Презентация по мировой художественной культуре. Тема: Вальс (2 класс). В презентации присутствует описание и иллюстрации к теме. Материал состоит из ярких и красочных слайдов. Показали умение работать в Power Point. Рассмотрели основные фотографии, схемы и картины. Материал полезен учителям на уроках.Презентация по мировой художественной культуре. Тема: Вальс (2 класс).
Ход исследования:
Вальс (от немецкого walzer, бальный танец) вобрал
черты народного танца лендлера. Крестьяне на
праздничных вечерах весело кружились парами.
Постепенно движения становились плавными,
кругообразными – рождался вальс.
Opera от итальянского означает «сочинение».Опера
музыкальное театральное произведение, где сочетаются
сольное, ансамблевое и хоровое пение, инструментальная
музыка и декорационное искусство.
Балет – театральное представление – танцы и пантомима,
сопровождаемые музыкой.
Гипотеза:
На основе интонаций бытовых
танцевальных жанров, в частности
вальсов, могут рождаться развёрнутые
музыкальные произведения, такие как
балет, опера и симфония.
Цели:
Выяснить наличие вальсовых интонаций в
балете П.И. Чайковского «Щелкунчик».
Найти вальсовые интонации в опере
С.С.Прокофьева «Война и мир»
Раскрыть тяготение к «серьёзной» музыке
одного жанра – вальса.
Задачи:
Раскрыть более широко понятие жанра
вальс.
Уметь различать вальсовые интонации и
ритм от других танцевальных интонаций и
ритмов.
История возникновения вальса.
Родиной вальса считают сразу
три страны: Францию, Чехию и
Австрию.В середине ХУII
СТОЛЕТИЯ во Франции
бытовал народный танец вольт.
В Чехии в это же время был
популярен веселый танец
фурмант.
В Австрии танцевали степенный
танец лендлер.Была ещё
немецкая разновидность
лендлера – быстрый,
стремительный вальцер.
Новый танец вальс соединил в себе элементы вольт,
фурманта, лендлера и вальцера. Вальс вышел из сельских
кабачков и вошел в аристократические танцевальные залы.
Только принят он был там не сразу. Во дворцах новый танец
считался неприличным. Но, несмотря ни на что, вальс
нельзя было остановить, он с триумфом шел по странам
Европы. За два столетия, прошедших с рождения вальса,
облик его менялся, становился разнообразным. Вальс
считался символом юности, любви, жизни.
В творчестве композиторов различных стран и эпох вальсы
бывают разными: бальными, эстрадными, симфоническими
и оперными, веселыми и грустными, мятежными и нежно
поэтическими.
В удивительном вальсе кружились дома,
и старинные храмы несли купола,
и на лучших страницах раскрылись тома,
и звонили беззвучные колокола.
Вальс пустых дворцов, вальс былых
венцов,
вальс к лицу лицо, без прикрас,
вальс военных дней, смерти и огней,
вальс судьбы моей, жизни вальс,
Вальс старинных дам, вальс клаксонных
гамм,
вальс огней реклам, вальс дождей,
вальс недвижных поз, вальс больших
стрекоз,
вальс травы в покос, вальс людей.
А. Дольский
Вальсовая ритмика
Чайковскийреформатор
русского балета, свершивший
«полный переворот» в балете,
переосмысливший его
отдельные жанры, в частности
вальса, который в музыке
Чайковского» перестает быть
вальсом жанра», а «становится
вальсом характера, вальсом
мысли, вальсом образа».
Анализ вальса из оперы « Война и
мир» С.С.Прокофьева.
Если ария Кутузова важнейшая точка
темы войны в опере С.С.Прокофьева, то
важнейшей точкой темы мира является
известный лирический вальс. Он звучит в
начале оперы, в сцене бала, когда
встречаются одни из главных героев
романа Наташа Ростова и Андрей
Болконский, и в конце , в сцене смерти
Андрея, этот вальс звучит как
воспоминание о счастье.
Вывод:
Проанализировав и проследив историю
возникновения вальса, его распространение
в музыкальном мире, мы подтверждаем
гипотезу, что вальс существует не только
как отдельное произведение, но и является
частью таких крупных произведений как
оперы, балета, симфонии и других.
Источники:
Музыка. 5 класс: поурочные планы по учебнику
В.В.Алеева, Т.И.Науменко/ авт.сост.В.М.Самигулина,
Волгоград: Учитель, 2007.
154 с.
Музыка.8 класс: поурочные планы/авт.
сост.В.М.Самигулина. Волгоград: Учитель, 2006.186с.
Б.Асафьев. О музыке Чайковского. Издателсьтво
«Музыка», 1972. 375 с.