Презентация по литературе на тему "Ранняя лирика А.Ахматовой". (11 класс, литература)

  • Лекции
  • Презентации учебные
  • Работа в классе
  • pptx
  • 11.11.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Анна Андреевна Ахматова (Горенко) прожила долгую поэтическую жизнь и в поздние годы не любила, когда предпочтение отдавалось её ранней лирике. Это был необыкновенно талантливый, красивый, величественный, цельный и скромный человек.Славу Ахматовой принесли уже первые сборники стихов. Лирика молодой Ахматовой получила признание на «башне» Вячеслава Иванова.Цели урока: дать представление о личности поэта; о мотивах и настроениях ранней лирики.
Иконка файла материала Ранняя лирика А. Ахматовой.pptx
Ранняя лирика Анны  Ахматовой (1889— 1966)
Цели урока: дать  представление о личности  поэта; о мотивах и  настроениях ранней лирики.
годы  не  любила,  Анна  Андреевна  Ахматова  (Горенко)  прожила  долгую  поэтическую  жизнь  и  в  поздние  когда  предпочтение отдавалось её ранней лирике.   талантливый,  Это  красивый,  величественный,  цельный  и  скромный человек. был  необыкновенно
Славу Ахматовой принесли уже  первые сборники стихов. Лирика  молодой Ахматовой получила  признание на «башне» Вячеслава  Иванова.
В  предисловии  к  первому  лирическому  сборнику  «Вечер»  (1912)  Кузмин  писал  о  её  способности  «понимать  и  любить  вещи...  с  переживаемыми  минутами»,  причём  «вещи»  высвечены  с  точностью  и  «предсмертного»  обостренностью  видения. в  их  непонятной  связи
Таково, например, стихотворение из первой  (киевской) тетради 1909 года: Молюсь оконному лучу  —  Он бледен, тонок,  прям. Сегодня я с утра  молчу, А сердце пополам. На рукомойнике моём Но так играет луч на нём, Что весело глядеть. Такой невинный и простой В вечерней тишине, Но в этой храмине пустой Он словно праздник  золотой И утешенье мне.
Стихотворения из сборника «Вечер».  «Песня последней встречи», 1911 Так беспомощно грудь холодела, Но шаги мои были легки. Я на правую руку надела Перчатку с левой руки. Растерянность, душевное опустошение, переживание  разлуки передано этой невольной неправильностью.
Б. М. Эйхенбаум увидел в ранних стихах  Ахматовой «нечто похожее на большой  роман».  У  неё  есть  герои  Она  и  Он,  их  психологические  портреты,  история  отношений,  сюжеты  чувств.  И  неизменно  —  неразделённость  чувства,  разлука,  «невстреча».  В  лирике  Ахматовой  целый  мир  женской  души, страстной, нежной и гордой. Содержание жизни  героини — любовь, все её оттенки — от предчувствия  любви до «страсти, раскалённой добела».
её  знаток  женской  души,  Анна  Ахматова  —  признанный  мастер  любовной  увлечений,  лирики,  страстей,  переживаний.  Первые  её  стихи  о  любви  имели  некоторый  налет  мелодраматизма,  но  скоро  в  её произведениях зазвучал психологический подтекст,  приоткрывающий  душевное  состояние  лирической  героини  через  описание  ее  внешнего  поведения,  через  выразительные,  четкие  детали  («Вечерние  часы  перед столом...», «Я научилась просто, мудро жить...»).
Вершина любовной лирики Ахматовой — в  её  стихах,  посвящённых  Борису  Анрепу  («Широк  и  жёлт  вечерний  свет...»,  «Эта  встреча никем не воспета...», «Это просто,  это  ясно...»,  «Сказка  о  чёрном  кольце»).  В  них  она  следует  прежде  всего  пушкинской  традиции.  Глубокое,  сильное,  но  безответное  чувство  раскрывает  духовную  высоту  и  благородство лирической героини.
Второй сборник «Четки» (1914) укрепил  успех ахматовской поэзии.   Здесь  «роман»  развивается,  часто  переплетаясь  с  урбанистической  темой.  Героем  лирики  Ахматовой  становится  Петербург,  «город,  горькой  любовью  любимый».  Для  акмеистов  северная  столица  не  только  тема,  образ,  но  и  стилеобразующее  начало:  строгость Петербурга, его «классичность» требовали  и соответствующей поэтики.
Углубляется  отчуждённости: мотив  непонимания,    Он говорил о лете и о том, Что быть поэтом женщине — нелепость. Как я запомнила высокий царский дом И Петропавловскую крепость!                            («В последний раз мы  встретились тогда...», 1914)
В  стихотворении,  посвящённом  Александру  Блоку,  —  рассказ о встрече с ним в петербургской квартире:   Но запомнится беседа, Дымный полдень, воскресенье В доме сером и высоком У морских ворот Невы.   Образы  героя  и  города  неразрывно  слиты,  затянуты  почтительного  восторженного  и  бережной  воспоминания. дымкой
Стихотворения из сборника «Белая стая»  Война 1914 года отозвалась прямо или  косвенно во многих стихотворениях  Ахматовой (мотивы мужа­воина,  битвы, разлуки). Уже в «Четках», а  особенно в третьем сборнике, «Белая  стая» (1917) меняется манера поэтессы.
«Голос отречения крепнет всё более и более в стихах  Ахматовой»,  —  писал  О.  Э.  Мандельштам:  мотивы  отрешённости,  смирения,  отказа  от  мира,  высокая,  торжественно­замедленная  речь,  классичность,  всё  чаще  имя Господне: голос  мой,  но  воля  не  Слаб  слабеет, Мне даже легче стало без любви. Высоко небо, горный ветер веет, И непорочны помыслы мои.                                                     1912
Подготавливается  переход  к  поздней  лирике,  включённой  в  широкий  исторический  контекст,  заметнее  становятся  философские  размышления.  Определяется тема поэта и поэзии, её назначения.  В  стихотворении  «Уединение»  (1914)  появляется  образ героини, близкой «Пророку» Лермонтова:   Так много камней брошено в меня,  Что ни один из них уже не страшен...
Лирическая  героиня  не  жалуется,  не  ропщет,  а  спокойно  и  мужественно  принимает  возложенную  на  неё  миссию.  Божественный дар позволяет видеть мир с высоты: и зарю, и  последний  луч  солнца,  и  ветры  северных  морей.  Возникает  образ Музы, созданный с помощью синекдохи:   А не дописанную мной страницу —  Божественно спокойна и легка, Допишет Музы смуглая рука. Синекдоха — частный случай метонимии, когда часть обозначает целое.
В  стихотворении  1915  года  тема  предназначения  поэта углубляется, восходит к пушкинской традиции: Нам свежесть слов и чувства простоту  Терять не то ль, что живописцу — зренье  Или актеру — голос и движенье,  А женщине прекрасной — красоту?   Но не пытайся для себя хранить Тебе дарованное небесами: Осуждены — и это знаем сами —  Мы расточать, а не копить.   Иди один и исцеляй слепых, Чтобы узнать в тяжёлый час сомненья Учеников злорадное глумленье И равнодушие толпы.
мысли,  Именно  с  пушкинской  традицией  связана  свойственная  Ахматовой  масштабность  гармоническая  поэтической  точность  стиха,  многообразие  лирических  всеобщее  тем,  значение  душевного  движения,  соотнести  чувство  истории  с  чувством современности. неповторимого  возможность  выявить
Домашнее задание: 1.  Прочитать  статью  учебника  о  футуризме (стр. 26). 2.  Выучить  стихотворение  Игоря  Северянина (на выбор).
Тест по ранней лирике А. А. Ахматовой    1. Назовите настоящую фамилию и место  рождения А. А. Ахматовой. 2. К какому поэтическому направлению начала ХХ  века относится творчество А. Ахматовой? а) футуризм                            в) акмеизм б) символизм                          г) модернизм
3.  Покажите  свое  понимание  значения  детали  в  лирике А. Ахматовой на примере анализа следующих  строк:   Я на правую руку надела  Перчатку с левой руки...   В этом сером, будничном платье  На стоптанных каблуках...
4.  Какие  особенности  стихотворений А. Ахматовой позволяют называть их  «новеллами» или «маленькими повестями»? композиционные  5.  Объясните  значение  термина  «полифонизм»  применительно  к  поэзии  А.  Ахматовой.  В  каком  произведении А. Ахматовой полифонизм становится  основным структурным элементом?
Ответы:    Горенко;  Большой  1  —  Фонтан (недалеко от Одессы). 2 — в