«Готовим знания к применению»
(О применении практико-ориентированной технологии в преподавании математики)
Ахметова Алма Канапияновна
Преподаватель математики
ГККП «Политехнический колледж»
Республика Казахстан, г.Астана
Технология практико-ориентированного обучения позволяет повысить эффективность качество обучения. В отличие от традиционного образования, ориентированного на усвоение знаний, практико-ориентированное образование направлено на приобретение кроме знаний, умений, навыков - опыта практической деятельности.
Актуальность
Цель
Целью практико-ориентированного обучения является:
развитие познавательных потребностей,
организация поиска новых знаний,
повышение эффективности образовательного процесса,
обеспечение применения полученных знаний в жизненных ситуациях.
- с учетом специфики приобретаемой специальности проанализировать содержание учебного материала по математике; - установить взаимосвязанные темы математики и спецдисциплин данной специальности;- определить время и место применения заданий с практико-ориентированным содержанием в соответствии с программой по математике.
Задачи:
Ожидаемый результат
систематическое и последовательное применение технологии практико-ориентированного обучения через решение задач, связанных со специальностью, практические работы, а также творческие задания позволит обеспечить более успешное усвоение теории и практических приложений не только математики, но и спецдисциплин, что в свою очередь, будет способствовать более качественной профессиональной подготовке наших выпускников.
Темы по спецдисциплинам, взаимосвязанные с математикой
№ | Спецдисциплина | Тема по спецдисциплине | Тема по математике |
1 | «Устройство и техобслуживание автомобилей» | «Кривошипно-шатунный механизм» | «Тригонометрия» |
2 | «Техническая механика» | «Плоская система сходящихся сил» | «Векторы» |
3 | «Устройство зданий и сооружений» | «Построение планов и фасадов зданий» | «Многогранники» |
Большими возможностями для реализации целей практико-ориентированного обучения обладают :1) решение задач, связанных со специальностью;2) практические работы; 3) творческие задания обучающихся
Пути реализации практико-ориентированной технологии
Задача№1. Размеры кузовов самосвалов МАЗ-205 и ЗИЛ-130 соответственно равны (м): 6,07×2,64×2,44 и 6,72×2,39×2,18. Какой из них более вместителен? Решение1) Составляем математическую модель: кузов самосвала представляет собой геометрическую фигуру – прямоугольный параллелепипед. Задача сводится к нахождению объёмов 2х параллелепипедов.2) Решаем математическую задачу: объём прямоугольного параллелепипеда вычисляется по формуле: V=abc, где a, b и c – это размеры кузововПодставляем данные в формулу: VМ=6,07·2,64·2,44=39,1(м3) VЗ=6,72·2,39·2,18=35,0(м3)3) Переводим математическое решение на язык исходной задачи: Ответ: более вместительным оказался кузов самосвала МАЗ-205.
Пользуясь этой схемой, мы повторяем следующие понятия и зависимости:1) проекции точки и отрезка на прямую;2) зависимости между сторонами и углами прямоугольного треугольника:3) теоремы синусов и косинусов и т.д.
Техническая схема кривошипно-шатунного механизма, в котором кривошип ОА связан с ползуном Р с помощью шатуна АР
Фрагменты занятий:«Наибольшее и наименьшее значения функции»
1) Ребята из гр.Т-14-28б решают задачу о том, как участок для автостоянки огородить таким образом, чтобы он имел наибольшую площадь;
2) Следующая задача, которую разбирают ребята, о том, как помочь дедушке построить деревянную дачу из балок наибольшей прочности;
3) И ещё одна задача: как из листа железа изготовить цистерну для горючего наибольшего объёма.
«Многогранники и тела вращения»
По какой формуле можно вычислить объём детали | Ответы | ||
конический роликоподшипник | 𝜋𝜋 𝑅 2 𝑅𝑅 𝑅 2 2 𝑅 2 𝐻𝐻 | 𝜋𝐻 3 𝜋𝜋𝐻𝐻 𝜋𝐻 3 3 𝜋𝐻 3 ( 𝑅 2 𝑅𝑅 𝑅 2 2 𝑅 2 +Rr+ 𝑟 2 𝑟𝑟 𝑟 2 2 𝑟 2 ) | 1 3 1 1 3 3 1 3 𝜋𝜋 𝑅 2 𝑅𝑅 𝑅 2 2 𝑅 2 𝐻𝐻 |
поршневой палец | 4 3 4 4 3 3 4 3 𝜋𝜋 𝑅 3 𝑅𝑅 𝑅 3 3 𝑅 3 | 𝜋𝜋 𝑅 2 𝑅𝑅 𝑅 2 2 𝑅 2 𝐻𝐻 | 𝜋𝐻 3 𝜋𝜋𝐻𝐻 𝜋𝐻 3 3 𝜋𝐻 3 ( 𝑅 2 𝑅𝑅 𝑅 2 2 𝑅 2 +Rr+ 𝑟 2 𝑟𝑟 𝑟 2 2 𝑟 2 ) |
толкатель | 1 3 1 1 3 3 1 3 𝜋𝜋 𝑅 2 𝑅𝑅 𝑅 2 2 𝑅 2 𝐻𝐻 | 4 3 4 4 3 3 4 3 𝜋𝜋 𝑅 3 𝑅𝑅 𝑅 3 3 𝑅 3 | 𝜋𝜋 𝑅 2 𝑅𝑅 𝑅 2 2 𝑅 2 𝐻𝐻 |
Резерв опыта
1. Пополнять оснащение кабинета дидактическими материалами (задачами, связанными со специальностью, чертежами, эскизами, моделями, измерительными инструментами и др.), позволяющими осуществлять связь математики и спецдисциплин.
2. Наладить взаимопосещение занятий с преподавателями спецдисциплин, т.е. уделять больше внимания межпредметной и межцикловой связи.
Вывод
«Скажи мне - и я забуду. Покажи мне - и я запомню. Дай мне действовать самому - и я научусь».
Эти слова мудрого Конфуция современны как никогда. Конечно, быстрее и легче показать, объяснить самому, чем позволить обучающимся самим открывать знания и способы действий. Самостоятельно ставить цели, анализировать, сопоставлять, оценивать, а главное - не бояться ошибаться в поисках нового пути - именно этому нужно учить ребят. Преодолевать трудности, выходить за границу собственных знаний – эти испытания воли, духа, ума в конечном итоге непременно подготовят наших подопечных к различным испытаниям в большой жизни.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.