Для  развития  умственных  способностей  никак  не  обойтись  без  решения  в  уме  простых  и не  только  математических  и  логических  задач.  Тренировка  памяти  лучше  всего  происходит  через  решения  задач  и  примеров  в  уме.  Устно.  Предлагаю  несколько  способов  для  тренировки  памяти  путём  решения  таких  задач  устно.
            
        
        
        
                    
                                    
                        
                        
                            Приемы 
устного 
счета в 
начально
й школе
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Зачем нужен устный счет
Нужно  ли  уметь  считать  устно,  если  можно 
воспользоваться  калькулятором,  компьютером, 
посчитать в столбик на бумажке?
Гибкость 
мышлени
я!
Умение  выделить  главное, 
расчленить  проблему  на 
части, 
определить 
очередность 
решения, 
всему  этому  учит  устный 
счет.
Успеха  в  устном  счете  можно  добиться  регулярными 
тренировками.  Чем  больше  упражняемся,  тем  лучше 
считаем и развиваем мозг.
Существует  много  разных  приемов  для  того,  чтобы 
считать в уме. 
Цель  –  познакомится  с  некоторыми  приемами, 
которые  нам  помогут  умножать  и  делить  большие 
числа, делать это быстро и правильно!
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Фокусы устного счета
Умножение любого 
двухзначного 
числа на 
101
Умножение 
двухзначного 
числа, 
оканчивающегося 
на 5, само на себя
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Использование «круглого» 
числа
(10 + 2) 
12 x 8 
= 10 x 8 + 2 x 8 = 
=
= 80 + 
16
x 8 =
= 
96
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Использование «круглого» 
числа
(20 - 1) 
x 8 =
19 x 8 
=
= 20 x 8 - 1 x 8 = 
= 160 - 8 = 152
99 x 3 
= ?
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Взаимопомощь при умножении – если при 
умножении одного числа на другое, умножить и 
разделить выражение на одинаковое число, то 
результат не изменится
4 x 6 = 
1
24 4 x 6 x 2 : 2 
= 24 
1
4 x 6 x 2 : 2 
2
= 24 
Простой 
пример, 
чтобы 
понять, а 
если надо 
умножить:
 68 x 5 ?
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Взаимопомощь при умножении
(5 x 
2
340 
): 2 
68 x 5 
68 
=
x 680 : 2 = 
== 68 х 10 
: 2 =
68 x 5 = (60+8) x 5 = 
300 + 40 = = 340 
(метод круглого числа)
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Взаимопомощь при 
умножении
5 x 2 = 10 или 
10 : 2 = 5 
50 x 2 = 100 или 100 
: 2 = 50 
25 x 4 = 100 или 100 
: 4 = 25
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Взаимопомощь при 
умножении
24 x 100 : 
4 =60
0
24 : 4 x 
100 == 600 
24 x 
25 =
= 2400 : 
4 =
24 x 
= 6 x 
25 =
100
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Признаки делимости
числа; 
на 2 делятся все четные 
на 3 делятся числа, сумма 
цифр которых делится на 3; 
на 4 делятся числа, дважды 
делящиеся на 2; 
???? 123, 64, 38
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Признаки делимости
на 5 делятся все числа, 
оканчивающиеся на 0 и 5; 
на 6 делятся четные числа, 
сумма цифр которых 
делится на 3; 
на 9 делятся числа, сумма 
цифр которых делится на 9; 
???? 55, 
72
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Примени знания!  
В одном прекрасном классе учится 18 
веселых учеников. Однажды в школу 
пришла посылка с шоколадками. 
Когда ученики ее открыли, они 
обнаружили, что каждая шоколадка 
разломлена ровно на три части. И 
таких частей было найдено 63 штуки. 
Сколько было целых шоколадок в 
посылке до того, как некто не поделил 
их на части? И если собрать 
шоколадки, хватит ли каждому не 
только веселому, но и умному
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Решаем задачу
Вспомни 
признак 
делимос
ти на 3!
1
3 х 63 
=  
1
3 x 
3 х
= 21 
=
21  
 
шок. 
  
Хватит! Еще и Евгении Юрьевне, 
Нине Ивановне и одному гостю 
достанется
= 1 x 
21
                        
                     
                                    
                        
                        
                            число, кроме нуля.
Взаимопомощь в делении
Частное не изменится, если 
делимое и делитель умножить 
или разделить на одно и тоже 
12 : 4 
= 3(12 : 2) : 
(4 : 2)
(12 x 2) : 
(4 x 2)
= 6 : 2 
= 3= 24 : 8 
= 3
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Признаки делимости
Применим знания?
:8= 3
48 : 
16 =
= 
24
340 : 
5 =
= 
680
(48 : 2) : (16 
: 2) = 
(340 x 2) : (5 
x 2) = 
:1
= 
0
68
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Секреты «фокуса»
Если много заниматься устным счетом, 
можно обнаружить закономерности. И 
тогда можно быстро решать примеры, 
если они подходят под условия 
закономерности
56 x 
101 =
78 x 
101 =
5656
787
8
Условия:
Первый 
множитель – 
двухзначное 
число!
Второй 
множитель – 
101!
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Проверь 
сам! И 
удиви 
родителе
й!
Секреты «фокуса»
1225
35 x 35 
=
Определяем число 
десятков - 3
Определяем,  какое число идет в 
числом ряду после 3 –  4
Умножаем полученные числа друг на 
друга 3 x 4 = 12
К полученному числу приписываем 25 
- 1225
Ответ получен! Но помни: 1) число 
двухзначное оканчивается на 5
2) Число умножаем само на себя