Данная презентация составлена как мастер класс для выступления на районном методическом объединении учителей начальных классов и учителей психологов и логопедов для ознакомления участников объединения с понятием дисграфии, как нарушении процессов письма часто встречающихся у младших школьников и способов их коррекции.
Дисграфия.
Коррекция
дисграфии у
младших школьников
Подготовила Сычева И.А.,
Подготовила Сычева И.А.,
учитель логопед МБОУ
учитель логопед МБОУ
«Никифоровская СОШ №2»
«Никифоровская СОШ №2»
Дисграфия
Речевые
симптомы
Неврологические
нарушения, нарушение
познавательной
деятельности, памяти,
восприятия, внимания,
моторики, зрительно
пространственных
ориентировок и.т.д.
Неречевые
симптомы
Симптомы дисграфии
Ошибки на уровне
буквы (искажения и
замены букв)
Ошибки на уровне
слова(нарушение
звукослоговой
структуры слова)
Ошибки на уровне
предложения(нарушение
слитности написания
отдельных слов в
предложении)
Дисграфия – это частичное
нарушение процессов письма,
проявляющееся в стойких,
повторяющихся ошибках,
обусловленных
несформированностью высших
психических функций,
учавствующих в процессах
письма.
Внутриутробны
е
Родовые травмы
Причины
возникновения
нарушений письма
Социально-
психологические
Влияние негативных
факторов в раннем детстве
1. Артикуляторноакустическая дисграфия
это дисграфия на почве растройств устной
речи или«косноязычие в письме»
Неправильное произношение звуков в речи
(проявляется в заменах или отсутствии звуков в
устной речи. Н: «Рома» «лома»)
Несформированность фонематических
представлений; нарушение слуховой
дифференциации (проявляется в смешениях,
заменах, пропусках букв, которые соответствуют
смешениям в устной речи Н: «кошун»).
2. Дисграфия на основе нарушения
фонемного распознавания или акустическая
дисграфия
Неточность слуховой дифференциации звуков
(Проявляется в заменах букв, обозначающих
фонетически близкие звуки (смешиваются звонкие
и глухие согл., твёрдые и мягкие, свистящие
шипящие, африкаты и их компоненты )
Неточность в выборе фонемы (неправильное
обозначение мягкости согласных на письме при
помощи «ь» и гласных нижнего ряда) Н: «Аня» –
«Ана», «ручьи» «ручи»)
3. Дисграфия на почве нарушения языкового
анализа и синтеза
Нарушение различных форм языкового анализа и
синтеза (проявляются в пропусках букв и слогов,
перестановки их, не дописывании слова, в искажениях
структуры предложения – слитное написание слов
(предлоги), раздельное написание
слов (приставки и корни слов), несоблюдение границ
предложения, написание всех слов в предложении
слитно. Иногда можно встретить такое нарушение, как
контаминация: когда в слове встречаются слоги из
разных слов. Например, "крабочки" — крабовые
палочки.)
4. Аграмматическая дисграфия
Несформированность лексикограмматического
строя речи (проявляется на уровне слова:
искажение морфологической структуры слова
«шекола», изменении падеж. окончаний,
предложных конструкций, падежа местоимений;
на уровне словосочетания: нарушение
согласования (сущ.+прил., сущ.+числ.) «синяя
пальто»; нарушение согласования слов в
предложении).
5. Оптическая дисграфия
Несформированность зрительнопространствен
ных функций: зрительного анализа и синтеза,
пространственных представлений (проявляется в
искажённом воспроизведении букв на письме, в
заменах и смешениях графически сходных букв)
Отличительные особенности дисграфических
ошибок
Упражнения по направлению
коррекционной работы:
1 этап работы развитие языкового анализа и
синтеза:
составлять предложения по опорным картинкам с
определённым количеством слов;
придумывать предложения по сюжетной картинке и
определять в них количество слов;
составлять графические схемы предложений, отыскивать в
схеме определённое слово, читать предложение по схеме;
определять место слов в предложении (какое по счёту
указанное слово);
выделять из текста предложения с определённым
количеством слов;
составлять предложения, используя словосочетания.
2 этап работы – развитие слогового анализа и
синтеза:
отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать
количество;
назвать гласные в слове;
записать только гласные данного слова;
выделить только гласные звуки и найти соответствующие
буквы;
повторить слово по слогам, сосчитать количество слогов;
определить количество слогов в названных словах;
записать слова в два столбика в зависимости от
количества слогов;
составить слово из слогов, данных в беспорядке..
3 этап работы – развитие фонематического
анализа и синтеза:
- - назвать слово, определить первый, второй, третий и т.д. звуки, уточнить их
количество;
придумать слово с 4, 5 звуками;
записать слова в два столбика в зависимости от количества звуков в слове;
вставить пропущенные буквы в слова;
подобрать слова, в котором заданный звук был бы на первом, втором,
третьем месте (шуба, уши, кошка);
составить слова различной слоговой структуры и записать;
подобрать слова на каждый звук;
подобрать слова с определённым количеством звуков;
преобразовать слова:
а) добавляя звук: роткрот, мехсмех;
б) изменяя один звук слова: сонсоксук;
в) переставляя звуки: пилалипа;
составлять новые слова из букв данного слова;
найти общий звук в словах: лунастол, киноигла, окнадом.
Одним из выходов при коррекции дисграфии в
условиях общеобразовательной школы, является
формирование операций самоконтроля.
• повышение успеваемости и качества
знаний у школьников, имевших на
начало учебного года речевые
нарушения является результатом
содружества всех педагогов в
образовательном учреждении.