Содержание
Цель и задачи работы
Эволюция деревянных построек
Роль деревянного зодчества в развитии русской архитектуры
Строительные материалы
Декоративные украшения дома
Деревянное зодчество Руси. Жилые дома. Избы
Церкви. Колокольни. Часовни
Острог – деревянная крепость
Заключение
Список литературы
Цель работы: Изучить и проанализировать деревянное зодчество Древней Руси
Задачи:
1.Анализ литературы по проблеме исследования.
2. Выявить роль деревянного зодчества в развитии русской архитектуры.
3. Проанализировать эволюцию деревянных построек.
4.Изучить особенности деревянного зодчества на Руси.
Актуальность работы
Зодчество Древней Руси - яркая страница в истории мировой архитектуры. Развиваясь, оно прошло большой и сложный путь, отражая своеобразные социальные условия жизни народа.
Памятники архитектуры наполняют живым содержанием наши представления о развитии культуры, помогают понять многие стороны истории, не нашедшие отражения в письменных источниках. В полной мере это относится и к монументальному зодчеству древнейшего, домонгольского периода.
Объект исследования - деревянные постройки Руси.
Предмет исследования - происхождение и развитие характерных особенностей деревянного зодчества на Руси.
Методика исследования заключается в сравнительном анализе архитектурных приёмов и форм объектов с учётом времени, места строительства, исторических и иных условий, и далее - в обобщении полученных результатов с целью определения закономерностей зарождения, формирования и развития архитектурных традиций.
Научное и практическое значение работы состоит, прежде всего, в том, что она расширяет научное знание о традиционном деревянном зодчестве.
Памятники деревянного зодчества – хрупкая часть историко-культурного наследия. Только полный список утрат – своеобразный мартиролог, включает сотни памятников. Все эти культовые постройки создавались в XVII-XVIII вв. и их можно, вероятно, отнести к своеобразному «русскому барокко». Менее полутора веков понадобилось для расцвета этого вида построек. Затем каменное зодчество вытеснило дерево как строительный материал при сооружении храмов
Эволюция деревянных построек великолепно прослеживается в крупных музеях деревянного зодчества под открытым небом, в Кижах и Малых Корелах, где представлены десятки разнообразных сооружений. Древняя Русь, хотя и имела немало городов, но основа ее была деревня. Именно в ней сформировались строительно-архитектурные особенности деревянного зодчества, начиная от архитектурно-планировочных решений и до выбора стандартов – модулей при сооружении построек.
Роль деревянного зодчества в развитии русской архитектуры
Древнерусское зодчество при наличии большой монументальности характеризуется пластичностью форм, особым ощущением их спокойствия и незыблемости, соизмеримостью с размерами человека, его масштабами и потребностями. Все это относится так же в полной мере к интерьерам светских и культовых сооружений.
Древнерусское зодчество, развивавшееся на протяжении восьми веков, до конца ХVII столетия, дает целостную картину развития достаточно устойчивых и постепенно эволюционизирующих стилистических черт и признаков. Параллельно развивались формы деревянной и каменной архитектуры, причем деревянное строительство преобладало и оказывало значительное влияние на каменное.
Строительные материалы
Известно, что Россия - «деревянная страна». Ни в одной другой стране мира нет такого количества памятников деревянного зодчества.
Издревле на Руси из дерева строили стены и башни крепостей, избы и дворцы, храмы и мосты.
Русская земля богата лесами. В давние времена человеку стоило выйти с топором за околицу своего селения, чтобы начать рубить лес.
Лучший материал для строительства – хвойные породы деревьев: лиственница, сосна, ель. Они, как правило, имеют прямые стволы, что очень ценится в строительстве. Все хвойные деревья смолисты, а значит, мало подвержены гниению.
Сосна ценится за свою удивительную прямизну. Недаром во времена парусного флота лучшие корабельные мачты делали из сосны. Ель хуже сопротивляется влаге, поэтому ее охотнее используют для внутренней отделки. Все хвойные деревья смолисты, мало подвержены гниению. В них почти не бывает дупел, они легко расщепляются на доски.
В строительном деле используется немало и лиственных пород. Дуб, как известно, обладает очень прочной древесиной. Не случайно именно его выбрали в качестве строительного материала для сооружения в XIV в. новых стен и башен Московского Кремля.
Давно замечено, что при намокании осина набухает, уплотняется и хорошо "держит" воду. Лучший лемех – фигурные дощечки для кровли – делали из осины. Кроме того, осиновый лемех очень красив. Со временем он приобретает металлический отлив. Кровли, крытые осиновым лемехом, в зависимости от времени суток меняют свою окраску: в солнечный полдень они серебрятся, а на закате отливают золотом.
Декоративные украшения дома
Каждое сооружение, от простой бедной избы, до хором и храмов, украшено, декорировано резьбой. Глухая и более поздняя пропиловочная резьба опоясывает дом.
Фасад дома – чело, декорировано резными деревянными «полотенцами», окна обрамлены узорчатыми наличниками. В домах богатых крестьян – затейливое, у бедняка – попроще, но везде взор притягивает резное кружево.
Истоки русской народной резьбы, по мнению специалистов, уходят корнями в скандинавскую мифологию и язычество. Солнечный круг – солярный знак – явный языческий символ.
Завершение крыши дома – охлупень в виде резного коня – очевидно, происходит из дохристианских обычаев. Конек защищал дом и хозяев от злых духов, болезней, неурожаев.
Широкое распространение получила неглубокая глухая резьба.
Декоративные украшения располагались в строго отведенных им местах на фасаде дома и подразделялись на определенные виды:
а) конструктивно-декоративные - кронштейны (помочи), потоки, шеломы, курицы, бруски-связи;
б) декоративные - причелины, полотенца, наличники окон, балконы;
в) функционально-декоративные - крыльца, ворота, галереи-гульбища.
Деревянное зодчество РусиЖилые дома. Избы
По принципу колодца строили дома и древние мастера. Чуть отступив от конца бревна, они вырубали округлые углубления. В них вставляли концы поперечных бревен. Так постепенно возводились стены сруба или "клети" – коробки будущей избы.
Горизонтальный ряд бревен сруба называется "венец". Для того чтобы бревна плотнее прилегали друг к другу, в каждом из них плотник вырубал продольный желобок и закладывал для теплоизоляции мох. Желобки делались в нижней части бревна, чтобы не затекала вода.
На Руси крыши были высокими, с крутыми скатами: ни снег, ни вода на них не задерживались.
Над торцовыми стенами дома возводили треугольные бревенчатые фронтоны. Параллельно боковым стенам плотник врубал в них "слеги" – бревна, поддерживающие всю кровлю. Концы прикрывали специальной доской – причелиной. Поперек слег врезали "курицы" – тонкие стволы молодых елей с вертикально отходящим на конце корневищем. Его обычно оформляли в виде головы птицы – вот и пошло название "курица". На эту "курицу" укладывали водотечник – выдолбленное бревно для стока воды с крыши.
Саму кровлю делали из теса – отесанных топором досок. Нижним концом они упирались в водотечник, а верхний прижимался тяжёлым бревном – охлупнем. Плотник обычно придавал концу охлупня форму конской головы, отсюда и его название – "конек". Такая конструкция деревянной крыши позволяла полностью обходиться без гвоздей.
Церкви. Колокольни. Часовни
Силуэт почти 40-метровой пирамиды, составленной из 22 луковичных глав.
Основу сооружения составляет восьмерик с четырьмя пристройками по сторонам – прирубами. На них друг над другом в несколько ярусов располагается большая часть глав. Если внимательно присмотреться, становится заметно, что их размеры различаются по ярусам, а венчает композицию самая большая, центральная глава.
Из сохранившихся памятников русского деревянного зодчества самый древний – церковь Святого Лазаря, установленная ныне в Кижах. Некоторые ученые считают, что она была построена в конце XIV в. В летописях есть упоминание и о значительно более ранних деревянных храмах. Например, еще в 989 г. в Новгороде из дуба была сооружена Софийская церковь "о тринадцати верхах". Конечно, она не сохранилась. Древние памятники русского деревянного зодчества уцелели в основном на севере, в окрестностях Онежского озера. Войны и пожары счастливо миновали эти места, а талантливых мастеров работало здесь немало.
На побережье Белого моря тип кубоватого храма был широко распространен. Кубом называют сложную форму покрытия, напоминающую четырехгранную луковицу. Отличительная особенность архитектурного облика северных кубоватых церквей - их красота, изящество и гармония.Вознесенская кубоватая церковь, 1669 г. На самом высоком холме лесистой местности в Кондопожском районе Карелии когда-то располагалась деревня Кавгора. Здесь, окруженная кольцом валунов, в соседстве с елями-великанами высилась часовня Трех святителей: Василия Великого, Иоанна Златоуста,Григория Богослова.
Часовня Трех Святителей, XVII в.
Острог – деревянная крепость
Основу крепостной стены – "города" – составлял деревянный сруб – "городня", заполненный землей и камнями. Мастеров, сооружавших крепости, называли городниками. Они ставили городни друг к другу, образуя стену. Поверх нее проходил боевой ход, защищенный снаружи "забралом" – деревянной оградой с бойницами. Крепость окружал гров, часто заполненный водой. Из земли, добытой при рытье рва, насыпали вал. На нем возводили городни. Крепостные стены дополняли деревянные башни. Внутри каждая из них была разделена на несколько этажей – боевых ярусов – с бойницами для стрельбы. Самые высокие башни надстраивали дозорными вышками.
Заключение
Сохранение культурного наследия – одна из важных задач человечества. На территории России, подвергающейся в XX в. грандиозным потрясениям, эта задача стояла и стоит особенно остро – не только вороги, но и невежество, и недомыслие стоящих у власти поставили бытие самих памятников под угрозу утраты.
Деревянное зодчество неотделимо от истории архитектуры, как последнее неотделимо от общерусской культуры. Понимание того, что история зодчества - часть общечеловеческой культуры, часть истории народа, его героических и трудовых подвигов, заставляет исследователей искать и искать, чтобы как можно больше восполнять пробелы в этой истории, ее недостающие звенья.
Памятники русской народной деревянной архитектуры учат понимать прекрасное в жизни и искусстве, помогают глубже познать и полюбить душу нашего народа, его таланты и характер.
Список литературы
1.Лисенко Л.М. Русское деревянное зодчество. М., 1987.-324с.
2.Лисенко Л.М. Деревянное зодчество русского народа (Заонежье). 1975.-287с.
3.Лисенко Л.М. Оригинальные деревянные покрытия культовых сооружений Заонежья // Архитектурное наследство, Выпуск 22, 1974.-187с.
4.Лисенко Л.М., Дерево в архитектуре, М., 1984.-254с.
5.Маковецкий И.В., Архитектура русского народного жилища, М., 1962.-198с.
6.Максимов П.Н. Деревянное зодчество XVII в. // История русского искусства. T. IV. M., 1955. С. 91-120.
7.Мехова Г. И. Русское деревянное зодчество. [Альбом]. М., 1966.-73с.
8.Ополовников А.В., Русское деревянное зодчество, М., 1983.-251с.
9.Ополовников А. В. Сокровища русского Севера. М., 1989.-203с.
10.Пилявский В.И., Тиц А.А., Ушаков Ю.С. История русской архитектуры: Учебник для вузов. - М.: Архитектура-С, 2007. Стр. 7-27.
11.Популярная художественная энциклопедия. Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.
12.Раппопорт П.А. Зодчество Древней Руси. Издательство "Наука", Ленинградское отделение, Л., 1986.-282с.
13.Суслов В.В. Памятников древнего русского зодчества", 1895г. Режим доступа/ http://nnm.me/blogs/
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.