Направление в европейском и русском искусстве 1870 – 1910 гг. представители которого стремились с помощью символа выразить интуитивно постигаемый смысл явлений материального и духовного мира, воплотить его вневременную идеальную сущность. В конце XIX века проявились признаки разочарования в реализме.
Его критики утверждали, что искусство существует не для того, чтобы решать
какие-то социальные проблемы.
Искусство творит свой собственный мир, и в этом состоит его предназначение.
Искусство ради искусства – такой была формула творчества символистов.
Зарубежное
Зарубежное
искусство
искусство
XX XX века
века
МХКМХК
11 класс
11 класс
Направления в искусстве XX века
Символизм
Фовизм
Кубизм
Экспрессионизм
Сюрреализм
Постимпрессионизм
Абстракционизм
Дадаизм
Пьер Пюви де Шаванн.
Безумная на берегу моря
Поль Синьяк.
Порт СенТропез
Сальвадор Дали.
Сон
Направление в европейском и русском искусстве 1870 – 1910 гг.
СИМВОЛИЗМ
представители которого стремились с помощью символа выразить
интуитивно постигаемый смысл явлений материального и духовного
мира, воплотить его вневременную идеальную сущность.
Каспар Давид Фридрих.
Путник над морем тумана
В конце XIX века проявились признаки разочарования в реализме.
Его критики утверждали, что искусство существует не для того, чтобы решать
какието социальные проблемы.
Искусство творит свой собственный мир, и в этом состоит его предназначение.
Искусство ради искусства – такой была формула творчества символистов.
Арнольд Бёклин. Остров мертвых
Тоска
Меня не веселит ничто в тебе,
Природа:
Ни хлебные поля, ни отзвук
золотой
Пастушеских рогов, ни утренней
порой
Заря, ни красота печального
захода.
Смешно искусство мне, и
Человек, и ода,
И песенка, и храм, и башни
вековой
Стремленье гордое в небесный
свод пустой,
Что мне добро и зло, и рабство,
и свобода!
Пьер Пюви де Шаванн.
Безумная на берегу моря
Поль Верлен
Обри Бёрдслей.
. Иллюстрация к книге
«Смерть короля Артура»
Густав Моро.Единороги
Густав Климт. Жизнь и смерть
ФОВИЗМ
Фовизм (от
французского fauve –
дикий) – течение во
французской живописи
начала XX века. С
фовизма начинается
революция цвета в
искусстве XX века.
В Париже на осеннем
салоне 1905 г. Были
выставлены картины
группы художников,
удививших искушенную
французскую публику
резкостью и смелостью
сочетания ярких цветов,
примитивностью форм.
Анри Матисс.
Танец
Анри Матисс. Семейный портрет
Мотивы полотен Матисса удивляют
своей простотой: цветы, пёстрые
ткани…
Царствует плоскость, объём
предметов
лишь чуть намечен. Настроение
создаётся с помощью контрастного
сопоставления тонов, сочных и
ярких.
Предметы окружающего мира не
исчезли
с полотен фовистов, но они утеряли
своё
смысловое значение, превратились в
носителей цвета.
Анри Матисс. Красные рыбки
КУБИЗМ
Авангардное –
направление в
живописи начала XX
века.
Основоположники –
французские
художники Пабло
Пикассо и Жорж Брак.
Название «кубизм»
возникло из негативной
оценки работ этого
направления,
названных критикой
«скопищем кубиков»
Пабло Пикассо.
Музыкальные инструменты
Французский художник
испанского
происхождения Пабло Пикассо
(1881 – 1973)
В 1901 г. начался так
называемый
«голубой период» его творчества.
Работы этого времени окрашены
в элегические голубые тона,
на них появились характерные
персонажи:
задумчивые женщины, хрупкие
болезненные дети, акробаты и
комедианты. Обращают на себя
внимание печальная
сосредоточенность их лиц,
невидящие глаза, говорящие о
полном смирении, покорности
судьбе.
Пабло Пикассо. Странствующие гимнасты
С 1904 по 1906 гг. длится «розовый
период»
в творчестве художника. В его полотнах
зазвучали тонкие поэтические
настроения,
переданные изысканной гаммой розово
золотистых и серебристоголубых тонов.
Нервный и точный рисунок, которым в
совершенстве владел Пикассо, придаёт
его полотнам утончённую
неповторимость.
Одна из самых известных картин Пикассо
«Девочка на шаре» (хранится в Музее
изобразительных искусств им.
А.С.Пушкина)
Тонкая пластичная, несколько угловатая
девочка олицетворяет хрупкость и
незащищенность красоты в жестоком
мире.
Угрюмый, застывший атлет подчёркивает
выразительность детского образа.
Пабло Пикассо. Девочка на
шаре
Картина «Авиньонские
девицы» (1907)
открыла кубистический
период в творчестве
художника. Из этого
полотна словно
«выкачан» воздух,
розовые фигуры
Резвящихся женщин
прижаты к плоскости,
раздробленной на
мелкие планы голубого,
синего и коричнего
цветов. Гротесковые
образы подчеркнуто
геометричны,
необъёмны, нарочито
заострены.
Пабло Пикассо. Авиньонские девицы
Пабло Пикассо. Герника
Особое место среди произведений Пабло Пикассо занимает полотно «Герника»,
написанное под впечатлением зверского разрушения испанского города
фашистскими бомбардировщиками в 1937 году. Над этой картиной художник
работал очень долго. Полотно громадных размеров (350 – 782 см) кажется
бесконечным. Представленные в виде абстрактных символов обезумевшие люди
мечутся в судорогах ужаса и страха, взывают о помощи, но ждать её неоткуда.
Образы «Герники» излучают ненависть к злу и насилию, предостерегая
человечество от грядущих военных катастроф.
В 1907г. В мастерскую Пикассо
пришёл молодой художник
Жорж Брак (1882 1936).
Объединив усилия, живописцы
разработали основы кубизма,
памятуя о том, что еще Сезанн
приказывал видеть природу
сквозь геометрию шара, конуса и
цилиндра. Пикассо и Брак были
уверены, что, отбросив
реалистичную натуру, модель,
перспективу, правдоподобие
светотеневой игры, геометрически
разложив предметы на плоскости,
они открыли «первоэлементы»
вещей, поновому взглянули на
живопись.
Жорж Брак. Портрет
ЭКСПРЕССИОНИЗМ
Течение в художественной культуре начала XX века.
Проникнуто глубочайшим пессимизмом; его творцы видят жизнь удивительно
однобоко, «в чёрном цвете».
Они превратили живопись – в неистовство деформированных образов, музыку
в безысходно гнетущую трагедию, театр – в драму крика и боли, тем самым
открыв новую, быть может, самую мрачную страницу мировой художественной
культуры.
Вся гармония мира не стоит слезинки замученного
ребёнка – этот постулат нравственности
Ф.М.Достоевского во многом близок взглядам
экспрессионистов.
Но на персонажах экспрессионистских произведений
не лежит груз ответственности за чужие судьбы.
Стечение обстоятельств «выдергивает» человека
из привычной колеи жизни – и вот уже перед нами
не личность, а человекоподобное существо,
испытывающее муки бессилия,
охваченное животным ужасом и задающееся
бессмысленным вопросом: «За что?»
Эдвард Мунк. Крик
Экспрессионизм утверждал: в мире нет Бога, на земле «правит бал» слепая
сила, калечащая души и тела, не оставляя надежды на любовь и счастье.
Эдвард Мунк. Танец Жизни
«Выплескивая»
на полотна свои
страхи, боль,
экспрессионисты
редко говорили о
социальных или
нравственных
проблемах. Но
картина Эмиля
Нольде (1867 –
1956) «Пляска…»
исключение из
правил. На
полотне
полуобнажённые
женщины с
искаженными
пропорциями
тела в какомто
экстазе совершают
таинственные
движения – символ
бессмысленного
поклонения
человечества
власти денег.
Эмиль Нольде. Пляска вокруг золотого тельца
Отто Дикс (1819 – 1969)
Главный и самый
печальный
Жизненный опыт
художник приобрёл во
время Первой мировой
войны, в окопах которой
провёл несколько лет.
Война стала главной
темой его творчества.
Более чем в ста
портретах и рисунках
Дикс запечатлел её
ужасы и мерзости,
разработав для этого
специальную технику –
«кромсание на куски»:
форма предмета
разбивалась на
отдельные составные
части
Отто Дикс. Инвалиды войны играют в карты
В год прихода Гитлера к
власти
Отто Дикс создал
полотно «Семь
смертных грехов»
яркую
карикатуру на
диктатора,
изображенного в виде
недоразвитого
подростка,
оседлавшего старуху
зависть
Отто Дикс. Семь смертных грехов