Презентация по математике "Музыка стихов"

  • Презентации учебные
  • ppt
  • 07.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Внеклассная работа по темам "Золотое сечение" и "Числа Фибоначчи". Ребята рассматривали стихи поэтов А.С.Пушкин, а также стихи омских поэтов (моих земляков, стихи которых у меня есть в сборниках) Л. Мартынова и Т.Четвериковой. Числа Фибоначчи учащиеся нашли у Пушкина, а золотое сечение обнаружили в стихах современных поэтовПрезентация для внеклассной работы
Иконка файла материала Музыка стихов1.ppt

Музыка стихов.


И алгеброй гармонию
поверить…
А. С. Пушкин.

Пусть опрокинет статуи война, Мятеж развеет каменщиков труд, Но врезанные в память письмена Бегущие столетья не сотрут. В. Шекспир.

Многое в структуре произведений поэзии роднит этот вид искусства с музыкой. Чёткий ритм, чередование ударных и безударных слогов, упорядоченная размерность стихотворений, их эмоциональная насыщенность делают поэзию родной сестрой музыкальных произведений. Каждый стих обладает своей музыкальной формой – своей ритмикой и мелодией. Можно ожидать, что в строении стихотворений проявляются некоторые черты музыкальных композиций, закономерности музыкальной гармонии, а следовательно, и золотая пропорция, и числа Фибоначчи.

Поэзия А.С.Пушкина – образец творений русской культуры, образец высочайшего уровня гармонии. Мы проанализировали 109 стихов поэта и пришли к выводу, что по числу строк наиболее часто встречаются стихотворения, размер которых близок к числам ряда Фибоначчи (5, 8, 13, 21). К ним относятся стихи: «В крови горит огонь желаний…», «Я вас любил, любовь ещё, быть может…», «Зимний вечер», «Анчар»…
Преобладание в метрике этих чисел выражает одну из закономерностей творческого метода поэта, его эстетические требования, чувство гармонии.

Сапожник.
Картину раз высматривал сапожник
И в обуви ошибку указал;
Взяв тотчас кисть, исправился художник.
Вот, подбочась, сапожник продолжал:
«Мне кажется, лицо немного криво…
А эта грудь не слишком ли нага?…»
Тут Апеллес прервал нетерпеливо:
«Суди, дружок, не свыше сапога!»

Есть у меня приятель на примете:
Не ведаю, в каком бы он предмете
Был знатоком, хоть строг он на словах,
Но чёрт его несёт судить о свете:
Попробуй он судить о сапогах!

Здесь отчётливо выделяются две части: 8 строк и мораль притчи – 5 строк, всего 13 строк. Таким образом, всё стихотворение построено по законам золотой пропорции, что свидетельствует о высоком уровне гармонии в поэзии Пушкина.

Чтобы познать невидимое, смотри внимательно на видимое. Талмуд.

После проведенного нами анализа романа в стихах «Евгений Онегин», мы увидели, что основная схема построения романа основана на близости к трём числам Фибоначчи: 8, 13, 55. Если «Евгений Онегин» является произведением высочайшего художественного уровня, то восьмая глава романа является его драгоценной жемчужиной. Она наиболее совершенна, отточена, насыщена эмоционально.Письмо Евгения Татьяне разбивает главу на две части: 32 и 19 стихов; их отношение равно 1,68. Случайность? Едва ли. Скорее всего это – основной критерий построения произведения.

Золотая пропорция в стихах омских поэтов.

Леонид Мартынов.
Среди рассмотренных нами стихотворений Л. Мартынова встречаются те, в которых число строчек равно или близко к числам Фибоначчи. Общее число таких стихотворений составило примерно 20%. Например, его стихотворение «Берег».

Татьяна Четверякова.
Интересно, что многие стихотворения Т. Четверяковой, причём из числа наиболее замечательных, построены по схеме 2 х 4, 2 х 3. Примером может служить стихотворение «Росчерк дождя».

Берег.
Хмурый берег, римской ссылки область,
Лишь старинных адмиралов доблесть.
Возвеличила его на час.
Только мы, пришельцы из России,
Трепетные данники зимы,
Берег бурь и города сырые
Называем югом, только мы.

Росчерк дождя…
Росчерк дождя на плаще, на лице ли.
Счастье – идти по дороге без цели
И забредать то в лесок, то в хлеба…
Счастье – не думать: призванье, судьба,
Не проводить никаких параллелей.
Росчерк дождя на цветке, на листе ли -
Счастье!…

Установленные закономерности в метрике и композиции стихотворений А. С. Пушкина, Л. Мартынова, Т. Четвериковой открыли ещё одну тайну их художественного мастерства. Но речь шла о поэзии, которая так близка музыке, а в музыке одно из основ гармонии является золотая пропорция. Прослеживается логическая преемственность закономерностей гармонии. Анализируя эти закономерности нельзя не вспомнить аналогичные закономерности в композиции музыкальных произведений. Ведь и там в основе композиций лежит сочетание симметричных и ассиметричных конструкций, причём последние очень часто отвечают золотой пропорции. Асимметрия придаёт стихам живость, подвижность, и как музыка, повышает эмоциональное воздействие.

Список литературы.

1. А. Д. Бендукидзе. Золотое сечение. – Квант, 1973, №8
2.Н. А. Васютинский. Золотая пропорция. – М., Мол. Гвардия, 1990.
3.И. Ш. Шевелёв, М. А. Марутаев, И. П. Шмелёв. Золотое сечение: три взгляда на природу гармонии. – М., Стройиздат, 1990.
4.Э. Г. Гельфман и др. Действительные числа. Иррациональные выражения. – Томск, 2001.
5.Л. Н. Мартынов.Воздушные фрегаты. – Омск, 1985.
6.Т. Г. Четверикова. Росчерк дождя. – Омск, 2002.
7.А. С. Пушкин.Собрание сочинений. – М., 2001.