Ба́ухауз
педагогическое (готовили до 2,5 тыс чел.); практическое; организационное (после ликвидации дал жизнь другим организациям); теоретическое.
а. – обоснование комплексного подхода в проектировании вещей т.е. надежность, назначение, композиция, человек, экономика, экология; б. – логика промышленного мышления дизайнера, функция – назначение – конструкция, форма – следствие функциональных и конструктивных особенностей предмета, функция и конструкция определяют форму, кроме родовых у вещи много и видовых функций. Школа дала толчок зарождению современного искусства предметной среды.
Девиз Баухауза: «Новое единство искусства и технологии» Кредо Баухауза: художник, ремесленник и технолог в одном лице. |
Цель дизайнерской деятельности представители Баухауза видели в преображении форм реального мира и благодаря этому в гуманизации всей практической предметной среды. Они считали, что главная задача дизайнера – проектирование промышленных изделий и их систем с позиций высокой ответственности перед человеком и обществом. По мнению Вальтера Гропиуса, основателя и руководителя Баухауза, дизайнер должен сознавать ответственность перед развитием культуры. Дизайнером, так же как и художником, должно руководить страстное желание освободить духовные ценности от индивидуальной ограниченности, поднять их до уровня объективной значимости. «Вот почему наш ведущий принцип, – писал В. Гропиус, – состоял в том, что формообразующая деятельность является не односторонним интеллектуальным или односторонним материальным делом, а неотъемлемой частью жизни, необходимой в каждом цивилизованном обществе». |
Гропиус пригласил в Веймар швейцарского художника Йоханнеса Иттена (1888 – 1967), американского художника Лионеля Фейнингера (1871 – 1956, класс обрезной гравюры по дереву), скульптора Герхарда Маркса (класс керамики), архитектора Адольфа Мейера (1881 – 1929), художников П. Клее (искусство витража), В. Кандинского (настенная живопись), Ласло Мохой-Надя (художественная обработка металла) и Л. Шрейера (класс сценографии). Преподавателей и учащихся в эпоху Веймарской республики объединяли левые взгляды и новаторские подходы к искусству. Гропиус считал, что в новую эпоху архитектура должна быть строго функциональной, экономичной и ориентированной на технологии массового производства. Школа выпускала одноименный журнал («Bauhaus») и серию Баухауз-книг (Bauhausbücher). |
В 1925 году, когда Веймарские власти перестали субсидировать школу, заведение прекратило существование в Веймаре и было переведено в Дессау, где по проекту Гропиуса для неё было выстроено новое здание, в котором Баухауз, ставший к тому времени координационным центром интернациональных архитектурно-дизайнерских процессов, находился до 1931 года. В школу влились новые преподавательские силы: венгерский архитектор Марсель Брейер (1902 – 1981; класс мебельного дизайна), художник и график Йозеф Альберс (1888 – 1976), австрийский рисовальщик Герберт Байер (типографика и реклама). В Дессау издавались важные труды, такие как «Дневник педагогических набросков» Клее, «Новые формы» Мондриана, «Живопись, фотография, кино» Мохой-Надя. |
Директором школы с 1919 по 1928 был Гропиус, затем его сменил Ханнес Мейер, а в 1930 руководящую должность занял Людвиг Мис ван дер Роэ. Помимо них преподаванием занимались многие ведущие архитекторы и художники-авангардисты, в частности И. Иттен, Л. Мохой-Надь, П. Клее, В. Кандинский, Л. Фейнингер, О. Шлеммер, Г. Маркс, Ю. Шмидт, Г. Штёльцль. В 1933 году, после прихода национал-социалистов к власти, школа была упразднена нацистским правительством (нацисты и в 1920-х выступали против Баухауза, считая школу рассадником коммунизма). В феврале 1931 года бывший директор школы Баухауз Ханнес Мейер в сопровождении 7 учеников переехал в Москву. Среди сопровождающих были Б. Шефлер и Ф. Тольцинер. Всего приехало около 30 специалистов. |
Студенты с первого курса занимались по определенной специализации (керамика, мебель, текстиль и т. п.). Обучение разделялось на техническую подготовку (Werkleehre) и художественную подготовку (Kunstleehre). Занятие ремеслом в мастерской института считалось необходимым для будущего дизайнера, потому что, только изготовляя образец (или эталон), студент мог ощутить предмет как некоторую целостность и, выполняя эту работу, контролировать себя. Минуя непосредственное общение с предметом, будущий художникконструктор мог стать жертвой одностороннего ограниченного «машинизма», поскольку современное производство делит процесс создания вещи на разобщенные операции. Техническая подготовка студентов подкреплялась изучением станков, технологии обработки металла и других материалов. Вообще изучению материалов придавалось исключительно большое значение, так как приоритет использования того или другого материала был одной из основных частей эстетической программы «Баухауза». |
Но, в отличие от традиционного ремесленного училища, студент «Баухауза» работал не над единичным предметом, а над эталоном для промышленного производства. Новаторским был и сам принцип художественной подготовки. В прежних школах обучение живописи, рисунку, скульптуре по давней традиции носило пассивный характер, и освоение мастерства происходило в процессе, почти исключавшем анализ натуры. «Баухауз» считал, что одного только освоения мастерства недостаточно для того, чтобы привлечь пластические искусства на службу промышленности. Поэтому, кроме обычных натурных зарисовок, технического рисования, на всех курсах шло беспрерывное экспериментирование, в процессе которого студенты изучали закономерности ритма, гармонии, пропорции (как в музыке изучается контрапункт, гармония, инструментовка). |
Но при этом студенты овладевали всеми тонкостями восприятия, формообразования и цветосочетания. «Баухауз» стал подлинной лабораторией архитектуры и проектирования промышленных изделий.
|
||||||||||||
Архитектор Пинхас Хитт – известный ученик Баухауза |
||||||||||||
|
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D1%83%D1% 85%D0%B0%D1%83%D0%B7 http://www.dizayne.ru/txt/2stand034.shtml http://rosdesign.com/design/istorofdesign_deutsch.htm |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.