Презентация по литературе на тему: "Жизнь и творчество А.Блока" (11 класс)
Оценка 5

Презентация по литературе на тему: "Жизнь и творчество А.Блока" (11 класс)

Оценка 5
Работа в классе
pptx
русская литература
11 кл
13.02.2018
Презентация по литературе на тему: "Жизнь и творчество А.Блока" (11 класс)
Презентация по литературе на тему: "Жизнь и творчество А.Блока" является наглядным материалом для изучения темы в 11 классе. В работе отражены основные этапы биографии и творчества русского поэта начала XX века, представлены фотографии и приведены образцы анализа лирических произведений поэта серебряного века.
Блок А..pptx

Презентация по литературе на тему: "Жизнь и творчество А.Блока" (11 класс)

Презентация по литературе на тему: "Жизнь и творчество А.Блока" (11 класс)
Александр Блок: биография Русский поэт, драматург, критик,  переводчик.  Родился Александр Александрович  Блок 16 (28) ноября 1880 года.

Презентация по литературе на тему: "Жизнь и творчество А.Блока" (11 класс)

Презентация по литературе на тему: "Жизнь и творчество А.Блока" (11 класс)

Презентация по литературе на тему: "Жизнь и творчество А.Блока" (11 класс)

Презентация по литературе на тему: "Жизнь и творчество А.Блока" (11 класс)
В январе 1879 вышла замуж за юриста Александра Львовича Блока и на восьмом месяце беременности ушла от него из-за постоянных побоев и деспотизма

Презентация по литературе на тему: "Жизнь и творчество А.Блока" (11 класс)

Презентация по литературе на тему: "Жизнь и творчество А.Блока" (11 класс)
Александра Андреевна Блок (1860-1923) 1889 год

Презентация по литературе на тему: "Жизнь и творчество А.Блока" (11 класс)

Презентация по литературе на тему: "Жизнь и творчество А.Блока" (11 класс)
Ввиду трагичности семейной жизни, взаимная душевная близость матери и сына была сильна до последних дней его жизни

Презентация по литературе на тему: "Жизнь и творчество А.Блока" (11 класс)

Презентация по литературе на тему: "Жизнь и творчество А.Блока" (11 класс)

Презентация по литературе на тему: "Жизнь и творчество А.Блока" (11 класс)

Презентация по литературе на тему: "Жизнь и творчество А.Блока" (11 класс)

Презентация по литературе на тему: "Жизнь и творчество А.Блока" (11 класс)

Презентация по литературе на тему: "Жизнь и творчество А.Блока" (11 класс)

Презентация по литературе на тему: "Жизнь и творчество А.Блока" (11 класс)

Презентация по литературе на тему: "Жизнь и творчество А.Блока" (11 класс)
Александр Львович Блок (1852 – 1909) юрист, профессор права Варшавского университета

Презентация по литературе на тему: "Жизнь и творчество А.Блока" (11 класс)

Презентация по литературе на тему: "Жизнь и творчество А.Блока" (11 класс)
Детские годы Малыш был неспокойным и капризным, порой его не могли укачать по нескольку часов. Засыпал он только на руках у деда, который ходил с внуком на руках и одновременно готовился к лекциям в университете. Ходить и говорить Сашенька начал поздно, но каждое лето, проведённое в деревне Шахматово, прибавляло ему здоровья. К трём годам мальчик был таким хорошеньким, что прохожие не могли пройти мимо, не оглянувшись на ребёнка.

Презентация по литературе на тему: "Жизнь и творчество А.Блока" (11 класс)

Презентация по литературе на тему: "Жизнь и творчество А.Блока" (11 класс)
Будущий поэт унаследовал в своём характере ровно пополам черты и отца, и матери. По линии Блоков Александру достался ум, глубина чувств и сильнейший темперамент. Но наряду с этими чертами в нём присутствовали и бекетовские стороны, Александр Блок был очень щедрый, добрый и по-детски доверчивый.

Презентация по литературе на тему: "Жизнь и творчество А.Блока" (11 класс)

Презентация по литературе на тему: "Жизнь и творчество А.Блока" (11 класс)
Детские годы Мальчик рос резвым и интересным, но очень своевольным, отговорить или приучить к чему-нибудь его было практически невозможно, матери часто приходилось наказывать Сашу. До трёх лет ему никак не могли подобрать подходящую няню. Но потом появилась няня Соня, у которой с ребёнком сложились особенные отношения. Маленький Блок её обожал, больше всего ему нравилось, когда няня читала ему вслух сказки Пушкина. Очень любил играть, при этом ему абсолютно не нужны были товарищи, он увлекался игрой сам настолько, что мог целый день бегать по комнатам, изображая людей, коней, кондукторов. Помимо игр и няниных сказок у него было ещё одно сильное увлечение – корабли, их он рисовал в разных видах и развешивал по всему дому, эта страсть осталась с ним на всю жизнь. На четвёртом году жизни мальчик впервые побывал за границей с мамой и няней, в Триесте и Флоренции, где много купался в море и загорал. Оттуда вернулись в его любимую деревню Шахматово. Будучи ещё ребёнком, Блок изучил здесь все окрестности, позднее он отобразит это место в своей поэме «Возмездие». Он знал, где водятся грибы, цветут ландыши и незабудки, где можно насобирать целое лукошко лесной земляники.

Презентация по литературе на тему: "Жизнь и творчество А.Блока" (11 класс)

Презентация по литературе на тему: "Жизнь и творчество А.Блока" (11 класс)
Детские годы Маленький Саша безумно любил животных, дворовые псы, ёжики, даже насекомые и дождевые черви вызывали у него восхищение. В пятилетнем возрасте он посвятил свои первые стихи серому зайке и домашнему коту. Родной отец Александр Львович на праздники приезжал в Россию, бывал у сына, но особой симпатии у мальчика не вызывал. Старший Блок больше был озабочен тем, чтобы вернуть жену, но она настойчиво просила развод. Пока он сам не надумал вторично жениться в Варшаве, в разводе отказывал. И уже в 1889 году, когда Александру Блоку было девять лет, мама второй раз вышла замуж за поручика гренадерского полка Кублицкого-Пиоттуха. Она взяла фамилию мужа, сын остался Блок. Они переехали на набережную Большой Невки, там была новая квартира в полковых казармах, где прожили 15 лет. Отчим особой любви к пасынку не питал, но и не обижал. Мальчик подружился с соседскими детьми, вместе они катались на коньках, когда Невка покрывалась толстым льдом. Дома он занимался рисованием и выпиливанием, особенно ему нравилось переплетать книги.

Презентация по литературе на тему: "Жизнь и творчество А.Блока" (11 класс)

Презентация по литературе на тему: "Жизнь и творчество А.Блока" (11 класс)

Презентация по литературе на тему: "Жизнь и творчество А.Блока" (11 класс)

Презентация по литературе на тему: "Жизнь и творчество А.Блока" (11 класс)
Гимназия В 1889 году Саша поступил на обучение во Введенскую гимназию. Учёбу нельзя было назвать ровной, арифметика давалась хуже всего, очень любил древние языки. Гимназистом он был необщительным, лишних разговоров не любил, часто уединившись, писал стихи. Уже в десятилетнем возрасте он написал два номера журнала «Корабль». А на последних курсах гимназии стал вместе с двоюродными братьями выпускать рукописный журнал «Вестник». Дедушка изредка помогал внукам иллюстрировать журнал. В этом издании были поэзия и проза юного Блока, ребусы и загадки, переводы с французского и даже маленькая пьеска «Поездка в Италию». В одном из номеров была опубликована сказка, где действующими лицами стали жуки и муравьи. В основном Блок писал юмористические стихи, но было у него и очень трогательное стихотворение, посвящённое маме.

Презентация по литературе на тему: "Жизнь и творчество А.Блока" (11 класс)

Презентация по литературе на тему: "Жизнь и творчество А.Блока" (11 класс)
Бывшая Введенская гимназия 1910 год Наши дни Самым знаменитым учеником Введенской гимназии был Александр Блок, учившийся в ней с 1891 по 1898 годы (в учебе он особо не блистал и числился "средним" учеником)

Презентация по литературе на тему: "Жизнь и творчество А.Блока" (11 класс)

Презентация по литературе на тему: "Жизнь и творчество А.Блока" (11 класс)
Гимназические годы Слишком сильно чтением в гимназические годы Блок не увлекался, но любимые поэты и писатели у него были: Жуковский и Пушкин; Жюль Верн и Диккенс; Купер и Майн Рид. На старших курсах Блок увлёкся театром, декламировал Шекспира, записался в театральный кружок, и даже было у него несколько ролей в спектаклях. В 1897 году Александр с матерью и тётушкой поехал в Германию, где мама проходила курс лечения. Здесь случилась его первая любовь. Ксения Михайлова Садовская была светской, красивой и изнеженной дамой 37 лет, матерью семейства. Юноша наповал был сражён её бездонными синими глазами, страсть захватила его и подарила поэтическое вдохновение. Красавица первой начала завлекать неопытного парня. Он каждое утро покупал и дарил ей розы, они катались наедине в лодке, и, конечно же, Блок посвятил ей свои самые трогательные стихи, которые только мог написать молодой влюблённый поэт. Он подписывал их «загадочной К. М. С.»

Презентация по литературе на тему: "Жизнь и творчество А.Блока" (11 класс)

Презентация по литературе на тему: "Жизнь и творчество А.Блока" (11 класс)

Презентация по литературе на тему: "Жизнь и творчество А.Блока" (11 класс)

Презентация по литературе на тему: "Жизнь и творчество А.Блока" (11 класс)
К. М. С. Луна проснулась. Город шумный Гремит вдали и льет огни, Здесь все так тихо, там безумно, Там все звенит,- а мы одни... Но если б пламень этой встречи Был пламень вечный и святой, Не так лились бы наши речи, Не так звучал бы голос твой!.. Ужель живут еще страданья, И счастье может унести? В час равнодушного свиданья Мы вспомним грустное прости... 14 декабря 1898

Презентация по литературе на тему: "Жизнь и творчество А.Блока" (11 класс)

Презентация по литературе на тему: "Жизнь и творчество А.Блока" (11 класс)
Университет (1898-1906) Вернувшись в Россию, в 1898 году Александр окончил гимназию. Сразу же он стал студентом юридического факультета в Петербургском университете. После трёх лет учёбы он перевёлся на историко-филологический факультет, выбрав славяно-русское отделение. В 1906 году поэт окончил учёбу в университете.

Презентация по литературе на тему: "Жизнь и творчество А.Блока" (11 класс)

Презентация по литературе на тему: "Жизнь и творчество А.Блока" (11 класс)
Семейная жизнь В 1903 году Александр женился на дочери Менделеева ─ Любови. Познакомились они давно, ещё во время летних каникул в деревне, где усадьба Менделеевых располагалась по соседству с Бекетовской. Ему тогда было 14 лет, а Любе – 13, вместе они гуляли и играли. Вторая их встреча произошла, когда Блок только окончил гимназию, в этот раз молодые люди произвели друг на друга уже совсем иное впечатление.

Презентация по литературе на тему: "Жизнь и творчество А.Блока" (11 класс)

Презентация по литературе на тему: "Жизнь и творчество А.Блока" (11 класс)
Во время учёбы в университете Блок часто бывал дома у Менделеевых, в это время и появились его стихи, которые потом вошли в сборник «Стихи о Прекрасной Даме», посвятил он их будущей жене Любови.

Презентация по литературе на тему: "Жизнь и творчество А.Блока" (11 класс)

Презентация по литературе на тему: "Жизнь и творчество А.Блока" (11 класс)
В год женитьбы состоялось ещё одно знаковое событие в жизни поэта, его стихи начали печатать в журнале «Новый Путь» и в альманахе «Северные Цветы». Творчество Блока быстро оценили и в Петербурге, и в Москве. После свадьбы молодые Блоки жили в доме его отчима, съездили на некоторое время в Москву, а летом уехали в Шахматово. Здесь они собственноручно стали обустраивать своё семейное гнёздышко. Александр очень уважал физический труд, он даже писал в своих стихах о том, как любит любую работу – «что печку сложить, что стихи написать». Блоки обустроили шикарный сад, соорудили в нём дерновый диван, часто принимали у себя гостей. Они были такой красивой солнечной парой среди полевых цветов, что их даже называли Царевна и Царевич. В конце жизни поэт скажет, что в его жизни было две любви – Люба и все остальные.

Презентация по литературе на тему: "Жизнь и творчество А.Блока" (11 класс)

Презентация по литературе на тему: "Жизнь и творчество А.Блока" (11 класс)

Презентация по литературе на тему: "Жизнь и творчество А.Блока" (11 класс)

Презентация по литературе на тему: "Жизнь и творчество А.Блока" (11 класс)
Писать стихи начал с пяти лет, однако осознанное следование поэтическому призванию Творчество начинается с 1900-1901 гг.

Презентация по литературе на тему: "Жизнь и творчество А.Блока" (11 класс)

Презентация по литературе на тему: "Жизнь и творчество А.Блока" (11 класс)
индивидуальности Литературно-философские традиции, повлиявшие на становление творческой ­ Лирика и философия Вл.С. Соловьева, ­ философия Платона, ­ поэзия А. Фета.  - знакомство в 1902 году с З. Гиппиус и Д. Мережковским, оказавшими на него огромное воздействие; - в этот же период начинается его сближение с кругом символистов. - Творческий дебют Блока – стихотворный цикл «Из посвящений» (ж. «Новый путь», 1903, № 3)

Презентация по литературе на тему: "Жизнь и творчество А.Блока" (11 класс)

Презентация по литературе на тему: "Жизнь и творчество А.Блока" (11 класс)
1904 год  В издательстве «Гриф» вышла первая книга А. Блока «Стихи о Прекрасной Даме» (на титульном листе - 1905), где традиционная романтическая тема любви- служения получила новое содержательное наполнение, привнесенное в неё идеями Вл.С. Соловьева о слиянии с Вечно- Женственным и Божественном Всеединстве, о преодолении отчуждения личности от мирового целого через любовное чувство.

Презентация по литературе на тему: "Жизнь и творчество А.Блока" (11 класс)

Презентация по литературе на тему: "Жизнь и творчество А.Блока" (11 класс)
Большое впечатление на Блока произвели революционные события 1905-1907 гг. в лирике этого времени ведущей становится тема роковой стихии; резко меняется образ центральной героини: Прекрасную Даму сменяют демонические Незнакомка, Снежная Маска, «цыганка- раскольница» Фаина.  С 1905 года регулярно бывает на литературных собраниях Вяч.И. Иванова, 1906 – на «субботах» в театре В.Ф. Комиссаржевской, В.Э. Мейерхольд ставит его первую пьесу «Балаганчик» (1906). Актриса этого театра Н.Н. Волохова становится предметом его бурного увлечения, ей посвящены книга стихов «Снежная Маска» (1907), цикл стихов «Фаина», её черты определяют облик «стихийных» героинь в драмах этого периода («Незнакомка», «Король на площади», обе 1906; «Песня Судьбы», 1909). Выходят сборники стихов «Нечаянная радость» (1907), «Земля в снегу» (1908), пьес «Лирические драмы» (1908). Блок выступает с докладами в Санкт-Петербургском религиозно- философском обществе («Россия и интеллигенция», 1908; «Стихия и культура», 1909). Ключевые темы творчества А. Блока этого периода – народ и интеллигенция, кризис индивидуализма, место художника в современном мире. Полемика вокруг статей Блока, всё большее осознание самим Блоком, что прямое обращение к широкой демократической аудитории не состоялось, приводит его в 1909 году к разочарованию в публицистической деятельности.

Презентация по литературе на тему: "Жизнь и творчество А.Блока" (11 класс)

Презентация по литературе на тему: "Жизнь и творчество А.Блока" (11 класс)
Пересмотр ценностей происходит во время путешествия в Индию весной и летом 1909 года: на фоне политической реакции в России и самодовольного европейского мещанства единственной спасительной ценностью для Блока становится высокое классическое искусство, увлеченность которым отразилась не только в цикле «Итальянские стихи» (1909) и в неоконченной книге прозаических очерков «Молнии искусства» (1909-1920), но и в докладе «О современном состоянии русского символизма» (1910). Получение наследства после смерти отца в конце 1909 года освободило Блока от забот о литературном заработке и сделало возможным сосредоточение на немногих крупных художественных замыслах.  С 1910 года он начинает работать над большой эпической поэмой «Возмездие» (не завершена) – историей распада семейных связей, утраты дома, отчуждения сына от отца, осмысленных как расплата- возмездие за духовное падение и измену идеалам.  В 1912-1913 гг. Блок пишет пьесу «Роза и Крест».

Презентация по литературе на тему: "Жизнь и творчество А.Блока" (11 класс)

Презентация по литературе на тему: "Жизнь и творчество А.Блока" (11 класс)
После выхода сборника «Ночные часы» (1911) А. Блок переработал свои 5 поэтических книг в трехтомное собрание стихотворений (т. 1-3, 1911-1912). С этого времени поэзия Блока существует в сознании читателей как единая «лирическая трилогия», «роман в стихах», создающий «миф о пути». При жизни поэта трехтомник был переиздан в 1916 и 1918- 1921 годах. В 1921 году А. Блок начал подготовку новой редакции, однако успел завершить только первый том. Каждое последующее издание включало в себя все значительное, что создавалось между редакциями: цикл «Кармен» (1914), посвященный певице Л.А. Андреевой- Дельмас, поэму «Соловьиный сад» (1915), стихи из сборников «Ямбы» (1919), «Седое утро» (1920).

Презентация по литературе на тему: "Жизнь и творчество А.Блока" (11 класс)

Презентация по литературе на тему: "Жизнь и творчество А.Блока" (11 класс)
С осени 1914 года Блок работал над изданием «Стихотворений Аполлона Григорьева» (1916) в качестве составителя, автора вступительной статьи и комментатора.  В 1916 году был призван в армию, служил табельщиком 13-й инженерно- строительной дружины Земского и городского союзов под Пинском. После Февральской революции 1917года возвратился в Петроград, входил в состав Чрезвычайной следственной комиссии по расследованию преступлений царского правительства в качестве редактора стенографических отчетов. После Октябрьской революции 1917 года недвусмысленно заявил о своей позиции, ответив на анкету «Может ли интеллигенция работать с большевиками» - «Может и обязана». Позиция Блока вызвала резкую отповедь со стороны З. Гиппиус, Д. Мережковского, Вяч. Иванова, А. Ахматовой и мн. др.  В январе 1918 Блок напечатал в левоэсеровской газете «Знамя труда» цикл статей «Россия и интеллигенция», а в феврале – поэму «Двенадцать» и стихотворение «Скифы».

Презентация по литературе на тему: "Жизнь и творчество А.Блока" (11 класс)

Презентация по литературе на тему: "Жизнь и творчество А.Блока" (11 класс)
После 1918 г. Блок писал шуточные стихи «на случай», готовил последнюю редакцию «лирической трилогии», однако новых оригинальных стихов не создавал вплоть до 1921 года. С 1918 наступил новый подъем в прозаическом творчестве Блока. Цикл «Россия и интеллигенция» вышел отдельной книгой (1918, 1919). Выступал с культурфилософскими докладами в Вольной философской ассоциации («Крушение гуманизма», 1919; «Владимир Соловьев и наши дни», 1920), Школе журнализма («Катилина», 1918), писал лирические фрагменты («Ни сны, ни явь», «Исповедь язычника»), фельетоны («Русские денди», «Сограждане», «Ответ на вопрос о красной печати»). После революции А. Блок был вынужден искать не только литературный заработок, но и государственную службу.  В сентябре 1917 стал членом Театрально-литературной комиссии, с марта 1918 служил в Репертуарной секции Театрального отдела Наркомпроса, в апреле 1919 перешел в дирекцию Большого драматического театра. Одновременно член редколлегии издательства «Всемирная литература» под руководством М. Горького, с 1920 представитель Петроградского отделения Союза поэтов. В его статьях и дневниковых записях появляется образ культуры. Ушедшей в катакомбы. Мысли А. Блока о неуничтожимости истинной культуры и о «тайной свободе» художника, противостоящей попыткам «новой черни» на неё посягнуть, были высказаны в статье «О назначении поэта» и стихотворении «Пушкинскому Дому» (февраль 1921), ставших его художественным и человеческим завещанием.

Презентация по литературе на тему: "Жизнь и творчество А.Блока" (11 класс)

Презентация по литературе на тему: "Жизнь и творчество А.Блока" (11 класс)
Творчество В 1904 году издательство «Гриф» выпустило первую книгу Блока «Стихи о Прекрасной Даме» 1906─1908 годы ознаменовались особенным успехом и писательским ростом Блока. Он через себя пропустил все события революции 1905 года, сам принимал участие в демонстрациях, что отразилось в целом ряде его произведений. Одна за другой выходят его книги: «Нечаянная радость»; «Снежная маска»; «Земля в снегу»; «Лирические драмы». В 1909 году поэт путешествовал по Германии и Италии, результатом этой поездки стал сборник «Итальянские стихи». В 1912 году им была написана драма «Роза и Крест», которую по достоинству оценили В. Немирович-Данченко и К. Станиславский, однако пьеса эта так и не была поставлена.

Презентация по литературе на тему: "Жизнь и творчество А.Блока" (11 класс)

Презентация по литературе на тему: "Жизнь и творчество А.Блока" (11 класс)
В 1916 году Блок служил в действующей армии, он был распределён в Белоруссию в инженерные части Всероссийского Земского Союза. Во время службы он узнал о свершившейся революции, которую сначала воспринял со смешанными чувствами, но эмигрировать из страны не стал. На этот период приходятся такие его знаменитые сборники стихов, как «Ночные часы», «Стихи о России», «За гранью прошлых дней», «Седое утро».

Презентация по литературе на тему: "Жизнь и творчество А.Блока" (11 класс)

Презентация по литературе на тему: "Жизнь и творчество А.Блока" (11 класс)
С 1918 года Александр был принят на службу в Чрезвычайную следственную комиссию, которая расследовала противозаконные действия должностных лиц. Здесь он трудился редактором. Революционные события повлекли за собой глубокий творческий кризис и депрессию у поэта. После произведений «Двенадцать» и «Скифы» он перестал писать стихи, по его словам, «все звуки прекратились».

Презентация по литературе на тему: "Жизнь и творчество А.Блока" (11 класс)

Презентация по литературе на тему: "Жизнь и творчество А.Блока" (11 класс)
Болезнь и смерть С 1918 по 1920 годы Блок очень много работал на разных должностях в комитетах и комиссиях. Он ужасно уставал, как говорил сам поэт, «меня выпили», здоровье резко пошло на спад. Обострилось сразу несколько болезней: сердечно- сосудистая недостаточность, астма, цинга, невроз. Вдобавок ко всему в семье было тяжёлое материальное положение. В середине лета 1921 года у поэта начались проблемы с рассудком: он то впадал в беспамятство, то вновь возвращался к жизни. Всё это время за ним ухаживала его жена Люба. Доктора подозревали у него отёк мозга. 7 августа 1921 года поэт Александр Блок умер в присутствии жены и матери. Его похоронили на Смоленском кладбище, а в1944 году прах его перезахоронили на Волковском кладбище Санкт-Петербурга.

Презентация по литературе на тему: "Жизнь и творчество А.Блока" (11 класс)

Презентация по литературе на тему: "Жизнь и творчество А.Блока" (11 класс)
В Шахматово открыт музей-заповедник Александра Блока, где установлен памятник поэту и его Прекрасной Даме Мы любим тех, кто нас не любит, А губим тех, кто любит нас.    (Блок)

Презентация по литературе на тему: "Жизнь и творчество А.Блока" (11 класс)

Презентация по литературе на тему: "Жизнь и творчество А.Блока" (11 класс)
Тема страшного мира в лирике Блока. Мир стихий в лирике Блока А. Блок мучительно ощущал отсутствие гармонии в «страшном мире», его катастрофическую хаотичность. Не чувствовал он гармонии и в своей душе, а гармония была желанна, необходима, без неё было не возможно жить. Ее принесла поэту Любовь. Любовь была призвана «заклясть хаос» не только в душе поэта, но и в окружающем его мире. Блок обожествлял Любовь, потому что она открывала ему сверхличный, высокий смысл жизни. Нам стихи Блока о любви дороги чистотой и тонкостью поэтического чувства. Многие из них он посвятил своей жене Любови Дмитриевне. Их семейная жизнь была трудной и не ладилась отчасти потому, что Блок настойчиво приподнимал Любовь Дмитриевну над жизнью и обожествлял ее, тогда как она, по выражению А. Горелова, была «человек трезвой психики и вполне земных страстей», «склонна была рассматривать непонятную ей духовную деятельность поэта лишь как нервическую лихорадку его неуравновешенной натуры». А. Блок воспринимал собственную жизнь только как часть «вселенской мистерии». И «вне понимания этой особенности Блока (...) нет путей к миру его поэзии.

Презентация по литературе на тему: "Жизнь и творчество А.Блока" (11 класс)

Презентация по литературе на тему: "Жизнь и творчество А.Блока" (11 класс)
«Стихи о Прекрасной Даме», «Распутья» «Вхожу я в темные храмы...» Какова эмоциональная атмосфера стихотворения? Какими средствами она создается? Каковы предметный ряд стихотворения, его цветовая гамма? Каким предстает лирический герой стихотворения? Прорисован, ли внешний облик Прекрасной Дамы? Какими средствами создается ее образ? Какие важнейшие мотивы участвуют в его создании?

Презентация по литературе на тему: "Жизнь и творчество А.Блока" (11 класс)

Презентация по литературе на тему: "Жизнь и творчество А.Блока" (11 класс)
«Вхожу я в темные храмы...»

Презентация по литературе на тему: "Жизнь и творчество А.Блока" (11 класс)

Презентация по литературе на тему: "Жизнь и творчество А.Блока" (11 класс)
«Вхожу я в темные храмы...» Таинственная, волшебная, загадочная атмосфера стихотворения создается с помощью контрастной цветовой гаммы («темные» – «красные»). Эту атмосферу подчеркивает и психологическое состояние лирического героя, переданное выразительными глаголами жду, дрожу. Герой почти неподвижен, но это неподвижность напряженного ожидания, ожидания Прекрасной Дамы. Героиня стихотворения лишена внешних черт, ее облик возникает лишь в воображении героя, («Только образ, лишь сон о ней», «Мне не слышны ни вздохи, ни речи»). Но сама обстановка храма, глубокие цвета, величественные имена, которыми наделяет поэт возлюбленную, яркие, благозвучные эпитеты и эмоциональное состояние героя – все это создает образ возвышенный, божественный, неземной. Героиня прекрасна в своей невоплощенности, поэтому столь значимы в стихотворении мотивы, создающие ощущение непроясненности, невидимости, – мотивы тени и сна.

Презентация по литературе на тему: "Жизнь и творчество А.Блока" (11 класс)

Презентация по литературе на тему: "Жизнь и творчество А.Блока" (11 класс)
«Предчувствую Тебя. Года проходят мимо...».

Презентация по литературе на тему: "Жизнь и творчество А.Блока" (11 класс)

Презентация по литературе на тему: "Жизнь и творчество А.Блока" (11 класс)
«Предчувствую Тебя. Года проходят мимо...» Мотив ожидания, становящегося все более напряженным по мере приближения встречи («Предчувствую тебя...»), соединяется с мотивом страха («Но страшно мне...»), что придает лирическому сюжету особый драматизм, который подчеркивается образом- символом «весь горизонт в огне», эпитетами нестерпимо, горестно, низко, контрастирующими со словами ясен, лучезарность. Страстно жаждущий вочеловечения идеала, лирический герой боится разочароваться, обмануться, ибо, обретя земное воплощение, Прекрасная Дама может оказаться несхожей с его представлениями о ней, утратит свою «идеальность», свою божественность (употребление местоимения Ты с заглавной буквы подчеркивает, что она для героя – божество). Так, рядом с желанием встречи возникают глубокие сомнения в ее осуществимости, в достижимости воссоединения земного и небесного.

Презентация по литературе на тему: "Жизнь и творчество А.Блока" (11 класс)

Презентация по литературе на тему: "Жизнь и творчество А.Блока" (11 класс)
«Мне страшно с Тобой встречаться...». Какой поэтический прием создает ощущение острого драматизма стихотворения? Какой мотив, только намечавшийся в рассмотренных ранее стихах, становится здесь основным? Какие образы (звуковые и цветовые) создают атмосферу стихотворения? Как они соотносятся с образным строем рассмотренных ранее стихов? Как вы понимаете финальные строки стихотворения? Какие образы в стихотворении усложняют повторяющийся лирический сюжет?

Презентация по литературе на тему: "Жизнь и творчество А.Блока" (11 класс)

Презентация по литературе на тему: "Жизнь и творчество А.Блока" (11 класс)
«Мне страшно с Тобой встречаться...»

Презентация по литературе на тему: "Жизнь и творчество А.Блока" (11 класс)

Презентация по литературе на тему: "Жизнь и творчество А.Блока" (11 класс)
«Мне страшно с Тобой встречаться...» Стихотворение начинается с резкой антитезы: «Мне страшно с Тобой встречаться // Страшней Тебя не встречать», – и с первой же строчки в нем начинает главенствовать мотив страха. Образный строй этого стихотворения, одного из завершающих цикл, контрастно противопоставлен образному строю стихотворений «Вхожу я в темные храмы», «Я отрок, зажигаю свечи». Изменяются цвет («хмурое небо»), звук (звуки похорон), и хотя сохраняется предметный ряд, связанный с образом храма, он получает дополнительную психологическую окраску: вместо «сияния красных лампад» – «хмурое небо низко накрыло и самый храм». Строка «Ты здесь. Ты близко» выражает уверенность героя в существовании идеала, но в финальной строке («Тебя здесь нет. Ты – там») звучит отчаяние, ощущение невозможности земного воплощения Вечной Женственности. Краткие фразы и возникающие между ними паузы передают предельное волнение лирического героя. Лирический сюжет осложняется появлением «теней» («По улицам ходят тени»). В других стихотворениях цикла взгляд героя был устремлен в неземное пространство, к высшей реальности. Здесь впервые возникают еще неясные очертания реальности земной, которая мешает желанной встрече. Взор поэта все настойчивее обращается к окружающему миру; как следствие, нарастают сомнения в возможности скорого вочеловечения романтического идеала. Герой оказывается перед выбором: остаться в мире идеальных иллюзий или окунуться в мир земных стихий. С этим моментом выбора связан завершающий 1-й том цикл с выразительным названием «Распутья».

Презентация по литературе на тему: "Жизнь и творчество А.Блока" (11 класс)

Презентация по литературе на тему: "Жизнь и творчество А.Блока" (11 класс)
«Фабрика» На что направлен взгляд поэта в этом стихотворении? Найдите в тексте предметные детали. Какова цветовая гамма стихотворения? Какие ассоциации вызывает эпитет «жолты»? В чем своеобразие его написания? Какие образы в стихотворении связаны с миром зла? Можно ли дать логическое истолкование этим образам? Как названы в стихотворении фабричные рабочие? Почему Блок не использует в тексте слово «рабочие»? Можно ли назвать это стихотворение реалистическим?

Презентация по литературе на тему: "Жизнь и творчество А.Блока" (11 класс)

Презентация по литературе на тему: "Жизнь и творчество А.Блока" (11 класс)
«Фабрика»

Презентация по литературе на тему: "Жизнь и творчество А.Блока" (11 класс)

Презентация по литературе на тему: "Жизнь и творчество А.Блока" (11 класс)
«Фабрика» Если в «Стихах о Прекрасной Даме» взгляд поэта был устремлен ввысь, к церковному своду, к небу, то в этом стихотворении он смотрит вокруг себя («В соседнем доме...») и даже как будто сверху вниз, вглядываясь в черты земной реальности («Я слышу все с моей вершины»). Это определило изменение предметного ряда (болты, ворота, кули) и цветовой гаммы («жолты», «черный кто-то»). Эпитет «жолтый», обрамляющий стихотворение, привносит в создаваемую картину ассоциации болезненности, нездоровой лихорадочности (именно в таком значении этот цвет нередко встречался в произведениях русской классики, особенно значима символика «желтого» у Достоевского), а благодаря необычному написанию эпитет приобретает значение символа некой зловещей силы. С миром зла связан и другой символический образ – «недвижный кто-то, черный кто-то». Этот символ не стоит трактовать буквально. Конечно, можно представить себе страшное здание фабрики, «проглатывающее» приходящих рабочих, но эта картина не исчерпает всего содержания образа. Скорее, это символ некоего мирового, мистического зла. Называя жертв этого зла людьми, народом, нищими, Блок не использует слово рабочие. Вообще, обращаясь в конце первого тома к социальной действительности, поэт не дает ее явлениям социальных, реалистических мотивировок. Стихотворение «Фабрика» можно рассматривать как символическое изображение столкновения страдающего, обманутого человека с силой зла, воцарившейся в мире. Цикл «Распутья» знаменует поворот Блока от идеального мира Прекрасной Дамы к миру земных стихий.

Презентация по литературе на тему: "Жизнь и творчество А.Блока" (11 класс)

Презентация по литературе на тему: "Жизнь и творчество А.Блока" (11 класс)
«Незнакомка»

Презентация по литературе на тему: "Жизнь и творчество А.Блока" (11 класс)

Презентация по литературе на тему: "Жизнь и творчество А.Блока" (11 класс)
Из цикла «Страшный мир». «Ночь, улица, фонарь, аптека…» В чём своеобразие композиции стихотворения? Какое представление поэта о жизни она символизирует? Как конструкция предложений, обрамляющих стихотворение, передает состояние окружающего мира? Можно ли считать детали городского пейзажа образами- символами? Какую роль играет симметричность построения произведения? Как выражено в стихотворении новое блоковское понимание сущности жизни и смерти?

Презентация по литературе на тему: "Жизнь и творчество А.Блока" (11 класс)

Презентация по литературе на тему: "Жизнь и творчество А.Блока" (11 класс)
Из цикла «Страшный мир». «Ночь, улица, фонарь, аптека…»

Презентация по литературе на тему: "Жизнь и творчество А.Блока" (11 класс)

Презентация по литературе на тему: "Жизнь и творчество А.Блока" (11 класс)
Из цикла «Страшный мир». «Ночь, улица, фонарь, аптека…» Стихотворение имеет инверсированную кольцевую композицию, что создает ощущение замкнутости, повторяемости, бесперспективности всякого движения, приводящего в конечном итоге к возвращению в исходную точку. Номинативные предложения, обрамляющие стихотворение, состоят из существительных, лишенных определений и логически не связанных между собой, что еще больше подчеркивает неподвижность, мертвенность, бескрасочность окружающего мира, утрату органической связи между его частями. Причем все образы, перечисленные в стихотворении, приобретают характер символов. Ночь здесь лишена таинственности, это мрак, хаос, пустота, в которую уходит городская улица. Аптека (деталь почти прозаическая) становится в данном контексте символом перехода из жизни в смерть. И даже фонарь не разрушает этой бесконечной тьмы, излучая «бессмысленный и тусклый свет». Конструкция стихотворения отличается удивительной симметричностью: первая строфа зеркально отражается во второй, как городской пейзаж в «ледяной ряби канала». Кажется, что человек, вглядываясь в лицо этого мертвого, страшного мира, убеждается в бессмысленности жизни («Живи еще хоть четверть века...») и обращает свой взор к каналу в поисках спасительного гибельного выхода, но и в нем видит лишь отражение все той же беспредельной скуки и приходит к парадоксальной идее бессмысленности смерти («Умрешь – начнешь опять сначала...»).

Презентация по литературе на тему: "Жизнь и творчество А.Блока" (11 класс)

Презентация по литературе на тему: "Жизнь и творчество А.Блока" (11 класс)
Россия в лирике Блока. «На железной дороге» В чем своеобразие композиции стихотворения? Как изображена, погибшая девушка? Как конструкция предложений раскрывает авторское отношение к ней? В каких образах предстает мир, окружающий героиню? С какой целью использована метонимия? Какие эпитеты раскрывают отношение мира к героине? Как система контрастов выражает парадоксальность устройства мира? Как чувствует себя в этом мире живая душа? Почему к слову «тоска» Блок подбирает эпитеты «дорожная, железная»? С какой целью в стихотворении дважды повторено слово «скользнул»? Почему юность героини названа «бесполезной»? Какие литературные ассоциации вызывает у вас сюжет и образный строй стихотворения? Найдите переклички образов и мотивов этого стихотворения с «Тройкой» Н. А. Некрасова. В чем отличие композиции стихотворений? Какой смысл приобретает слово «больно» в последней строке?

Презентация по литературе на тему: "Жизнь и творчество А.Блока" (11 класс)

Презентация по литературе на тему: "Жизнь и творчество А.Блока" (11 класс)
Россия в лирике Блока. «На железной дороге»

Презентация по литературе на тему: "Жизнь и творчество А.Блока" (11 класс)

Презентация по литературе на тему: "Жизнь и творчество А.Блока" (11 класс)
Россия в лирике Блока. «На железной дороге» В центре внимания поэта – судьба погибшей девушки. Однако о том, что она мертва, сообщается лишь в обрамляющих стихотворение строфах, центральная часть произведения посвящена ее жизни. Многочисленные портретные детали подчеркивают красоту и одухотворенность героини («красивая и молодая», «нежный румянец, круче локон»). Даже о погибшей говорится – «как живая». Автор рассказывает о своей героине, используя определенно-личные предложения, не называя ее имени, не употребляя местоимения она. Отсутствие подлежащего сокращает дистанцию между поэтом и его героиней, создает ощущение, что она предельно близка и дорога ему. Иначе изображен окружающий героиню мир: это мир без людей, мир без лиц. Бездушие мира подчеркнуто метонимией «Вагоны шли привычной линией... Молчали желтые и синие» и пропуском подлежащего, который в этом случае играет совершенно иную роль («В зеленых плакали и пели. Вставали сонные за стеклами...»).
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2018