Цели урока:
Обобщить, систематизировать и закрепить знания учащихся по отдельной теме комбинаторики.
Развивать логическое мышление, внимание, исследовательские умения, речь.
Воспитывать владение интеллектуальными умениями и мыслительными операциями.
Наверное, ты знаешь фильм "Кин-дза-дза". Жители планеты Кин-дза-дза обходились для всех случаев одним словом "ку".
А если бы алфавит у них состоял из двух букв К и У, то сколько слов было бы у них в словаре, при условии, что буквы в слове могут повторяться, и слова состоят только из двух букв?
Решение:
Можно составить слова: "Ку ", " Кк ", " Уу " и "Ук".
В этих задачах нам пришлось перебрать все возможные варианты, или , как обычно говорят в таких случаях – все возможные комбинации.
Поэтому подобные задачи называют комбинаторными.
Разберем на примере цветных полосок:
Возьмем белую полоску
её можно переставить … раза,
возьмем синюю полоску
её можно переставить только…раза, т.к. одно из мест уже занято белой,
возьмем красную полоску
-ее можно положить только … раз.
ИТОГО: 3 * 2 * 1 = 6
ОСНОВНОЕ ПРАВИЛО:
Правило умножения: если первый элемент в комбинации можно выбрать а способами, после чего второй элемент – b способами, то общее число комбинаций будет равно
а * b
Физкультминутка
А теперь всем детям встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Отдохнули все немножко
И отправились в дорожку.
Раз – два – три – четыре!
Дружно делаем зарядку-
Раз – два – три – четыре!
Руки выше, ноги шире!
Влево, вправо, поворот,
Наклон назад, наклон вперед.
Используя правило умножения,
как решить эту задачу?
Давайте рассуждать:
Мишка может сесть на одно из … мест,
Козел может сесть на одно из … мест,
Осел может сесть на одно из … мест,
Мартышка может сесть на оставшееся .. место.
ИТОГО: 4 * 3 * 2 * 1 = 24 варианта
Кощей Бессмертный
Баба-Яга
Кикимора
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Иван-царевич. Пошел он Василису Прекрасную спасать.
От Кикиморы до Бабы-Яги три дорожки ведут, а от Бабы-Яги до Кощея две.
Вопрос: сколько вариантов есть у Ивана-царевича, чтобы дойти до Кощея.
Ответ: 6
Цели проекта:
Формирование грамотности в сфере элементарной комбинаторики.
Приобретение навыков самостоятельной работы с информационными ресурсами.
Формирование навыков коллективной работы.
Развитие творческих способностей.
Создание методички по комбинаторике в 5 классе «Заряжай мозги!»
Самостоятельные исследования учащихся в рамках учебного проекта
История комбинаторики.
Просмотр различных задач по комбинаторике в учебнике 5 класса.
Составление своих задач с различными способами решения.
Создание методички «Заряжай мозги!»
Практическая значимость проекта состоит в том, что составленная методичка может успешно применятся при изучении темы, для проверки знаний по комбинаторике учащихся 5 класса и развитию логического мышления детей.
Гипотеза исследования заключается в недостаточном количестве материала для изучения учащимися 5 класса раздела под названием «Комбинаторика» Для подтверждения выдвинутой гипотезы были поставлены следующие задачи:
Изучить историю комбинаторики.
Разобрать методы решения комбинаторных задач с использованием некоторых правил комбинаторики.
Выбрать задачи с помощью описанных правил.
Решить отобранные задачи.
Составление своих задач.
Создание методички «Заряжай мозги!».
Краткая аннотация проекта
Проект предназначен для изучения темы «Комбинаторика» в 5 классе. Материал направлен на активизацию исследовательской деятельности учащихся. Возможность выбора индивидуальных заданий позволяет поддерживать интерес к решению задач учащимися с разными способностями. Работа над проектом даст в дальнейшем возможность принять участие в конференции, способствует развитию навыков самостоятельной экспериментальной деятельности и навыков коллективной работы. Проект предполагает творческое освоения ребятами ряда учебных тем, а именно: применение комбинаторики. В рамках проекта часть уроков отводится под обсуждение в классе основных теоретических положений в рамках учебных тем с использованием методических материалов учителя. Ожидается, что самостоятельная работа по проектному методу позволит заинтересовать ребят, в результате чего они лучше овладеют основными теоретическими положениями учебных тем и разовьют в себе исследовательские навыки.
История комбинаторики
Блез Паскаль Пьер Ферма
Первые научные исследования по комбинаторике принадлежат итальянским ученым Дж.Кардано, Н.Тарталье (ок.1499-1557), Г.Галилею (1564-1642) и французским ученым Б.Паскалю (1623-1662) и П.Ферма. Комбинаторику как самостоятельный раздел математики первым стал рассматривать
немецкий ученый Г.Лейбниц в своей работе «Об
искусстве комбинаторики», опубликованной в 1666 году. Он также впервые ввел термин «комбинаторика». Значительный вклад в развитие
комбинаторики внес Л.Эйлер.
Просмотр различных задач в учебнике 5 класса
Задача. Запишите все трехзначные числа, для записи которых
употребляются только цифры 1 и 2.
Решение: 111, 112, 121, 122, 211, 212, 221, 222
8 чисел
Задача. Запишите все трехзначные числа, для записи которых
употребляются только цифры 0 и 7.
Решение: 700, 707, 770, 777
4 числа
Задача. В правлении фирмы входят 5 человек.
Из своего состава правление должно выбрать
Президента и вице – президента. Сколькими способами
это можно сделать?
Решение: 5 х 4 = 20 способов
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.