«Внутренний судья» вел его по этому трудному, но единственно возможному для настоящего человека пути, на котором он обрел, наконец, «согласие с самим собою», нашел «идеал добра
и истины» в
общественном
служении, ответил
на мучившие его
вопросы.
Выход в свет после возвращения из-за границы
«Анна Павловна приветствовала его поклоном, относящимся к людям самой низшей иерархии в её салоне. … в лице Анны Павловны изобразилось беспокойство и страх… но этот страх мог относиться только к тому умному и вместе робкому, наблюдательному и естественному взгляду, отличавшему его от всех в этой гостиной. И, отделавшись от молодого человека, не умеющего жить, она возвратилась к своим занятиям хозяйки дома…»
Наследство
«Пьеру так естественно
казалось, что все его любят, так
казалось бы неестественно,
ежели бы кто-нибудь не полюбил
его, что он не мог не верить в
искренность людей, окружавших
его. .. Он чувствовал себя
центром какого-то важного общего движения; чувствовал, что от него что-то постоянно ожидается; что, не сделай он того, он огорчит многих и лишит их ожидаемого, а сделай то-то и то-то, всё будет хорошо, - и он делал то, что требовали от него, но это что-то хорошее всё оставалось впереди».
«Пьер был неуклюж. Толстый, выше обыкновенного роста, широкий, с огромными красными руками, он, как говорится, не умел войти в салон и еще менее умел из него выйти, то есть перед выходом сказать что-нибудь особенно приятное. Кроме того, он был рассеян. Вставая, он вместо своей шляпы захватил трехугольную шляпу с генеральским плюмажем и держал её, дергая султан, до тех пор, пока генерал не попросил возвратить ее. Но вся его рассеянность и неуменье войти в салон и говорить в нём выкупались выражением добродушия, простоты и скромности…»
В кругу аристократической молодёжи. Дружба с Андреем Болконским.
«Ты мне дорог, особенно потому, что ты один живой человек среди всего нашего света. Тебе хорошо. Выбери, что хочешь; это всё равно. Ты везде будешь хорош, но одно: перестань ты ездить к этим Курагиным, вести эту жизнь. Так это не идет тебе: все эти кутежи, и гусарство, и всё...»
Пьер и Элен Курагина
«… он в одно и то же время думал о её ничтожестве и мечтал о том, как она будет его женой, как она может полюбить его, как она может быть совсем другою, и как всё то, что он об ней думал и слышал, может быть неправдою».
«…он решил, что женитьба на Элен была бы несчастием и что ему нужно избегать её и уехать… каждый день он больше и больше в глазах людей связывается с нею, что он не может никак возвратиться к своему прежнему взгляду на неё, что он не может и оторваться от неё, что это будет ужасно, но что он должен будет связать с нею свою судьбу».
«Так уж все кончено! — думал он. — И как это всё сделалось? Так быстро! Теперь я знаю, что не для неё одной, не для себя одного, но и для всех это должно неизбежно свершиться. Они все так ждут этого, так уверены, что это будет, что я не могу, не могу обмануть их. Но как это будет? Не знаю; а будет, непременно будет!» — думал Пьер, взглядывая на эти плечи, блестевшие подле самых глаз его».
«Теперь уже поздно, все кончено; да и я люблю её», — подумал Пьер.
— Je vous aime! — сказал он, вспомнив то, что нужно было говорить в этих случаях; но слова эти прозвучали так бедно, что ему стало стыдно за себя».
Семейная жизнь
«Я спросил у неё однажды, не
чувствует ли она признаков
беременности. Она засмеялась
презрительно и сказала, что не
дура, чтобы желать иметь детей,
и что от меня детей у нее не будет».
Потом он вспомнил ясность и
грубость мыслей и вульгарность
выражений, свойственных ей,
несмотря на её воспитание в
высшем аристократическом кругу.
«Я не какая-нибудь дура... поди сам попробуй...» — говорила она. Часто, глядя на её успех в глазах старых и молодых мужчин и женщин, Пьер не мог понять, отчего он не любил её. «Да я никогда не любил ее, — говорил себе Пьер. — Я знал, что она развратная женщина, — повторял он сам себе, — но не смел признаться в этом».
Он, незаконный сын екатерининского вельможи, графа Безухова, десять лет (с 10- до 20-летнего возраста) жил и учился за границей, возвратился оттуда свободно мыслящим человеком, бонапартистом по убеждениям, очень далеким от реальностей русской действительности. Пьер тяготится своим двусмысленным положением незаконного сына, но посещает свет. Ему все интересно, он боится пропустить умные разговоры, сам стремится «все полнее высказать».
В то же время он неразборчив в знакомствах
(кутежи в компании Анатоля Курагина и Долохова), излишне доверчив, беспорядочно тратит свои силы.
Дуэль с Долоховым
Пьер схватился за голову и, повернувшись назад, пошёл в лес, шагая целиком по снегу и вслух приговаривая непонятные слова.
— Глупо... глупо! Смерть... ложь... — твердил он морщась.
Духовный кризис
«Зачем я себя связал с нею, зачем я ей сказал это: „Je vous aime“, которое было ложь, и ещё хуже, чем ложь…Я виноват и должен нести... Но что? Позор имени, несчастие жизни? Э, все вздор…и позор имени и честь — всё условно, всё независимо от меня».
Став законным графом Безуховым, обладателем огромного состояния, Пьер позволяет князю Василию обмануть себя и женить на бездушной красавице Элен.
Он ведет тягостный для себя образ жизни: стреляется на дуэли с Долоховым, сознавая всю ненужность этого, затем порывает с женой и, отдав ей большую часть своего состояния, не видя никакой цели в жизни, уезжает, чтобы быть подальше от Элен и той грязи, в которую его окунули.
Подавленный, разочарованный в людях, недовольный собой, Пьер мучительно размышляет о смысле жизни: «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить и что такое я?»
ВЫВОД::
Пьер и масонство. Преобразования в имениях
Он счастлив был выказываемой ему благодарностью, но стыдился, принимая её. Эта благодарность напоминала ему, насколько ещё больше он бы был в состоянии сделать для этих простых, добрых людей».
«Как легко, как мало усилия нужно, чтобы сделать так много добра, — думал Пьер, — и как мало мы об этом заботимся!»
Встреча с масоном Баздеевым кажется ему даром небес. Сближение с масонами открывает, как кажется Пьеру, широкое поле деятельности, направленной на благо людей. Вызвав в контору всех управляющих, он распоряжается облегчить участь своих крепостных, освободить от барщины женщин, имеющих маленьких детей, построить школы, больницы, приюты. Но, не имея жизненного опыта, непрактичный Пьер опять позволяет себя обмануть, и положение его крестьян еще более ухудшается.
Безухов становится во главе петербургского масонства. Он мечтает создать всемирную организацию, вовлечь в нее лучших людей, чтобы бороться с пороками, невежеством и произволом. Но масоны, увлекаясь мистикой, вовсе не стремились к активной общественной деятельности. Предложение Пьера было отвергнуто, а он постепенно начинает понимать, что снова ошибся: масоны вовсе не старались помочь ближнему, а вступали в ложи, чтобы приобрести связи с сильными и богатыми людьми, которых там было много.
Что же делать?
Безухов уверен, что всякая насильственная революция есть зло. Он приходит к мысли о самоусовершенствовании: если каждый человек станет лучше, жизнь общества изменится. Но Пьер понимает, что его мечта неосуществима. Он видит лицемерие членов масонских лож, понимает, что их интересуют только «мундиры и кресты», а вовсе не общественные преобразования. Жизнь графа снова заходит в тупик. Он недоволен собой, но ничего не может изменить.
Разочарование в масонстве
Все братья, члены лож, были Пьеру знакомые в жизни люди и ему трудно было видеть в них только братьев по каменщичеству, а не князя Б., не Ивана Васильевича Д., которых он знал в жизни большею частию как слабых и ничтожных людей. Из под масонских фартуков и знаков он видел на них мундиры и кресты, которых они добивались в жизни. Часто, собирая милостыню и сочтя 20–30 рублей, записанных на приход, и большею частию в долг с десяти членов, из которых половина были так же богаты, как и он, Пьер вспоминал масонскую клятву о том, что каждый брат обещает отдать всё свое имущество для ближнего; и в душе его поднимались сомнения, на которых он старался не останавливаться.
Из нравственного кризиса его выводят события 1812 года. Общий подъем, общий патриотизм захватил и Пьера.
Он сформировал полк, дал средства на его содержание, а сам отправился на Бородинское поле. То, что Пьер там увидел, потрясло его. Он остается в захваченной французами Москве, чтобы убить Наполеона как главного врага России.
В Москве проявилась в полной мере деятельная доброта Безухова, его самоотверженность. Он защитил женщину, заступился за помешанного, спас девочку.
После ареста Пьер испытал сильнейшее потрясение, когда на его глазах расстреляли пять русских, которых безосновательно обвинили в поджогах. Чудом избежав такой же участи, он попадает в барак, где содержат пленных.
И здесь русская жизнь дает Пьеру, быть может, самый главный урок: он сближается с простыми русскими людьми, крестьянами, начинает понимать и уважать их. Особенное влияние имел на него Платон Каратаев.
Этот человек, казалось, был равнодушен ко всем бедам и лишениям, он жертвовал собой, не задумываясь, хорошо это или плохо, был добр и ласков даже в нечеловеческих условиях плена. Для Пьера Каратаев навсегда остался «олицетворением всего русского, доброго и круглого».
«К первому разряду он причислял братьев, не принимающих деятельного участия ни в делах лож, ни в делах человеческих, но занятых исключительно таинствами науки ордена…
Ко второму разряду Пьер причислял себя и себе подобных братьев, ищущих, колеблющихся, не нашедших еще в масонстве прямого и понятного пути, но надеющихся найти его.
К третьему разряду он причислял братьев (их было самое большое число), не видящих в масонстве ничего, кроме внешней формы и обрядности и дорожащих строгим исполнением этой внешней формы, не заботясь о её содержании и значении…
К четвёртому разряду, наконец, причислялось тоже большое количество братьев, в особенности в последнее время вступивших в братство. Это были люди, по наблюдениям Пьера, ни во что не верующие, ничего не желающие, и поступавшие в масонство только для сближения с молодыми богатыми и сильными по связям и знатности братьями, которых весьма много было в ложе».
Богучарово. Разговор Андрея и Пьера на пароме.
«Ежели есть Бог и есть будущая жизнь, то есть истина, есть добродетель; и высшее счастье человека состоит в том, чтобы стремиться к достижению их. Надо жить, надо любить, надо верить, — говорил Пьер, — что живём не нынче только на этом клочке земли, а жили и будем жить вечно там, во всём (он указал на небо)».
— … считайте меня своим другом, и ежели вам нужна помощь, совет, просто нужно будет излить свою душу кому-нибудь — не теперь, а когда у вас ясно будет в душе, — вспомните обо мне. .. Я счастлив буду, ежели в состоянии буду...
— … Для меня все пропало, — сказала она со стыдом и самоунижением.
— Всё пропало? — повторил он. — Ежели бы я был не я, а красивейший, умнейший и лучший человек в мире и был бы свободен, я бы сию минуту на коленях просил руки и любви вашей.
Начало Отечественной войны и решение Пьера
«Когда Пьер увидал государя, он выходил, сопутствуемый двумя купцами….Оба они плакали. У худого стояли слезы, но толстый откупщик рыдал, как ребенок, и всё твердил:
— И жизнь и имущество возьми, ваше величество!
Пьер не чувствовал в эту минуту уже ничего, кроме желания показать, что всё ему нипочём и что он всем готов жертвовать….Безухов тут же объявил графу Растопчину, что он отдаёт тысячу человек и их содержание».
«Он испытывал теперь приятное чувство сознания того, что всё то, что составляет счастье людей, удобства жизни, богатство, даже самая жизнь, есть вздор, который приятно откинуть в сравнении с чем-то... С чем, Пьер не мог себе дать отчёта, да и не старался уяснить себе, для кого и для чего он находит особенную прелесть пожертвовать всем. Его не занимало то, для чего он хочет жертвовать, но самое жертвование составляло для него новое радостное чувство».
На Можайской дороге
"Кавалеристы идут на сраженье, и встречают раненых, и ни на минуту не задумываются над тем, что их ждет, а идут мимо и подмигивают раненым. А из этих всех двадцать тысяч обречены на смерть, а они удивляются на мою шляпу! Странно!" -- думал Пьер, направляясь дальше к Татариновой.
«Мысль народная»
«Въехав на гору …. Пьер увидал в первый раз мужиков-ополченцев с крестами на шапках и в белых рубашках, которые с громким говором и хохотом, оживленные и потные, что-то работали …Пьер опять вспомнил раненых солдат в Можайске, и ему понятно стало то, что хотел выразить солдат, говоривший о том, что всем народом навалиться хотят.
Бородинское сражение «Мысль народная»
«Солдаты … убедились, что этот человек в белой шляпе не только не делал ничего дурного, но или смирно сидел на откосе вала, или с робкой улыбкой, учтиво сторонясь перед солдатами, прохаживался по батарее под выстрелами … тогда понемногу чувство недоброжелательного недоуменья к нему стало переходить в ласковое и шутливое участие… Солдаты эти сейчас же мысленно приняли Пьера в свою семью, присвоили себе и дали ему прозвище. "Наш барин" прозвали его и про него ласково смеялись между собой».
Одно, чего желал теперь Пьер всеми силами своей души, было то, чтобы выйти поскорее из тех страшных впечатлений, в которых он жил этот день, вернуться к обычным условиям жизни и заснуть спокойно в комнате на своей постели. Только в обычных условиях жизни он чувствовал, что будет в состоянии понять самого себя и все то, что он видел и испытал. Но этих обычных условий жизни нигде не было.
В кругу солдат
"Слава богу, что этого нет больше, - подумал Пьер, опять закрываясь с головой. - О, как ужасен страх и как позорно я отдался ему! А они... они все время, до конца были тверды, спокойны...- подумал он. Они в понятии Пьера были солдаты - те, которые были на батарее, и те, которые кормили его, и те, которые молились на икону. Они - эти странные, неведомые ему доселе они, ясно и резко отделялись в его мысли от всех других людей.
"Солдатом быть, просто солдатом! - думал Пьер, засыпая. - Войти в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими».
Плен
«Пьер заглянул в яму и увидел, что фабричный лежал там коленами кверху, близко к голове, одно плечо выше другого. И это плечо судорожно, равномерно опускалось и поднималось. Но уже лопатины земли сыпались на все тело. Один из солдат сердито, злобно и болезненно крикнул на Пьера, чтобы он вернулся. Но Пьер не понял его и стоял у столба, и никто не отгонял его».
Возвратившись из плена, Пьер очень «попростел». Ему ненавистна стала праздная, паразитическая жизнь.
Оформилось мировоззрение Безухова. Пьер «теперь призывал всех честных людей по мере сил противодействовать злу», царящему в стране.
Его действенная доброта, «золотое сердце» требуют активного вмешательства в жизнь: «Ежели люди порочные связаны между собою и составляют силу, то людям честным надо сделать только то же самое. Вот ведь как просто».
Духовный кризис после расстрела пленных
«С той минуты, как Пьер увидал это страшное убийство, совершенное людьми, не хотевшими этого делать, в душе его как будто вдруг выдернута была та пружина, на которой все держалось и представлялось живым, и все завалилось в кучу бессмысленного сора. В нем, хотя он и не отдавал себе отчета, уничтожилась вера и в благоустройство мира, и в человеческую, и в свою душу, и в бога… Он чувствовал, что возвратиться к вере в жизнь - не в его власти».
Новая философия жизни
«Жизнь есть всё. Жизнь есть Бог. Всё перемещается
и движется, и это движение есть Бог. И пока есть
жизнь, есть наслаждение самосознания божества.
Любить жизнь, любить Бога. Труднее и блаженнее
всего любить эту жизнь в своих страданиях, в безвинности страданий».
«Каратаев!» — вспомнилось Пьеру.
«В середине Бог, и каждая капля стремится расшириться, чтобы в наибольших размерах отражать его. И растет, сливается, и сжимается, и уничтожается на поверхности, уходит в глубину и опять всплывает. Вот он, Каратаев, вот разлился и исчез».
Вывод.
Жизнь Пьера – путь прозрения и обретения высоких истин через испытание обманом, страданиями, лишениями, смертью.
Обретения Пьера – самоценность жизни в её радости и страдании, слияние с общенародной судьбой.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.