Презентация по музыке на тему: "Можем ли мы услышать живопись?"
Оценка 4.9
Работа в классе
docx
музыка
5 кл
20.01.2017
Презентуется урок в 5 классе. В контексте темы "Музыка и живопись" рассматривается балет Игоря Стравинского "Петрушка". Для более глубокого восприятия детьми этой темы проводится сравнение с картинами русских художников Б.М.Кустодиева, В.И.Сурикова и К.Е.Маковского. Дети рассматривают репродукции, выявляя особенности цвета, колорита, ритма композиций музыкальных и изобразительного искусства. на уроке происходит интегрирование живописных и музыкальных произведений, что глубже раскрывает эмоциональное богатство замечательных произведений искусства.
Многокрасочность и национальный колорит.docx
Можем ли мы услышать живопись?
Цель урока: Выявить, как в музыке и в изобразительном искусстве множество контрастных
деталей соединяется в одно единое целое
Задачи урока:
1 Образовательные
• Умение анализировать и находить общие точки соприкосновения в различных видах
искусства
2 Воспитательные
• Воспитание эмоциональнообразной культуры ребенка
3 Развивающие
• Развивать музыкальные способности: слух, чувство ритма, музыкальную память.
Тип урока: интегрированный урок – закрепление темы (музыка, живопись, театр).
Методическое обеспечение:
1. Музыка для слушания и исполнения
• И.Ф.Стравинский, фрагменты балета «Петрушка» (тема гуляния, «Танцовщица»,
«Шарманщик играет на трубе», «Танец оживших кукол»
• Г. Струве, сл.Иры Исаковой «Я хочу увидеть музыку, я хочу услышать музыку»
2. Наглядные пособия:
• репродукции картин: Б.М.Кустодиев «Масленица», В.И.Суриков «Взятие снежного
городка», К.Е.Маковский «Народные гуляния во время Масленицы»
• Кроссворд
3. Раздаточный материал:
• карточки в конверте (загадки)
• карточки с изображениями главных героев
• музыкальные инструменты (гусли, деревянные ложки, бубен,треугольник)
• карточки с попевками
4. Оборудование:
• музыкальные инструменты: фортепиано
• компьютер
Ход урока:
1. Организационный момент 2 минуты
2. Повторение пройденного материала: «Я рада видеть Вас, ребята, на уроке, который
продолжит наше путешествие в страну музыкальной живописи. Каждый человек художник.
Красота жизни, дотронувшись до человеческой души, рождает в ней мелодию.
Отработка вокальнопевческих навыков, закрепление динамики и штрихов в песне
Г.Свиридова «Я хочу увидеть музыку» 10 минут 3. Введение в тему урока.
Проводы зимы, Масленица – обрядовый славянский праздник. Он возник в в глубокой
древности, до принятия христианства на Руси и праздновался в конце зимы. На окраину
деревни выносили и сжигали соломенное чучело, которое олицетворяло злую, суровую,
иногда очень голодную для крестьян зиму. Песнями, танцами, горячими блинами закликали
веснукрасну.
Так у славянских народов появились песнивеснянки.
Раздаются карточки с песнямивеснянками
Весна весна красная!
Приди, весна, с радостью, радостью,
С великою милостью:
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным!
***
Приди к нам, весна,
Со радостью!
Со великою к нам
Со милостью!
Со рожью зернистою,
Со пшеничкой золотистою,
С овсом кучерявыим,
С ячменем усатыим,
Со просом, со гречею,
С калиноймалиною,
С грушами, с яблочками,
Со всякой садовинкой,
С цветами лазоревыми,
С травушкоймуравушкой.
***
Жавороночек на приталинке
Распевает, распевает,
Он зовет себе, он зовет себе
Весну красную, весну красную.
Не лежать снежкам во чистом поле
Растопиться, растопиться,
Во синё море, во синё море
Укатиться, укатиться.
***
Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето теплое,
Унесите от нас зиму холодную.
Нам холодная зима надоскучила,
Руки, ноги отморозила.
***
Жавороночкиполетовочки, Прилетите к нам,
Принесите нам
Весну красную,
Лету теплую!
Нам зима надоела,
Весь хлеб у нас поела,
Всю скотинку поморила.
***
Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью.
С радостью, радостью,
С великою милостью:
Уроди лен высокий,
Рожь, овес хороший
Прочитать и придумать свои заклички, не похожие по стилю, с использованием музыкальных
инструментов инструментов
Пример на фортепиано (играет педагог)
4.Работа по теме урока.
Проведение беседы по картинам русских художников. На доске репродукции Б.М.
Кустодиева, В.И. Сурикова и К.Е Маковского, посвящённых народным гуляниям в Маслену
неделю.
1) Выберите самую музыкальную, звучащую в Вашем воображении картину
2) Какие звуки можно представить себе, глядя на картину?
3) Какие краски природы согласуются с красочностью праздничного веселья?
4)Что объединяет все разные детали картин в одно целое?
(Все 3 картины очень пёстрые, с резкими контрастами, вместе с тем очень цельные.
Сочетание неподвижной белой массы инея на деревьях с яркими красками движущейся
шумной толпы составляет основной контраст картин)
5) Чтобы сложить музыку по репродукциям русских художников, какие музыкальные краски
следует использовать?
6) Какой тип музыки помог бы передать народное гуляние (шум разноголосой праздничной
толпы, народные наигрыши, песни, перезвон бубенцов под дугой лихой тройки, голоса
артистов и музыку балагана – кукольного театра)? Достаточно ли было бы сложить только
одну мелодию, чтобы нарисовать картину Масленицы? Ответ детей.
5. Слушание и обсуждение отрывков из балета «Петрушка» И.Стравинского 10 минут
В начале прошлого века русский композитор Игорь Фёдорович Стравинский сочинил
балет о народном масленичном гулянии. Главным героем балета он сделал ожившую куклу –
любимца балаганных спектаклей Петрушку. Свой балет И.Ф. Стравинский так и назвал:
«Петрушка» «Потешные сцены в четырёх картинах». «Петрушку исполняют и в концертах
как «симфоническую сюиту»
В первой картине композитор нарисовал народное гулянье на масляной:
«Балаганный дед потешает толпу. Появляется шарманщик с уличной танцовщицей.
Шарманщик играет на шарманке, потом на трубе. Танцовщица танцует, отбивая такт
треугольником. Два барабанщика привлекают внимание толпы. Из театрика выходит старый
фокусник. Он играет на флейте. Занавес раздвигается, толпа видит трёх кукол: Петрушку,
Арапа и Балерину. Фокусник оживляет их прикосновением своей флейты. К великому
удивлению толпы, Петрушка, Арап и Балерина дружно пускаются в пляс.».
Чтобы передать эту картину, И.Ф. Стравинский написал множество мелодий, которые
напоминают русские народные песни, танцы, наигрыши. Но иногда он включал в свою музыку интонации настоящих народных мелодий.
Перед слушанием следует наиграть на фортепиано основные темы: (Тема Гуляния,
Танцовщица, Шарманщик, Танец оживших кукол)
1) Есть ли чтолибо общее между музыкальной картиной масленичного гуляния в
балете
И.Ф. Стравинского «Петрушка» и картинами русских художников?
2) Какие музыкальные краски использовал для своей картины М.Стравинский?
3) Найдите интонации закличек в теме гуляний.
4) Прохлопать в ладоши ритмический рисунок темы, которую шарманщик играет на
трубе.
Итог урока.
«Петрушка» это реальная жизнь. Н. Мясковский об этом балете сказал: «Это сама
жизнь. Вся музыка полна такой бодрости, такой свежести, доступности, такого
здорового и неподкупного веселья, такой несдержанной удали…, словно вы сами в
снежносолнечный масленичный суетливый день … попали в праздничную, хохочущую
толпу и «слились с ней в неразрывное ликующее целое.»
Презентация по музыке на тему: "Можем ли мы услышать живопись?"
Презентация по музыке на тему: "Можем ли мы услышать живопись?"
Презентация по музыке на тему: "Можем ли мы услышать живопись?"
Презентация по музыке на тему: "Можем ли мы услышать живопись?"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.