Изображение рыбы в живописи встречается нередко. Это популярный, красивый и многообразный символ, известный на протяжении многих веков в различных культурах.
Рыб почитают как символ зарождения жизни: жизнь произошла из воды, поэтому и ассоциации - с процессом оплодотворения.
Рыбные блюда, а также жертвоприношения рыбы преподносились в ритуальном богослужении всем богам подземного мира и лунным богиням вод, а также любви и плодородия. Этот символизм был известен как в Древнем Египте, так и в кельтской, индийской, месопотамской, бирманской, персидской культурах, искусстве восточных славян. Изображение этого животного часто встречается в декоре ювелирных изделий Центральной Азии, где онo также было связано с идеей плодородия. В древности золотую фигурку рыбки носили как амулет; рыбы-дельфины изображены в виде застежек (I в. до н.э.). Образ рыбы нашел отражение и в орнаменте некоторых традиционных украшений северных таджиков и узбеков. Этот орнамент известен под названием «рыбий хвост «или «рыбья чешуя» и трактовался как символ многочисленного потомства, а в некоторых случаях выступал олицетворением богатства и счастья.
Рыба:
вечно
живой
символ
Символы в
искусстве
Изображение рыбы в живописи
популярный, красивый
и многообразный
символ, известный на протяжении
многих веков в различных
культурах.
• Символ
зарождения
жизни
богатства
и счастья
• Символ процесса
оплодотворения
• Идея плодородия
• Символ
многочисленного
потомства
• Олицетворение
Значение и толкование символа
Символика тайнописи
такое толкование изображение
рыбы получило
знак веры.
в раннехристианском искусстве III
—VI вв. н.э. - в период первых
гонений христиан как секретный
Каждая
буква древнегреческог
о слова «Рыба» была
для христиан первой
буквой других важных
слов, выражающих
исповедание
христианской веры:
«Iesous Christos
Theou Hyios
Soter» (греч.) —
«Иисус Христос, Сын
Божий, Спаситель»
(сокращенно:
ICHTHUS — Рыба).
Символ Рыбы происхождение
монограммы Иисуса
«Как рыба
не может жить
без воды, так
истинный
христианин
не обретёт
спасения,
не пройдя
через воды
крещения».
Рыба как символ крещения
Рыбы и хлеба.
Мозаика. Табха.
Израиль. IV в. н.э.
Рыба как метафора
евхаристии и пример
милосердия: насыщение
пяти тысяч человек пятью
хлебами и двумя
рыбками.
Три рыбы на церковных
эмблемах,
переплетённые между
собой или имеющие одну
голову, обозначают Троицу.
Символ Троицы
Сюжет о пророке
Ионе, проглоченном
«большой рыбой»
и исторгнутом через
три дня
невредимым.
Символ воскресения
Толкование Откровения Св.
Иоанна Богослова «На море
Тивериадском»:
Лодка с учениками Христа означает
христианскую Церковь, а лов рыбы –
это лов душ человеческих, как
сказано и в Евангелии:
«Проходя близ моря
Галилейского, увидел Иисус двух
братьев: Симона, называемого
Петром, и Андрея, брата его,
закидывающих сети в море, ибо
они были рыболовы. И говорит
им Иисус: идите за Мною, и Я
сделаю вас ловцами человеков.
И они, тотчас, оставив сети,
последовали за Ним» (Мф. 4: 18-
20; Мар. 1: 16-18).
Символ «ловли человеков» в лоно
христианства
может переносить души умерших в мир иной. Вместе с якорем
или лодкой означает христианскую душу, которую Христос
ведёт к спасению. Иногда дельфин изображает самого Христа,
Самая распространенная "рыба" Средневековья – дельфин -
символ воскресения и спасения. Как отличный пловец,
т.к. эти животные часто плывут, сопровождая корабли.
Рыба средневекового мышления
Для астрономов и астрологов
- знак Луны
Для алхимиков - символ
воды
В медицине -
значение флегматического
темперамента
В сонниках (толкователях
снов) - интерпретация как
воплощения плотского
вожделения
Для крестьянина -
ассоциация с постом
Изображение
рыбы, подвешенной
за голову, - знак
беспорядка, нарушения
моральных норм
Рыба средневекового мышления
И. Босх. Триптих «Сад земных наслаждений».
1500−1510 гг.
Творчество Иеронима Босха - кульминация
перехода религиозной живописи в светскую, учитывая
сохранение многозначности изобразительного кода.
Художник часто употреблял определённые символы
в обратном общепринятому значении. Также
изобретал новые символы.
П. Брейгель
Старший.
Голландские
пословицы.
1559 г.
Герои картины Питера Брейгеля Старшего визуально
обращаются с рыбой, как с продуктом, но художник
в свои сюжеты вложил смысл, который до сих до конца
не прочитан искусствоведами, т.к. не все пословицы
дожили до наших дней.
Рыба как иллюстрация фламандских пословиц
«Жарить селёдку,
чтобы поесть икры» -
означает «Сорить
«Жарить целую
деньгами».
сельдь ради одной
икринки» - «Прилагать
слишком много
усилий для
достижения
ничтожного
результата».
«Тут селёдка не жарится»
- т.е. его попытки терпят
неудачу, он не получает
того, на что надеется:
«Всё идёт не по плану».
Голландские пословицы
П. Брейгеля Старшего
«Селёдка висит на
своих жабрах» - «Будь
готов к
ответственности за
свои поступки».
«Здесь что-то
большее, чем просто
селёдка» - «Тут что-то
большее, чем видно
на первый взгляд».
Голландские пословицы
П. Брейгеля Старшего
«Он рыбачит ниже,
мимо сети» - т.е.
«упускать удобный
случай, терять
возможность».
«Ловить рыбу без
сети» - «Извлекать
выгоду из работы
других людей».
Голландские пословицы
П. Брейгеля Старшего
На многих картинах,
как и на работе
Питера Брейгеля
Старшего,
присутствует сюжет
«Большие рыбы
пожирают малых» —
«Могущественные
угнетают слабых»,
«Съесть самому или
быть съеденным».
Голландские пословицы
П. Брейгеля Старшего
Особое место в этом контексте занимает образный ряд
Джузеппе Арчимбольдо, который отразил водную
стихию в женском портрете «Вода» (1563−1564 г.),
составленном из различных морских обитателей.
Европейское общество
претерпевало
изменения. Символ
Рыбы начал
утрачивать свое
сакральное значение
и стал переходить
в плоскость
утилитарную:
ловим, едим, получа
ем удовольствие.
Это произошло
в Голландии.
Появился натюрморт.
ПЕРЕОЦЕНКА ЦЕННОСТЕЙ: ЧЕЛОВЕК И ЕГО
ИНТЕРЕСЫ
Питер Клаас.
Натюрморт. 1597−1661.
Первые натюрморты: Хлеб, бокал вина, рыба -
символы Христа.
Рыба-символ получила
широкое распространение
в сценах рыбных
рынков и лавок, ловли
рыбы.
Заказчиками
произведений искусства
уже стали не только
церковь, но и новый
зарождающийся класс
буржуазии.
Стало популярным
иллюстрировать
деятельность различных
специальностей, ремёсел.
Франс Снейдерс.
Рыбная лавка
На полотне фламандского художника Ф. Снейдерса
сверкает серебристая рыбья чешуя. Этим изобилием
художник напоминает не о смерти, а об отшумевшей жизни.
Перед зрителем — олицетворение духа старой доброй
Фландрии, любви её народа к земным дарам и
одновременно воплощение простодушной мечты
о благодатной Стране бездельников, где жареные
куропатки влетают в рот всем желающим.
Илья Машков.
Натюрморт. 1910 г.
Участники
группы
«Бубновый
валет»
стремились
приблизить своё
творчество
к «народному
лубку», создавая
сочные красочные
натюрморты,
конкурирующих
с уличными
вывесками.
«Рыбная» тема в творчестве
художников начала XX в.
Джорджио Кирико.
Священные рыбы.
1918 г.
Яркое упоминание,
апеллирующее
к классической
традиции, — картина
основоположника
метафизической
живописи
Джорджио
Кирико «Священны
е рыбы», в которой
сюжет полон
таинственности
и многозначности.
Да и название прямо
указывает
на смысл.
«Рыбная» тема в творчестве
художников начала XX в.
Художников авангарда
уже интересовали
оптические
иллюзии, игра
форм, цвета, фактур.
Зинаида
Серебрякова. Рыба
на зелени. 1935
Зинаида Серебрякова.
Селёдка и лимон
«Рыбная» тема в творчестве
художников XX в.
Жорж Брак.
Натюрморт с
рыбой.
Жорж Брак.
Чёрная рыба.
1942 г.
«Рыбная» тема в творчестве
художников XX в.
Анри Матисс.
Красные рыбки
Изображение в стиле
– граница
импрессионизма и
фовизма.
Использование ярких
чистых цветов, отказ от
полутонов и светотени
создаёт иллюзию
чистого взора – так
непосредственно и
радостно на мир может
глядеть только
ребёнок.
Картина отказывается
что-либо повествовать,
а лишь вызывает
светлые эмоции.
«Рыбная» тема в творчестве
художников XX в.
По-своему
интерпретировал образ
обитательницы водной
стихии Пауль Клее.
Своим
свечением, угрожающим
и «колючками» рыбка
приковывает к себе
взгляд зрителя. Вполне
вероятно, что в этой
работе автор решил
обратиться
к нереализованным
фантазиям, и милое
детским
создание
трансформировал
в загадочную
Пауль Клее. Золотая
рыбка. 1925
пиранью.
«Рыбная» тема в творчестве
художников XX в.
Николай Рерих.
Заклятие. Терафим.
1940 г.
К мистической
теме рыб
обратился
в 1940 г.
Николай Рерих.
На картине
изображён
шаман,
обращающийся
в своём обряде
к силам
воды, огня, зем
ли и воздуха.
«Рыбная» тема в творчестве
художников XX в.
Художники любят
изображать рыб и по сей
день. И наверняка будут
всё время возвращаться
к этому образу.
Скорее всего, их интерес
будет продиктован
свойствами обитателей
морских
глубин, заложенными
на подсознательном
уровне: водная стихия,
изобилие, богатство
и разнообразие
природы.