Презентация по логопедии на тему "Художественная литература и речевое развитие"

  • Семинары
  • ppt
  • 16.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Влияние художественной литературу на речевое развитие дошкольников многогранно. Дети через фольклор - потешки, скороговорки, прибаутки, загадки знакомятся с родным словом. Слышат мелодичность, интонационность и тембр родной речи, тем самым обогащают свою речь, развивают слуховое восприятие и поэтический слух, развивая эстетическое восприятие через художественные произведения.
Иконка файла материала художественная литература и речевое развитие.ppt
А.  П.  Усова,  О.  Ушакова  считают,  что  потешки,  сказки,  загадки  и  пословицы  являются  богатейшим  материалом для развития культуры речи В.  А.  Сухомлинский  считал,  что  сказки,  песенки,  средством  потешки,  пробуждения  активности,  самостоятельности, яркой индивидуальности. С помощью малых форм фольклора дети учатся  выражать ту или иную интонацию: огорчение,  нежность и ласку. познавательной  являются  незаменимым
общей  их  эстетических,  качеств,  культуры  социальных,  интеллектуальных,  инициативности,  ребенка,  Формирование  личности детей, развитие  нравственных,  физических  самостоятельности,  формирование предпосылок  к учебной деятельности. Речевое  социально­ коммуникативного и самым тесным образом связано с  ним. Неотъемлемой частью любой  культурно­ ответственности  развитие неотъемлемо  от       образовательной программы является       художественное слово.
активный средство общения и как  Развивать речь способность к сотрудничеству на занятиях и в свободной деятельности Обогащать словарь детей, способствовать развитию грамматически правильной диалогической и монологической, ее интонационной и звуковой речи. жанрами Знакомить детской литера- туры, устным народным творчеством,  развивать  способность восприятия и понимания текста на слух. речевого творчества. Создать условия для развития детского с различными
оказывает огромное влияние на Она развитие и обогащение речи ребенка служит средством действенным могучим, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку мир жизнь человеческих чувств и взаимоотношений. Она воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. обогащает эмоции, общества и природы,
Только при условии выразительного донесения до ребенка литературного произведения каждого говорить о правильном его жанра можно восприятии. литературное Умение осознавать произведение, с наряду элементы художественной содержанием и выразительности само собой к ребенку не приходит: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста, чтобы сформировать у детей способность активно воспринимать слушать произведение, вслушиваться в художественную речь.
Знакомство детей фольклорными жанрами происходит с ранних лет. Фольклор – это народное творчество, душа русского искусства, музыки. Самых маленьких детей в первую очередь знакомят с произведениями устного народного творчества. Это колыбельные песни матери, игры – забавы с маленькими детьми, потешки, загадки, сказки. Фольклор интересен своей яркой, доступной, понятной детям формой. Язык народных песенок, потешек лаконичен, образен и богат такими звуковыми сопровождениями, которые помогают детям уловить их различия.
В этом возрасте детей необходимо подводить к различению жанров. Народные сказки дают образцы ритмической речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка. Малыши легкой быстро запоминают такие образы, их особенно привлекают стихотворные произведения, отличающиеся четкой рифмой, ритмичностью, музыкальностью. При повторении произведений дети усваивают смысл стихотворения, утверждаются в чувстве рифмы и ритма, запоминают отдельные слова и выражения и тем обогащают свою речь.
В среднем дошкольном возрасте углубляется работа по развитию восприятия литературных произведений детьми, по формированию способности глубже вникать в содержание. Дети ярче выражают свое отношение к героям и описываемым событиям, осознают возникающие у них чувства. Внимание необходимо останавливать не только на содержании произведения, но и на некоторых особенностях литературного языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения). Это закладывает основы для дальнейшего развития поэтического слуха, «чувства поэтического слова».
При чтении стихотворений педагог, выделяя ритмичность, музыкальность, напевность стиха, подчеркивая образные выражения, развивает у своих воспитанников способность замечать красоту и богатство родного языка. В средней группе продолжается подготовка ребенка воспринимать не только эмоционально, но и разумом то, что он слышит, Дети привыкают для выражения своих мыслей отбирать слова, точно передающие то, что они хотят сказать. А это является основой для последующего развития всех сторон речи.
Дети старшей группы способны более глубоко осмыслить содержание литературных произведений и понять некоторые особенности формы, выражающей содержание, т. е. могут уже различать литературные жанры и характерную их специфику. Они легко различают прозу и поэзию, говорят, что стихи написаны складно, их можно петь, т. е. замечают ритмическую и метрическую организованность, созвучие стихотворных строчек. Необходимо обращать внимание детей на особенности жанров, тогда они будут глубже осознавать художественные достоинства литературных произведений.
При ознакомлении детей с жанром рассказа необходим такой анализ произведения, который раскрывает общественную значимость описываемого явления, взаимоотношения героев, обращает детское внимание на слова, какими автор характеризует и самих героев и их поступки. Вопросы, предложенные после чтения рассказа, должны выяснить и понимание основного содержания, и умение оценить действия и поступки героев. Особенно тщательно надо продумывать вопросы о средствах художественной выразительности в рассказах о природе.
Задачи этого возраста: «Воспитывать у детей любовь к книге художественной литературе, способность чувствовать художественный образ; развивать поэтический слух (улавливать звучность музыкальность, ритмичность поэтической речи), интонационную выразительность чтения. Чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений». Чтение литературных произведений доводит до сознания детей неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в самостоятельной деятельности — словесном творчестве.
Актуальной задачей речевого развития в дошкольном возрасте является и выработка дикции. Известно, что у детей еще не достаточно координировано и четко работают органы речедвигательного аппарата. Специальные упражнения помогают преодолевать детям такие трудности, совершенствуют их дикцию. Целевое назначение дикционных упражнений многообразно. Они могут быть использованы для развития гибкости и подвижности речевого аппарата ребенка, для формирования правильного произношения звуков речи, для усвоения произношения трудно сочетаемых звуков и слов, для освоения ребенком интонационных богатств и различного темпа речи.
С помощью малых форм фольклора дети учатся выражать ту или иную интонацию: огорчение, нежность и ласку, удивление, предупреждение. Потешки, скороговорки, пословицы, поговорки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи. В процессе игр - забав, развивается не только  речь, но и мелкая моторика, что готовит руку ребенка к письму.