мечты о будущем Семья Семья брата, одиночество Заниматься хозяйством Работа великие дела Реальное будущее Семья Жизнь за границей,  одиночество Сделался хозяином Умер, заразившись от  больного тифом V   . Так чью же судьбу мы можем назвать счастливой? ­ Что такое счастье, по мысли автора? (Счастье, как написал в сочинении герой одного фильма, это когда тебя понимают). Обдумывают, обсуждают в группе. Затем высказывают разные мнения. 1 группа 1. Счастлив ли Евгений Базаров? Если нет, то почему несчастлив Базаров? 2. Тест «Базаров и Одинцова» ­ индивидуальное задание (за компьютером, тест, 5  вопросов, электронный вариант). 2 группа 3. Что такое  любовь и счастье, по вашему мнению? (На примерах художественных  произведений: Островский «Гроза», Пушкин «Евгений Онегин», Лермонтов «Герой  нашего времени»). 4. В чём заключается главная особенность Тургенева, по мнению Д. Мережковского –  автора биографического очерка (1909 г.) – индивидуальное задание (за  компьютером работает с очерком Тургенева). В Интернете найдена данная статья. Анализ последнего абзаца романа – описание сельского кладбища ­ Почему Тургенев заканчивает роман описанием сельского кладбища? ­ Можно ли согласиться с тем, что роман Тургенева о любви? Работа с иллюстрациями:  краски  фигуры Иллюстрация                                                                                                   скрытая картина родители на                      тоскливые               торжественный                 описания страданий    могиле                                    ноты                            пафос                          одиноких стариков Базарова ­ А как в тексте?  Находим цитаты в тексте Зачитываем примеры «вид печальный», «деревянные кресты  поникли и гниют»,  «каменные плиты…  сдвинуты»,  «два­три ощипанных  деревца»,  «скучную тень»,  «овцы бредят по  могилам…». из текста  Синтаксические  средства: ­ однородные ­придаточные, короткие, ­ чёткие бессоюзные  предложения;  Лексические средства «не касается человек», «не животные», «но одни  птицы садятся» у могилы  Базарова.         Она подробна, эпична и       завершается        риторическими        вопросами:        «Неужели их молитвы,         их слёзы бесплодны?        Неужели любовь, святая,       преданная любовь не        всесильна? Выводы:  Писатель в последних строках приоткрывает перед нами  тайну своего романа.       Какую?  (Дети высказывают своё мнение)  Он как бы говорит нам: мгновенна жизнь человека, смешны его «идейные битвы», но  вечна жизнь, и вечна любовь, благодаря которой «держится и движется жизнь».  (Добавляет учитель).  И в этом смысле роман Тургенева – о любви. Которая сильнее смерти, ибо она вечна. Так в чём же главная особенность таланта Тургенева? Ученик, который работал со статьёй Мережковского, читает тезисы, класс выбирает  ключевые высказывания и записывает в тетрадях.   Объяснить читателям, в чём же состоят главные ценности человека: не в спорах, но  в любви, согласии и взаимопонимании. Дифференцированное домашнее задание.  Составить 15 вопросов, связанных с жизнью и творчеством И. С. Тургенева.  Кроссворд по роману «Отцы и дети» (не менее 20 слов). Творческое:  Перечитайте главу XIII, выявив особенности речи Ситникова и Кукшиной.       Напишите отсутствующий эпизод «Диалог Ситникова и Кукшиной о Базарове».  Используя речевую характеристику Базарова, напишите отрывок из дневника  Базарова, охватывающий любой период из его жизни.

Презентация по литературе на тему "Любовь и счастье в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети" (10класс,литература)

Презентация по литературе на тему "Любовь и счастье в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети" (10класс,литература)

Презентация по литературе на тему "Любовь и счастье в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети" (10класс,литература)

Презентация по литературе на тему "Любовь и счастье в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети" (10класс,литература)

Презентация по литературе на тему "Любовь и счастье в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети" (10класс,литература)

Презентация по литературе на тему "Любовь и счастье в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети" (10класс,литература)

Презентация по литературе на тему "Любовь и счастье в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети" (10класс,литература)

Презентация по литературе на тему "Любовь и счастье в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети" (10класс,литература)

Презентация по литературе на тему "Любовь и счастье в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети" (10класс,литература)

Презентация по литературе на тему "Любовь и счастье в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети" (10класс,литература)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.02.2017