Презентация по математике "Введение в комбинаторику"
Оценка 4.8

Презентация по математике "Введение в комбинаторику"

Оценка 4.8
Презентации учебные
ppt
математика
5 кл—11 кл
21.03.2017
Презентация по математике "Введение в комбинаторику"
В презентации обобщаются знания за курс 7-9 класса по комбинаторике. Рассмотрены основные методы решения комбинаторных задач с использованием различных способов., история возникновения комбинаторики как науки. В презентации рассмотрены решения более 20 задач с подробным решением. Материал можно применять как в 5 классе, так и в 9-11 классе.презентация
kombinatorika.ppt

Цель урока: 1) понятие комбинаторных задач 2)основные методы решения комбинаторных задач

Цель урока: 1) понятие комбинаторных задач 2)основные методы решения комбинаторных задач


Цель урока:
1) понятие комбинаторных задач
2)основные методы решения комбинаторных задач

Тема урока: Введение в комбинаторику.

.

Что такое комбинаторика? Комбинаторика – это раздел математики, в котором изучаются вопросы о том, сколько различных комбинаций, подчиненных тем или иным условиям, можно составить из…

Что такое комбинаторика? Комбинаторика – это раздел математики, в котором изучаются вопросы о том, сколько различных комбинаций, подчиненных тем или иным условиям, можно составить из…

Что такое комбинаторика?

Комбинаторикаэто раздел математики, в котором изучаются вопросы о том, сколько различных комбинаций, подчиненных тем или иным условиям, можно составить из заданных объектов.
Выбором объектов и расположением их в том или ином порядке приходится заниматься чуть ли не во всех областях человеческой деятельности, например конструктору, разрабатывающему новую модель механизма, ученому-агроному, планирующему распределение с/х культур на нескольких полях, химику, изучающему строение органических молекул, имеющих данный атомный состав.
С комбинаторными задачами люди столкнулись в глубокой древности. В Древнем Китае увлекались составлением магических квадратов. В Древней Греции занимались теорией фигурных чисел.

Комбинаторные задачи возникли и в связи с такими играми, как шашки, шахматы, домино, карты, кости и т.д. Комбинаторика становится наукой лишь в 18 в. – в период, когда возникла теория вероятности.
После первых работ, выполненных в 16в. Итальянскими учеными Дж.Кардано, Н.Тартальей и Г.Галилеем, такие задачи изучали французские математики Б.паскаль и П.Ферма. Первым рассмотрел комбинаторику как самостоятельная ветвь науки немецкий философ и математик Г.Лейбниц, опубликовавший в 1666г. Работу «Об искусстве комбинаторики». Замечательные достижения в области комбинаторики принадлежат Л.Эймеру.

Фигурные числа. В древности для облегчения вычислений часто использовали камешки

Фигурные числа. В древности для облегчения вычислений часто использовали камешки

Фигурные числа.

В древности для облегчения вычислений часто использовали камешки. При этом особое внимание уделялось числу камешков, которые можно было разложить в виде правильной фигуры. Так появились квадратные числа, сконструированы треугольные и пятиугольные числа.

Квадратное число находится по формуле:
Nкв.=п х п
Треугольное число находится по формуле:
Nтр.=п(п-1):2
Пятиугольные числа находятся по формуле:
Nпят.=п+3п(п-1):2

Все составные числа древние математики представляли в виде прямоугольников.

Фигурные числа.

Фигурные числа.

Фигурные числа.

Квадратные числа

Квадратные числа

Квадратные числа

Магические и латинские квадраты

Магические и латинские квадраты

Магические и латинские квадраты.

Число , место и комбинация – три взаимно перекрещивающиеся, но отличные сферы мышления, к которым можно отнести все математические идеи»

Число , место и комбинация – три взаимно перекрещивающиеся, но отличные сферы мышления, к которым можно отнести все математические идеи»

«Число , место и комбинация – три взаимно перекрещивающиеся, но отличные сферы мышления, к которым можно отнести все математические идеи».
Дж. Сильвестр

Комбинаторика – это раздел математики, в котором изучаются вопросы о том, сколько различных комбинаций, подчиненных тем или иным условиям, можно составить из заданных объектов

Комбинаторика – это раздел математики, в котором изучаются вопросы о том, сколько различных комбинаций, подчиненных тем или иным условиям, можно составить из заданных объектов

Комбинаторикаэто раздел математики, в котором изучаются вопросы о том, сколько различных комбинаций, подчиненных тем или иным условиям, можно составить из заданных объектов.

Методы решения комбинаторных задач 1

Методы решения комбинаторных задач 1

Методы решения комбинаторных задач

1. Правило суммы.
2. Правило произведения
3. Таблицы.
4. Графы (деревья).
5. Формулы.

Правило суммы Если элемент А может быть выбран

Правило суммы Если элемент А может быть выбран

Правило суммы

Если элемент А может быть выбран К1 способами, а элемент В – К2 способами, причем выборы А и В являются взаимно исключающими, то выбор «либо А, либо В» может быть осуществлен К1+К2 способами.
Задача 1. Сколько существует способов выбрать кратное двум или трем число из множества чисел : 2,3,4,15,16,20,21, 75,28 ?
Решение: К1=5 –кратное 2 (2,4,16,20,28),
К2=4 – кратное 3 (3,15,21,75)
К1+К2 = 5+4 = 9

Правило произведения Если элемент

Правило произведения Если элемент

Правило произведения

Если элемент А может быть выбран К1 способами, а элемент В – К2 способами, то выбор «А и В» может быть осуществлен К1*К2 способами
Задача2. а) Сколько различных двузначных чисел можно составить из цифр 1,3,5,7,9?
Решение: N= 5х5 = 25 ( Если не сказано, что элемент не повторяется, то выборка с повторениями)
б) Сколько среди них чисел, кратных 5?
Решение: Число кратно 5, если оканчивается цифрой 5 или 0. В нашем случае – 5.
На первой позиции фиксируем одну из пяти цифр, на второй – 5.
N= 5х1 =5

Сколько среди чисел 1,3,5,7,9, кратных 11?

Сколько среди чисел 1,3,5,7,9, кратных 11?

в) Сколько среди чисел 1,3,5,7,9, кратных 11?
Решение: Двузначное число кратно 11, если обе его цифры одинаковы.
N= 5
г) Сколько среди чисел 1,3,5,7,9 кратных 3?
Решение: Число кратно 3, если сумма его цифр делится на 3. Составим всевозможные пары:
1 -1 3 -3 5 – 5 7 – 7 9 -9
1 -3 3 -5 5 – 7 7 – 9
1 -5 3 -7 5 -9
1 -7 3 – 9
1 – 9
Таких пар 15. Среди них 5 пар, сумма которых делится на 3, причем три пары допускают перестановку, т.е. могут образовать по два разных числа. Всего 5+3=8 различных двузначных чисел.

Задача 3 . Сколько существует способов занять 1-ое, 2-ое и 3-е места на чемпионате по футболу, в котором участвуют а ) 10 команд, б) 11…

Задача 3 . Сколько существует способов занять 1-ое, 2-ое и 3-е места на чемпионате по футболу, в котором участвуют а ) 10 команд, б) 11…

Задача 3. Сколько существует способов занять 1-ое, 2-ое и 3-е места на чемпионате по футболу, в котором участвуют а) 10 команд, б) 11 команд?
Решение: N=10х9х8=720
N=11х10х9=990

Задача 4. Сколько различных трехзначных чисел можно составить из цифр 0, 1,2,3,4, если
а) цифры не повторяются? б) цифры могут повторяться
Решение: а)На первом месте одна из 4-х цифр ( 0 не может быть), на 2-ом – одна из оставшихся 4-х:
N=4х4х3= 48
б)На 1-ом месте может быть одна из 4-х цифр, на 2-ом – одна из 5 (0 входит):
N=4х5х5= 100

Задача 5 . Несколько стран в качестве символа своего государства решили использовать флаг в виде четырех горизонтальных полос, одинаковых по ширине, но разных по цвету:…

Задача 5 . Несколько стран в качестве символа своего государства решили использовать флаг в виде четырех горизонтальных полос, одинаковых по ширине, но разных по цвету:…

Задача 5. Несколько стран в качестве символа своего государства решили использовать флаг в виде четырех горизонтальных полос, одинаковых по ширине, но разных по цвету: белый, синий, красный, зеленый. У каждой страны свой, отличный от других, флаг.

а)Сколько всего стран могут использовать такую символику?
б) Сколько стран могут использовать такую символику с верхней белой полосой?
в) Сколько всего стран могут использовать такую символику с нижней белой полосой?
г) Сколько стран могут использовать такую символику с синей и красной полосами, расположенными рядом?

Решение : Цвет верхней полосы можно выбрать одним из 4 способов, второй полосы – одним из трех оставшихся, цвет 3 полосы – одним из 2…

Решение : Цвет верхней полосы можно выбрать одним из 4 способов, второй полосы – одним из трех оставшихся, цвет 3 полосы – одним из 2…

а)Решение: Цвет верхней полосы можно выбрать одним из 4 способов, второй полосы – одним из трех оставшихся, цвет 3 полосы – одним из 2 оставшихся, а 4 – одним способом. По правилу произведения N=4х3х2х1=24
б)Решение: Если фиксировать цвет белой полосы, то цвета следующих полос можно выбрать 3х2х1 = 6 способами.
в)Решение: Если фиксировать цвет нижней полосы, то цвета трех расположенных над ней полос можно выбрать 3х2х1 = 6 способами.
г)Решение: Две полосы, всегда расположенные рядом, можно рассматривать как одну полосу, тогда полос останется 3, из них можно составить 3х2х1=6 разных флагов. Но две полосы (синюю и красную) можно «склеить» по-разному: синяя, а под ней красная, или красная, а под ней синяя. Поэтому общее количество вариантов по правилу суммы равно 6+6=12

Задача 6 . В клетки квадратной таблицы 2х2 произвольно ставят крестики и нолики

Задача 6 . В клетки квадратной таблицы 2х2 произвольно ставят крестики и нолики

Задача 6. В клетки квадратной таблицы 2х2 произвольно ставят крестики и нолики.
а) Сколькими способами можно заполнить эту таблицу?
Решение: Для заполнения первой клетки есть 2 способа
( крестик или нолик); для заполнения каждой последующей – тоже 2 способа; общее количество способов заполнить таблицу по правилу произведения равно 2х2х2х2=16.
б) В скольких случаях в левой нижней клетке будет стоять крестик?
Решение: Если в левой нижней клетке фиксируем крестик, то остальные 3 клетки можно заполнить 2х2х2=8 различными способами.
в) В скольких случаях в верхней левой и нижней правой будут разные значки?
Решение: Если в верхней клетке – крестик, а нижней – нолик, то остальные клетки можно заполнить 2х2=4 способами. Если в верхней клетке – нолик, в нижней – крестик, то еще 4 способа заполнения. Всего 4+4=8 способов.

Задача 7 . Из цифр 1,2,3,5 составили все возможные четырехзначные числа (без повторения цифр)

Задача 7 . Из цифр 1,2,3,5 составили все возможные четырехзначные числа (без повторения цифр)

Задача 7. Из цифр 1,2,3,5 составили все возможные четырехзначные числа (без повторения цифр). Сколько среди них таких чисел, которые больше 2000, но меньше 5000?
Решение: Выбор 1-ой цифры – 2 способа (3,4), 2-ой цифры – 3 способа, третьей – 2 способа, четвертой -1. По правилу произведения N=2х3х2х1=12 чисел.

Задача 8. На входной двери дома установлен домофон, на котором нанесены цифры 0,1,2,…9.Каждая квартира получает кодовый замок из двух цифр типа 0-2, 3-7 и т.п. Хватит ли кодовых замков для всех квартир, если в доме 96 квартир? (код 0-0 не существует)
Решение: Выбор 1-й цифры – 10 вариантов, 2-й –10 вариантов.
Всего 10х10 – 1 = 99 вариантов
Ответ: хватит.

Задача 9 . В контрольной работе будет 5 задач – по одной из каждой пройденной темы

Задача 9 . В контрольной работе будет 5 задач – по одной из каждой пройденной темы

Задача 9. В контрольной работе будет 5 задач – по одной из каждой пройденной темы. Задачи будут взяты из общего списка по 10 задач в каждой теме, а всего было пройдено 5 тем. При подготовке к контрольной работе Вова решил только по 8 задач в каждой теме. Найдите:
а) общее число всех возможных вариантов контрольной работы
Решение: Каждая задача может быть выбрана 10 способами. По правилу произведения N=10х10х10х10х10=100000
б)число тех вариантов, в которых Вова умеет решать все 5 задач
Решение: N=8х8х8х8х8=32768
в) число тех вариантов, в которых Вова не сможет решить ни одной задачи
Решение: N=2х2х2х2х2=32
г) число тех вариантов, в которых Вова умеет решать все задачи, кроме первой.
Решение: N=2х8х8х8х8=8192

Таблицы вариантов Задача 10 .

Таблицы вариантов Задача 10 .

Таблицы вариантов

Задача 10. Составляя расписание уроков на понедельник для 7а класса, завуч хочет первым уроком поставить либо физику, либо алгебру, а вторым – либо русский язык, либо литературу, либо историю. Сколько существует вариантов составления расписания на первые два урока?
Решение: Составим таблицу вариантов:
Всего существует 2х3 = 6 вариантов

2 урок


1 урок

русский

литература

история

физика

Физика
русский

Физика литерату
ра

Физика
история

алгебра

Алгебра русский

Алгебра литерату
ра

Алгебра
история

Таблицы вариантов Задача 11.

Таблицы вариантов Задача 11.

Таблицы вариантов

Задача 11. Сколько двузначных чисел, кратных 3, можно получить из цифр 1,3,5,7,9?
а) цифры не повторяются -
6 вариантов (15,39,57,51,75,93)
б) цифры могут повторяться –
8 вариантов (еще 33,99)

1
2

1

3

5

7

9

1

1 - 1

1-3

1-5

1-7

1-9

3

3-1

3-3

3-5

3-7

3-9

5

5-1

5-3

5-5

5-7

5-9

7

7-1

7-3

7-5

7-7

7-9

9

9-1

9-3

9-5

9-7

9-9

Подсчет вариантов с помощью графов

Подсчет вариантов с помощью графов

Подсчет вариантов с помощью графов

Задача 12. При встрече каждый из друзей пожал другому руку. Сколько было рукопожатий, если друзей:
а) трое б) четверо в) пятеро
N=3 N=6 N=10

3

2

1

1

3

2

4

1

2

3

5

4

Построение графов Задача 16.

Построение графов Задача 16.

Построение графов

Задача 16. По окончании деловой встречи специалисты обменялись визитными карточками. Сколько всего визитных карточек было роздано, если во встрече участвовали:
А) 3 человека б) 4 человека в) 5 человек







3 ребра, 6 стрелок 6 ребер, 12 стрелок 10 ребер, 20стрелок
N=6 N=12 N=20

1

3

2

4

3

2

1

5

4

3

2

1

Виды выборок Перестановки Размещения

Виды выборок Перестановки Размещения

Виды выборок

Перестановки
Размещения
Сочетания
Размещения с повторениями (строки)
Перестановки с повторениями
Сочетания с повторениями
Разбиения
Подмножества

без повторений

условные объекты

частные случаи размещений и перестановок с повторениями

Формулы комбинаторики Факториал числа

Формулы комбинаторики Факториал числа

Формулы комбинаторики

Факториал числа
Произведение n первых натуральных чисел называется факториал числа n и обозначается n!
n!=1*2*3*…*(n-1)*n
Перестановка-
упорядоченное множество.
Число перестановок из n элементов вычисляют по формуле Pn=n!.
Перестановка без повторений.
Даны цифр: 1,2,3,4,5,6,7. Сколько различных чисел можно составить из этих цифр? Каждое число является перестановкой из 7 элементов.
Примеры: 1234567, 2354167, 7546321.
По условию n=7
Так из 7 цифр можно 7!=1*2*3*4*5*6*7=5040 различных чисел.

Перестановка с повторениями.
Некоторые числа при перестановке одинаковых цифр не меняется. Число таких перестановок вычисляется по формуле Pn=n!/(n1!*n2!*n3!).
Даны цифр: 1,2,2,3,3,3,4,. Сколько различных чисел можно составить из этих цифр? Каждое число является перестановкой из 7 элементов.
Примеры: 1223334, 4232331,2233314.
По условию n=7, n1=2 , n2=3
Получаем 7!/(2!*3!)=5040/12=420 различных чисел.

Сочетание. -неупорядоченная выборка из данного множества элементов

Сочетание. -неупорядоченная выборка из данного множества элементов

Сочетание.
-неупорядоченная выборка из данного множества элементов.
Число сочетаний из n элементов по m в каждом находим по формуле:
Cn = n!/(m!*(n-m)!).
Имеется 7 цветных карандашей. Выбирается 3 карандаша. Сколько существует способов выбрать 3 карандаша, чтобы не было повторяющихся наборов? Выборка из трёх карандашей – это сочетание из 7-ми по 3 элемента в каждом.
Пример. В классе обучается 20 человек. Сколько существует способов выбрать актив, состоящий из 4 человек?
Решение. Находим число сочетаний из 20 элементов по 4 в каждом: 20!/(4!*16!)=17*18*19*20/24=4845 способов выбрать актив.

Размещение.
–упорядоченная выборка из данного множества элементов.
Число размещений из n элементов по m в каждом находим по формуле:
An =n!/(n-m)!.
Буквы алфавита записаны на карточках. Выбирается 4 карточки и затем из набора составляют различные слова. Под словом будем понимать порядок следования букв. Например:
плот, лотп, лпот- разные слова. Каждое полученное слово-это размещение.
Сколько слов можно получить ?
По формуле получаем решение
32!/(32-4)!=32!/28!=29*30*31*32=863040 слов можно получить.

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.03.2017