Целевая аудитория: обучающиеся 10 классов.
УМК, авторы образовательной программы: любой.
Цели ресурса: предоставить учителю и обучающимся возможность познакомиться с личностью писателя; продолжить формирование интереса к изучению творчества Ф.М. Достоевского.
Данный методический ресурс может быть использован на уроках литературы, посвященных изучению романа Ф. Достоевского "Преступление и наказание".
Краткое описание, методические рекомендации по использованию:
Мультимедийный ресурс включает в себя сведения о контрастном изображении Петербурга. Данный ресурс можно использовать в качестве заочной экскурсии.
Методический ресурс включает в себя 7 слайдов по данной тематике.
ПРОЕКТ ПО
ЛИТЕРАТУРЕ
«ПЕТЕРБУРГ
ДОСТОЕВСКОГО»
(урок-экскурсия)
10 класс
Романы Достоевского
представляют собой самое
страшное обвинение,
брошенное в лицо
буржуазному обществу:
истинный убийца, губитель
человеческих душ – это ты!
Петербург
Петербург
Ф.М.Достоевского в
Ф.М.Достоевского в
романе
романе
«Преступление и
«Преступление и
наказание». .
наказание»
Петербург Петербург Ф.М.Достоевского в Ф.М.Достоевского в романе романе «Преступление и «Преступление и наказание»наказание». .
Цели:
помочь учащимся представить себе картины
капиталистического города, воспроизведенные
Достоевским, понять их значение в романе,
проникнуться эмоциями писателя и его героев;
показать, как изображает писатель жизнь
города;
промыслить причины конфликта романа –
конфликты между Раскольниковым и миром, им
отрицаемым.
Задачи:
показать, как Достоевский изображает
Петербург;
научить выделять и систематизировать
информацию из прочитанного.
ПЕТЕРБУРГ
Пейзаж
и
Сцены уличной
жизни
Интерьер
Особняки, дворцы и
трущобы, глухие дворы,
доходные дома,
грязные улицы,
серый свет.
Самоубийство на мосту,
пьяная девочка,
нищие, пьяные,
изможденные лица
Комнатыкаморки,
беспорядок, ободранный
диван, низкие потолки,
желтые обои.
Пейзажи
Городской пейзаж
–
в романе
пейзаж
психологический.
«великолепная
картина
Петербурга»;
«отвратительный и
грустный колорит
городского дня»;
вечерний
Петербург;
вид из окна
комнаты
Раскольникова;
Пейзажи
Уличные сцены
«От встреч с этими
людьми у
Раскольникова остается
ощущение чегото
грязного, жалкого,
безобразного»
сцена на Николаевском
мосту, удар бича и
подаяние;
шарманщик и толпа
женщин у распивочно
увесилительного
заведения;
сцена на Вознесенском
мосту;
смерть Катерины
Ивановны.
Уличные сцены
Интерьеры
Покидая
шумные, грязные
улицы, писатель
ведет нас в дома,
где живут его герои.
каморка
Раскольникова;
комната –
«проходной угол»
Мармеладовых;
комната – «сарай»
Сони.
Интерьеры
Вывод:
Пейзажные картины Петербурга,
сцены уличной жизни, интерьеры
«углов» создает общее впечатление
города, который враждебен
человеку, теснит, давит его, создает
атмосферу безысходности, толкает
на скандалы и преступления.
Вывод:
Литература
1. И.А.Фогельсон. Литература учит.- М.:
Просвещение, 1990г.
2. С.В.Белов. Роман Ф.М.Достоевского
«Преступление и наказание»:
Комментарий. –М., 1985г.
3. Ю.И.Селезнев. Достоевский. -М.,
1981г.
4. Жизнь и творчество
Ф.М.Достоевского: материалы для
выставки в школе и детской
библиотеки. – М.: Детская
литература,1981г.
Литература