Презентация по МХК на тему «Рыба: вечно живой символ»

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 21.02.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Изображение рыбы в живописи встречается нередко. Это популярный, красивый и многообразный символ, известный на протяжении многих веков в различных культурах. Рыб почитают как символ зарождения жизни: жизнь произошла из воды, поэтому и ассоциации - с процессом оплодотворения. Рыбные блюда, а также жертвоприношения рыбы преподносились в ритуальном богослужении всем богам подземного мира и лунным богиням вод, а также любви и плодородия. Этот символизм был известен как в Древнем Египте, так и в кельтской, индийской, месопотамской, бирманской, персидской культурах, искусстве восточных славян. Изображение этого животного часто встречается в декоре ювелирных изделий Центральной Азии, где онo также было связано с идеей плодородия. В древности золотую фигурку рыбки носили как амулет; рыбы-дельфины изображены в виде застежек (I в. до н.э.). Образ рыбы нашел отражение и в орнаменте некоторых традиционных украшений северных таджиков и узбеков. Этот орнамент известен под названием «рыбий хвост «или «рыбья чешуя» и трактовался как символ многочисленного потомства, а в некоторых случаях выступал олицетворением богатства и счастья.
Иконка файла материала Рыба.pptx
Рыба: вечно живой символ Символы в  искусстве
Изображение рыбы в живописи ­  популярный, красивый  и многообразный  символ, известный на протяжении  многих веков в различных  культурах.
• Символ зарождения жизни богатства и счастья • Символ процесса оплодотворения • Идея плодородия • Символ многочисленного потомства • Олицетворение Значение и толкование символа
Символика тайнописи ­ такое толкование изображение рыбы получило знак веры. в раннехристианском искусстве III —VI вв. н.э. - в период первых гонений христиан как секретный
Каждая буква древнегреческог о слова «Рыба» была для христиан первой буквой других важных слов, выражающих исповедание христианской веры: «Iesous Christos Theou Hyios Soter» (греч.) — «Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель»  (сокращенно: ICHTHUS — Рыба). Символ Рыбы ­ происхождение  монограммы Иисуса
МНОГОЗНАЧНОС ТЬ СИМВОЛА
«Как рыба не может жить без воды, так истинный христианин не обретёт спасения, не пройдя через воды крещения». Рыба как символ крещения
Рыбы и хлеба.  Мозаика. Табха.  Израиль. IV в. н.э. Рыба как метафора евхаристии и пример милосердия: насыщение пяти тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбками.
Три рыбы на церковных эмблемах,  переплетённые между собой или имеющие одну голову, обозначают Троицу. Символ Троицы
Сюжет о пророке Ионе, проглоченном  «большой рыбой» и исторгнутом через три дня невредимым. Символ воскресения
Толкование Откровения Св. Иоанна Богослова «На море Тивериадском»: Лодка с учениками Христа означает христианскую Церковь, а лов рыбы – это лов душ человеческих, как сказано и в Евангелии: «Проходя близ моря Галилейского, увидел Иисус двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы. И говорит им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они, тотчас, оставив сети, последовали за Ним» (Мф. 4: 18- 20; Мар. 1: 16-18). Символ «ловли человеков» в лоно  христианства
может переносить души умерших в мир иной. Вместе с якорем или лодкой означает христианскую душу, которую Христос ведёт к спасению. Иногда дельфин изображает самого Христа, Самая распространенная "рыба" Средневековья – дельфин - символ воскресения и спасения. Как отличный пловец, т.к. эти животные часто плывут, сопровождая корабли.  Рыба средневекового мышления
Для астрономов и астрологов - знак Луны Для алхимиков - символ воды В медицине - значение флегматического темперамента В сонниках (толкователях снов) - интерпретация как воплощения плотского вожделения  Для крестьянина - ассоциация с постом Изображение рыбы, подвешенной за голову, - знак беспорядка, нарушения моральных норм Рыба средневекового мышления
И. Босх. Триптих «Сад земных наслаждений».  1500−1510 гг. Творчество Иеронима Босха - кульминация перехода религиозной живописи в светскую, учитывая сохранение многозначности изобразительного кода. Художник часто употреблял определённые символы в обратном общепринятому значении. Также изобретал новые символы.
П. Брейгель  Старший.  Голландские  пословицы.  1559 г. Герои картины Питера Брейгеля Старшего визуально обращаются с рыбой, как с продуктом, но художник в свои сюжеты вложил смысл, который до сих до конца не прочитан искусствоведами, т.к. не все пословицы дожили до наших дней. Рыба как иллюстрация фламандских пословиц
«Жарить селёдку, чтобы поесть икры» - означает «Сорить «Жарить целую деньгами». сельдь ради одной икринки» - «Прилагать слишком много усилий для достижения ничтожного результата». «Тут селёдка не жарится» - т.е. его попытки терпят неудачу, он не получает того, на что надеется: «Всё идёт не по плану». Голландские пословицы  П. Брейгеля Старшего
«Селёдка висит на своих жабрах» - «Будь готов к ответственности за свои поступки». «Здесь что-то большее, чем просто селёдка» - «Тут что-то большее, чем видно на первый взгляд». Голландские пословицы  П. Брейгеля Старшего
«Он рыбачит ниже, мимо сети» - т.е. «упускать удобный случай, терять возможность». «Ловить рыбу без сети» - «Извлекать выгоду из работы других людей». Голландские пословицы  П. Брейгеля Старшего
На многих картинах, как и на работе Питера Брейгеля Старшего, присутствует сюжет «Большие рыбы пожирают малых» — «Могущественные угнетают слабых», «Съесть самому или быть съеденным». Голландские пословицы  П. Брейгеля Старшего
Особое место в этом контексте занимает образный ряд Джузеппе Арчимбольдо, который отразил водную стихию в женском портрете «Вода» (1563−1564 г.), составленном из различных морских обитателей.
Европейское общество претерпевало изменения. Символ Рыбы начал утрачивать свое сакральное значение и стал переходить в плоскость утилитарную: ловим, едим, получа ем удовольствие. Это произошло в Голландии. Появился натюрморт. ПЕРЕОЦЕНКА ЦЕННОСТЕЙ: ЧЕЛОВЕК И ЕГО  ИНТЕРЕСЫ
Питер Клаас. Натюрморт. 1597−1661. Первые натюрморты: Хлеб, бокал вина, рыба - символы Христа.
Рыба-символ получила широкое распространение в сценах рыбных рынков и лавок, ловли рыбы. Заказчиками произведений искусства уже стали не только церковь, но и новый зарождающийся класс буржуазии. Стало популярным иллюстрировать деятельность различных специальностей, ремёсел.
Франс Снейдерс. Рыбная лавка На полотне фламандского художника Ф. Снейдерса сверкает серебристая рыбья чешуя. Этим изобилием художник напоминает не о смерти, а об отшумевшей жизни. Перед зрителем — олицетворение духа старой доброй Фландрии, любви её народа к земным дарам и одновременно воплощение простодушной мечты о благодатной Стране бездельников, где жареные куропатки влетают в рот всем желающим.
Илья Машков. Натюрморт. 1910 г. Участники группы «Бубновый валет» стремились приблизить своё творчество к «народному лубку», создавая сочные красочные натюрморты, конкурирующих с уличными вывесками. «Рыбная» тема в творчестве  художников начала XX в.
Джорджио Кирико. Священные рыбы. 1918 г. Яркое упоминание, апеллирующее к классической традиции, — картина основоположника метафизической живописи Джорджио Кирико «Священны е рыбы», в которой сюжет полон таинственности и многозначности. Да и название прямо указывает на смысл. «Рыбная» тема в творчестве  художников начала XX в.
Художников авангарда уже интересовали оптические иллюзии, игра форм, цвета, фактур.  Зинаида Серебрякова. Рыба на зелени. 1935 Зинаида Серебрякова. Селёдка и лимон «Рыбная» тема в творчестве  художников XX в.
Жорж Брак. Натюрморт с рыбой. Жорж Брак. Чёрная рыба. 1942 г. «Рыбная» тема в творчестве  художников XX в.
Анри Матисс. Красные рыбки Изображение в стиле – граница импрессионизма и фовизма. Использование ярких чистых цветов, отказ от полутонов и светотени создаёт иллюзию чистого взора – так непосредственно и радостно на мир может глядеть только ребёнок. Картина отказывается что-либо повествовать, а лишь вызывает светлые эмоции. «Рыбная» тема в творчестве  художников XX в.
По-своему интерпретировал образ обитательницы водной стихии Пауль Клее. Своим свечением, угрожающим и «колючками» рыбка приковывает к себе взгляд зрителя. Вполне вероятно, что в этой работе автор решил обратиться к нереализованным фантазиям, и милое детским создание трансформировал в загадочную Пауль Клее. Золотая рыбка. 1925 пиранью. «Рыбная» тема в творчестве  художников XX в.
Николай Рерих. Заклятие. Терафим. 1940 г.  К мистической теме рыб обратился в 1940 г.  Николай Рерих. На картине изображён шаман,  обращающийся в своём обряде к силам воды, огня, зем ли и воздуха. «Рыбная» тема в творчестве  художников XX в.
Художники любят изображать рыб и по сей день. И наверняка будут всё время возвращаться к этому образу. Скорее всего, их интерес будет продиктован свойствами обитателей морских глубин, заложенными на подсознательном уровне: водная стихия, изобилие, богатство и разнообразие природы.