Ключевые задачи:
1. Уметь находить имя существительное среди других частей речи.
2. Определять постоянные признаки существительного: нарицательное, собственное, одушевлённое, неодушевлённое, определять род, склонение.
3. Определять непостоянные признаки: падеж, число. Уметь изменять существительное по числам, по падежам.
4. Определять синтаксическую роль в предложении.
Морфологические признаки | Условия выбора | Примеры |
Имя нарицательное | названия вещей | стол, стена, окно, ножницы |
Имя собственное | фамилии (псевдонимы, прозвища), имена, отчества людей | Пушкин, Муромец, Кожемяка Александр, Петрович, Ильич Жучка, Багира, Рекс, Тузик Россия, Волга, Байкал, Европа |
Постоянные признаки | ||
Одушевлённое кто? | одушевленные имена существительные служат наименованиями живых существ: животных и человека | воробей, щука, |
Неодушевлённое что? | неодушевленные имена существительные служат наименованиями предметов, явлений и понятий, не причисляемых к живым существам: | фонарь, компьютер, бумага, |
Род (склонение) | Мужской (он, мой) | Петух, шкаф, снег, февраль |
Переменные признаки | ||
Число | Единственное – обозначает один предмет | голова, мысль, ученик, |
Падеж | Именительный — кто? или что?Родительный — кого? или чего?Дательный — кому? или чему?Винительный — кого? или что?Творительный — кем? или чем?Предложный — о ком? или о чем? | Брат сестра солнце |
Синтаксическая роль | В предложениях существительное может быть подлежащим, дополнением, обстоятельством, сказуемым. | Наступила поздняя осень. |
Алгоритм действий при определении склонений имени существительных:
Поставит слово в начальную форму Именительный падеж единственное число.
Определить род имени существительного
Посмотреть на окончание имени существительного
Определить склонение.
Алгоритм действий при определении падежа имени существительных:
Чтобы определить падеж существительного надо:
Найти слово, к которому относится имя существительное, и поставить от него вопрос.
По вопросу, предлогу и слову- помощнику определить падеж имени существительного.
Определи род имён существительных и запиши их в три столбика
Врач, солнце, дедушка, страна, печенье, доброта, вагон, крыло, сестра, облако, поход, яблоня, поле, арбуз, осина
2.Выпиши из стихотворения, имена существительные, укажи их род, число, падеж
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.
Задание 7Спиши, заменяя имена существительные единственного числа, данные в скобках, именами существительными множественного числа. Вставь пропущенные буквы. Определи падеж. В (поле) гудит в...юга. На (речка и озеро) от (мороз) тр...щит лед. Задание 8 Спиши, дописывая окончания. Укажи падеж и склонение имен существительных. Капли дождя барабанили по крыш... . Завтра мы пойдем в гости к тет... и дяд... . Дети написали письмо отц... . Мальчик подошел к окн... . По деревн... проехала машина. К кроват... ребенка подошла мать. Задание 9Данные слова запиши в дательном и творительном падежах. Дичь – к дичи, дичью Лампа – ... , ... Пирог – ... , ... Тетрадь – ... , ... Задание 10Выпиши имена существительные множественного числа. Определи падеж. С веток яблонь часто свешиваются чьи-то домики. Жители этих домиков – гусеницы. Гусеницы – злейшие враги деревьев. Задание 11 От данных имен существительных образуйте слова третьего склонения.
Вещица, мышка, брошка, морковочка, упряжка, ночка, печка, ёлочка, горсточка, кисточка, тетрадочка, дочка.
Задание 12 Выпишите из текста имена существительные 2-го склонения.
Витя и Илья учились в третьем классе. Мальчики дружили. В воскресенье Витя пригласил товарища в гости. Войдя в квартиру, Илья снял пальто и шапку. Он аккуратно повесил их на вешалку. Мальчик вежливо поздоровался с родными Вити. Поиграли друзья и пошли к Илье. Дома Илья швырнул грязные ботинки под шкаф. Пальто и шапку бросил бабушке и приказал повесить. Витя удивлённо наблюдал странную перемену в поступках друга. Задание 13 Д о п и ш и т е подходящие по смыслу имена существительные первого склонения.
Мама купила ... . Ласточки увидели ... . ... выследила вкусную добычу. Столяр сделал ... . Бабушка штопает ... . ... щиплет молодую травку.
Определите падежи имён существительных, выделите окончания.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.