Влияние художественной литературу на речевое развитие дошкольников многогранно. Дети через фольклор - потешки, скороговорки, прибаутки, загадки знакомятся с родным словом. Слышат мелодичность, интонационность и тембр родной речи, тем самым обогащают свою речь, развивают слуховое восприятие и поэтический слух, развивая эстетическое восприятие через художественные произведения.
А. П. Усова, О. Ушакова считают, что потешки,
сказки, загадки и пословицы являются богатейшим
материалом для развития культуры речи
В. А. Сухомлинский считал, что сказки, песенки,
средством
потешки,
пробуждения
активности,
самостоятельности, яркой индивидуальности.
С помощью малых форм фольклора дети учатся
выражать ту или иную интонацию: огорчение,
нежность и ласку.
познавательной
являются
незаменимым
общей
их
эстетических,
качеств,
культуры
социальных,
интеллектуальных,
инициативности,
ребенка,
Формирование
личности детей, развитие
нравственных,
физических
самостоятельности,
формирование предпосылок к учебной деятельности.
Речевое
социально
коммуникативного и самым тесным образом связано с
ним.
Неотъемлемой частью любой культурно
ответственности
развитие неотъемлемо
от
образовательной программы является
художественное слово.
активный
средство общения и
как
Развивать речь
способность к сотрудничеству на занятиях и в
свободной деятельности
Обогащать
словарь детей,
способствовать развитию грамматически
правильной диалогической и монологической, ее
интонационной и звуковой речи.
жанрами
Знакомить
детской литера-
туры, устным народным творчеством,
развивать
способность восприятия и понимания текста
на слух.
речевого творчества.
Создать условия для развития детского
с
различными
оказывает
огромное
влияние на
Она
развитие и обогащение речи ребенка служит
средством
действенным
могучим,
умственного, нравственного
и эстетического воспитания детей. В
поэтических образах художественная
литература открывает и объясняет ребенку
мир
жизнь
человеческих чувств и взаимоотношений.
Она
воспитывает
воображение и дает ребенку прекрасные
образцы русского литературного языка.
обогащает
эмоции,
общества
и
природы,
Только при условии выразительного донесения
до ребенка литературного произведения каждого
говорить о правильном его
жанра можно
восприятии.
литературное
Умение
осознавать
произведение,
с
наряду
элементы художественной
содержанием и
выразительности само собой к ребенку не
приходит: его надо развивать и воспитывать с
самого раннего возраста, чтобы сформировать у
детей способность активно
воспринимать
слушать произведение, вслушиваться в
художественную речь.
Знакомство детей фольклорными жанрами
происходит с ранних лет. Фольклор – это
народное творчество, душа русского
искусства, музыки. Самых маленьких детей в
первую очередь знакомят с произведениями
устного народного творчества.
Это колыбельные песни матери, игры – забавы
с маленькими детьми, потешки, загадки,
сказки. Фольклор интересен своей яркой,
доступной, понятной детям формой. Язык
народных песенок, потешек лаконичен,
образен и богат такими звуковыми
сопровождениями, которые
помогают детям уловить их различия.
В этом возрасте детей необходимо подводить
к различению жанров.
Народные сказки дают образцы ритмической
речи, знакомят с красочностью и образностью
родного языка. Малыши легкой быстро
запоминают такие образы, их особенно
привлекают стихотворные произведения,
отличающиеся четкой рифмой, ритмичностью,
музыкальностью. При повторении
произведений дети усваивают смысл
стихотворения, утверждаются в чувстве
рифмы и ритма,
запоминают отдельные слова и выражения
и тем обогащают свою речь.
В среднем дошкольном возрасте углубляется
работа по развитию восприятия литературных
произведений детьми, по формированию
способности глубже вникать в содержание. Дети
ярче выражают свое отношение к героям и
описываемым событиям, осознают возникающие
у них чувства.
Внимание необходимо останавливать не только
на содержании произведения, но и на некоторых
особенностях литературного языка (образные
слова и выражения, некоторые эпитеты и
сравнения). Это закладывает основы для
дальнейшего развития поэтического слуха,
«чувства поэтического
слова».
При чтении стихотворений педагог, выделяя
ритмичность, музыкальность, напевность
стиха, подчеркивая образные выражения,
развивает у своих воспитанников способность
замечать красоту и богатство родного языка.
В средней группе продолжается подготовка
ребенка воспринимать не только
эмоционально, но и разумом то, что он слышит,
Дети привыкают для выражения своих мыслей
отбирать слова, точно передающие то, что они
хотят сказать. А это является основой для
последующего развития всех сторон речи.
Дети старшей группы способны более глубоко
осмыслить содержание литературных
произведений и понять некоторые особенности
формы, выражающей содержание, т. е. могут
уже различать литературные жанры и
характерную их специфику. Они легко различают
прозу и поэзию, говорят, что стихи написаны
складно, их можно петь, т. е. замечают
ритмическую и метрическую организованность,
созвучие стихотворных строчек. Необходимо
обращать внимание детей на особенности
жанров, тогда они будут глубже осознавать
художественные достоинства литературных
произведений.
При ознакомлении детей с жанром рассказа
необходим такой анализ произведения, который
раскрывает общественную значимость
описываемого явления, взаимоотношения героев,
обращает детское внимание на слова, какими
автор характеризует и самих героев и их
поступки. Вопросы, предложенные после чтения
рассказа, должны выяснить и понимание
основного содержания, и умение оценить
действия и поступки героев.
Особенно тщательно надо продумывать вопросы
о средствах художественной выразительности
в рассказах о природе.
Задачи этого возраста: «Воспитывать у детей
любовь к книге художественной литературе,
способность чувствовать художественный
образ; развивать поэтический слух
(улавливать звучность музыкальность,
ритмичность поэтической речи),
интонационную выразительность чтения.
Чувствовать и понимать образный язык
сказок, рассказов, стихотворений».
Чтение литературных произведений доводит
до сознания детей неисчерпаемое богатство
русского языка, способствует тому, что они
начинают пользоваться этим богатством в
самостоятельной деятельности — словесном
творчестве.
Актуальной задачей речевого развития в
дошкольном возрасте является и выработка
дикции. Известно, что у детей еще не достаточно
координировано и четко работают органы
речедвигательного аппарата.
Специальные упражнения помогают преодолевать
детям такие трудности, совершенствуют их
дикцию.
Целевое назначение дикционных упражнений
многообразно. Они могут быть использованы
для развития гибкости и подвижности речевого
аппарата ребенка, для формирования правильного
произношения звуков речи, для усвоения
произношения трудно сочетаемых звуков и
слов, для освоения ребенком интонационных
богатств и различного темпа речи.
С помощью малых форм фольклора дети учатся
выражать ту или иную интонацию: огорчение,
нежность и ласку, удивление, предупреждение.
Потешки, скороговорки, пословицы, поговорки
являются богатейшим материалом для развития
звуковой культуры речи. Развивая чувство
ритма и рифмы, мы готовим ребенка к
дальнейшему восприятию поэтической речи и
формируем интонационную выразительность
его речи.
В процессе игр - забав, развивается не только
речь, но и мелкая моторика, что готовит
руку ребенка к письму.