Презентация по литературному чтению Смерть Катерины «Победа или поражение?» в 9 классе. В презентация дана биография писателя, яркие и красочные иллюстрации, описание материала на слайдах, домашнее задание. Развитие беглого чтения, творчества, пересказа близкого к тексту. Материал удобен и полезен учителям, учащимся и родителям.Презентация по литературному чтению Смерть Катерины «Победа или поражение?» в 9 классе.
Смерть Катерины
«Победа или
поражение?»
как
считает
Н.
протеста
Действие драмы А. Н. Островского
«Гроза»
заканчивается
самоубийством главной героини —
Катерины. Но был ли ее поступок
проявлением
и
«страшным вызовом самодурной
силе»,
А.
Добролюбов? Или же он явился
проявлением слабости, так как
«воспитание и жизнь» не дали
Катерине «ни твердого характера,
ни развитого ума», и темная
женщина
разрубила
«затянувшиеся узлы самым глупым
образом, самоубийством», которое
к тому же явилось «совершенно
неожиданным для нее самой», как
утверждает Д. И. Писарев.
Чтобы ответить на вопрос: «Что
означает самоубийство Катерины
— ее победу или поражение?»,
необходимо
исследовать
обстоятельства ее жизни, изучить
мотивы ее поступков, обратить
особое внимание на сложность и
противоречивость натуры героини
и необыкновенное своеобразие ее
характера.
Катерина — натура поэтическая,
исполненная глубокого лиризма.
Она росла и воспитывалась в
мещанской семье, в религиозной
атмосфере, но впитала в себя все
самое лучшее, что мог дать
патриархальный уклад жизни. Она
обладает чувством собственного
достоинства,
чувством
прекрасного,
свойственно
переживание
красоты,
воспитанное у нее в детстве. Н. А.
Добролюбов видел величие образа
Катерины именно в цельности ее
характера, в способности везде и
всегда быть самой собой, ни в чем
и никогда не изменять самой себе.
ей
Придя в дом мужа, Катерина
столкнулась с совершенно иным
образом жизни, в том смысле, что
это была жизнь, в которой царит
насилие, самодурство, унижение
человеческого достоинства. Жизнь
Катерины круто переменилась, и
события приобрели трагический
характер, но этого могло и не
случится, если бы не деспотичный
характер ее свекрови — Марфы
Кабановой,
счита-ет
основой «педагогики» — страх. Ее
жизненная философия — пугать и
держать в повиновении страхом.
Она ревнует сына к Молодой жене
и считает, что тот недостаточно
строг с Катериной. Она боится, что
ее младшая дочь Варвара может
«заразиться»
дурным
примером, и как бы ее будущий
муж не упрекнул
которая
таким
Для Катерины лучше не жить совсем, чем мириться с
«жалким прозябанием», которое ей уготовано «в обмен
на ее живую душу». Н. А. Добролюбов писал, что
характер Катерины «исполнен веры в новые идеалы и
самоотвержен в том смысле, что ему лучше гибель,
нежели жизнь при тех началах, которые ему противны».
Жить в мире «затаенной, тихо вздыхающей скорби...
тюремного, гробового безмолвия...», где «нет простора и
свободы для живой мысли, для задушевного слова, для
благородного дела; тяжкий самодурный запрет наложен
на громкую, открытую, широкую деятельность» для нее
нет никакой возможности.
Если она не может наслаждаться
своим чувством, своей волей
законно, «при свете белого дня,
перед всем народом, если у нее
вырывают то, что ей так дорого,
она ничего тогда не хочет в жизни,
она и жизни не хочет...».
Катерина не захотела мириться с
убивающей
человеческое
достоинство действительностью,
не могла жить без нравственной
чистоты, любви и гармонии и
потому избавилась от страданий
единственным возможным в тех
обстоятельствах
способом.
«...Просто по-человечески, нам
отрадно
избавление
Катерины — хоть через смерть,
коли иначе нельзя... Отрадною,
свежею жизнью веет на нас
здоровая личность, находящая в
себе решимость покончить с этой
гнилой жизнью во что бы то ни
стало!..»
видеть
Трагический финал драмы —
самоубийство Катерины — не
поражение, а утверждение силы
свободного человека, — это
протест против кабановских
понятий о нравственности,
«провозглашенный под домашней
пыткой, и над бездной, в которую
бросилась бедная женщина», это
«страшный вызов самодурной
силе». И в этом смысле
самоубийство Катерины — ее
победа.
е !
и
н
а
м
и
о з а в н
б
а с и
п
С